Слайд 17 класс
Урок 3. Практикум
Журавлева С.Р.
Слайд 2Выполни задания
1. Соотнесите даты и события
1598 г. - Начало стихийных
бедствий в России
1601 г. -Избрание Бориса Годунова на царство
1604 г. -Смерть Бориса Годунова
1605 г .- Начало похода Лжедмитрия I на Москву
1242 г. – Основание Москвы Долгоруким
1147 г. – Ледовое побоище Невского с немцами
2. Дайте определение терминам:
Патриарх -
Царь –
Заповедные лета –
Самозванец –
Вотчина –
Земский собор –
Посадник -
Слайд 3III. О каких событиях написаны следующие строки.
а)“Привел меня Бог видеть
злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда же — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич…”
Б)“Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!”
В)Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
Слайд 4Смутное время на Руси (1598-1613 гг.)
С 2005 года 4 ноября Россия
отмечает новый для себя праздник День народного единства. "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".
Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва – столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло?
Что такое Смута?
Причины.
Этапы.
Итоги.
Слайд 5Причины Смуты
Заполни таблицу, используя &1-2
Слайд 6Документ на оценку
3. Работа с источником:
Из сочинения историка В.О. Ключевского.
“...Почвой для
нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был
пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение
старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...”
Вопросы:
К какому веку российской истории относятся события, описываемые в отрывке?
Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?
Слайд 71. Работа с документом.
Ученые так и
не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: «При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.
Вопросы:
1. Какой указ искали ученые? Что такое ЭТО?
2. При каком монархе было введено это ограничение?
3. Как еще можно назвать “совет старейших бояр”?
4. Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”?
5. Что еще было произведено наряду с введением ЭТОГО, судя по документу?
Слайд 88 класс
Урок 3. Практикум
Журавлева С.Р.
Слайд 9Выполни задания
1. Соотнесите даты и события
1703 г. –Полтавское сражение
1700-1721 г.
– Правление Павла 1
1709г. – Закон о «вольных хлебопашцах
1796-1801г .- Правление Александра 1
1801-1825 г. – Северная война
1803г. – Основание Санкт-Петербурга
2. Дайте определение терминам:
Император-
Царь –
Крепостное право–
Негласный комитет–
Мануфактура–
Казачество–
Слайд 10Об императоре
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам
подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Задание 3. Что вам известно об этом императоре, помимо оды А.С. Пушкина?
Слайд 12
правление Павла I и Александра I
План урока:
Начало 19 в.
Правление Павла
I
Внутренняя политика Александра :
Деятельность Негласного комитета
Деятельность Сперанского М.М.
Внешняя политика Александра I
Д\з §1-2 – ист. диктант
История России XIX век
Слайд 13Молодой император Александр I окружил себя своими "молодыми друзьями". Они и
вошли в состав Негласного комитета. Это были граф П.А. Строганов, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев. .
Негласный комитет
Слайд 14«Негласный комитет»
Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над
реформою бесформенного здания управления империей».
Слайд 15Министерская реформа
1802 год
Манифест
"Об учреждении министерств"
«…разделить государственные
дела
на разные части,
сообразно
естественной их связи
между собою,
и для благоуспешнейшего
течения поручить оные ведению
избранных нами министров…"
военных сухопутных сил
военных морских сил
иностранных дел
внутренних дел
финансов
юстиции
коммерции
народного просвещения
Слайд 16Указ «О вольных хлебопашцах»
Помещики получили право отпускать крестьян на волю
с землёй
за выкуп
(таких крестьян стали называть "вольными хлебопашцами").
Практические результаты этого указа были ничтожны
(только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу
к концу царствования Александра I).
Основная причина заключалась не только
в нежелании помещиков отпускать своих крестьян,
но и в неспособности крестьян
заплатить назначенный выкуп.
Слайд 17«Граф С. П. Румянцев получает от императора Александра указ об освобождении»
крестьян».
Из Монитера, 3 мая 1803 г.: «С искренним удовлетворением, я дарую вам то, что вы у меня просили. Для меня ясно, что мотивы, которые вами руководили, принадлежат к тем великодушным порывам отзывчивых и твердых душ, которые во все времена содействовали счастью человечества; к этой дани должного, отдаваемой мною вам, я прибавляю еще надежду на счастливые результаты, которых не может не иметь указ, даваемый мною по вашему представлению; независимо от преимуществ, получаемых теми, к кому он относится, он должен содействовать улучшению земледелия и укрепить на непоколебимых основах общее благополучие: вот за что я считаю своим долгом быть вам признательным; мое расположение принадлежит вам навсегда, и как свидетельство моих чувств я прошу вас принять мой портрет»
С.-Петербург
25 февраля 1803.Александр.
Слайд 18Александр I вступил на престол с реформаторскими намерениями. При подготовке реформ
он решил опираться на своих молодых друзей (Кочубей, Новосильцев, Строганов и пр.), из которых был составлен Негласный комитет
В комитете обсуждались различные реформы государственного управления. На практике Александр I осуществил лишь преобразование коллегий в министерства
После Тильзитского мира Александр I вернулся к реформаторским замыслам, но теперь на роль главного реформатора выдвинулся М.М. Сперанский, разработавший по поручению императора целую программу преобразований
Из этой программы были осуществлены такие меры, как превращение придворных званий в почетные отличия и введение экзаменов для получения чинов
а также учреждение в 1810 Государственного совета – законосовещательного органа власти при императоре, члены которого назначались императором
Эти реформы вызвали сильнейшее недовольство придворных кругов и чиновничества, и в начале 1812 император отправил Сперанского в отставку
Слайд 19Деятельность М.М. Сперанского
М.М. Сперанский
Что из этих реформ вызвало недовольство дворян?
Д/з -Прочитайте
&2,
Справка о личности,
вопрос в тетрадь
Слайд 209, 11 класс
Урок 3. Практикум
Журавлева С.Р.
Слайд 21Модернизация
Многоукладная экономика
Монополия
Конвертируемость
Император
Инвестиции
Династия
Монархия
Аграрно-индустриальная страна
Дайте определение Терминам:
Слайд 22ИТОГИ
В деревне господствовали полуфеодальные отношения, основная масса крестьян страдала от малоземелья,
налогов, выкупных платежей.
Все это приводило к крестьянским выступлениям.
Помещичьи земли использовались крайне неэффективно — их обрабатывалось лишь 10%.
Феодальные пережитки в деревне тормозили процесс индустриализации страны.
Подводя итоги, можно сказать, что в начале ХХв. Россия была среднеразвитой капиталистической страной, индустриализация и монополизация совпали по времени;
Россия превосходила развитые капиталистические страны по темпам развития и степени концентрации промышленного производства.
На смену капитализму, свободной конкуренции приходит монополистический капитализм.
Развивающееся промышленное производство сочеталось с отсталым землевладением, засильем крепостнических пережитков в сельском хозяйстве.
Слайд 23«Политические партии в России на рубеже XIX – XX веков»
Что такое
партия?
Какие политические идеологии вы знаете?
Назовите общие критерии для всех идеологий?
Слайд 25Создай свою таблицу партий по &3
1.
Слайд 26Монархические партии
«Союз русского народа» (черносотенцы) - образован в 1905 году.
Печатный
орган «Русское знамя».
Лидерами партии были Дубровин А.И., Пуришкевич В.М., Шульгин В.В..
Социальный состав партии был неоднороден: от рабочих до аристократов, значительная часть мелкой буржуазии, военные, мелкие лавочники, извозчики, дворники, люмпены («люди дна»).
Слайд 27Монархические партии
Черносотенцы
Главные идеи:
православие,
самодержавие,
народность.
Основные тенденции идеологии: острый национализм,
ненависть ко всем инородцам и интеллигентам.
Создавали «чёрные сотни» - боевые дружины для погромов и убийств прогрессивных деятелей, революционеров, устраивали «еврейские погромы»
Слайд 28Формирование и особенности либеральных партий
Октябристы («Союз 17 октября») 1905 г.
являлся партией
крупных капиталистов и землевладельцев.
Лидеры – промышленник А.И. Гучков и земский деятель Д.Н.Шипов, М.В. Родзянко
Издание «Слово».
Слайд 29Формирование и особенности либеральных партий
Октябристы
Программа:
сохранение единства и нераздельности Российского государства;
конституционная монархия;
всеобщее
избирательное право;
гражданские права, неприкосновенность личности и собственности;
передача государственных и удельных в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам;
развитие местного самоуправления;
свобода рабочих союзов и стачек;
8 - часовой рабочий день;
бессословный, независимый от администрации суд;
подъём производительных сил, развитие системы кредита, распространение технических знаний, развитие железных дорог.
Слайд 30Формирование и особенности либеральных партий
Конституционные демократы (кадеты) 1905 г.
представляли широкие
слои интеллигенции, не стремившейся к революционным потрясениям.
Лидером партии был историк П.Н. Милюков.
Издание «Речь».
Слайд 31Формирование и особенности либеральных партий
Кадеты
Программа:
конституционная монархия;
Учредительное собрание;
автономия и культурное самоопределение
в рамках империи;
сохранение государственного единства;
отчуждение части помещичьей земли за вознаграждение из государственной казны, всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам;
равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политические свободы;
неприкосновенность личности;
свобода передвижения и выезда за границу;
свободное развитие местных языков наряду с русским;
восьмичасовой рабочий день;
свобода рабочих союзов, прав на стачки, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих;
отмена смертной казни;
свобода преподавания, уменьшение платы за обучение, всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение.
Слайд 32Характеристика революционных партий
Эсеры (эс. –эр. , социалисты – революционеры).
В. Чернов
Партия эсеров
оформилась в 1901-1902гг.
Программу эсеров разработал В. М. Чернов.
индивидуальный террор
Слайд 33Характеристика революционных партий
Эсеры
Программа:
социалистическое устройство общества;
упраздняется частная собственность, порождающая разделение общества на
классы, эксплуатацию человека человеком, все виды социального и национального угнетения;
экспроприация капиталистической собственности;
организация общества на коллективных, общинных началах;
за революцию и революционную диктатуру;
идея «социализации» земли, т.е. передача всей земли крестьянским общинам и раздел её по трудовой норме всем, кто её обрабатывает;
федеративные начала в отношениях между национальностями, право наций на самоопределение
Слайд 34Характеристика революционных партий
РСДРП (1898 г.)
РСДРП (м.) 1903 г. на II съезде
Ю.
Мартов
Слайд 35Характеристика революционных партий
РСДРП (1898 г.)
РСДРП (б.) 1903 г. на II съезде
В.И. Ульянов (Ленин)
Слайд 36Характеристика революционных партий
Программа – минимум: меньшевики
требование народовластия;
созыв законодательного собрания на основе
всеобщего избирательного права;
неприкосновенность личности;
предоставление политических свобод;
свобода передвижения;
отмена сословий;
образование на родном языке;
употребление местных языков наряду с государственным в различных учреждениях;
права на самоуправление;
выборность судей;
отделение церкви от государства;
бесплатное обязательное образование детям до 16 лет;
8 – часовой рабочий день;
требование возвращения отрезков и прекращения выкупных платежей
Программа – максимум: большевики
Переход к социалистической революции.
лозунг диктатуры пролетариата;
право наций на самоопределение;
упраздняется частная собственность, порождающая разделение общества на классы;
уничтожается эксплуатация человека человеком, все виды социального и национального угнетения.
Слайд 379-й: &3, термины,
таблица
11-й: таблица
Слайд 3810 класс
Урок 3. Практикум
Журавлева С.Р.
Слайд 39Счёт лет в истории
Журавлева С.Р.
Древний мир
Слайд 40Без знания дат нет знания истории
Изучая историю, важно знать, когда было
то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, наводнение), какое из двух событий было раньше, какое позже и на сколько лет.
? Когда (приблизительно) появились на земле древнейшие люди?
? Кто такой неандерталец (человек умелый)?
Опишите его.
? Когда появился «человек разумный»?
Опишите его.
Слайд 41Измерение времени по годам
? Представление о годе как промежутке времени
возникло у древних земледельцев. Как вы думаете, почему?
Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта. Они подсчитали, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 суток. Египтяне день и ночь считали по 12 часов.
Египетский
календарь
Календарь майя
Арабский календарь
Слайд 42Лента времени
Лента времени – это дорога из прошлого в будущее через
настоящее.
Прошлое
Настоящее
Будущее
Слайд 43
? Сколько полных
веков (столетий) продолжается наша эра?
? Сколько полных тысячелетий?
? В каком веке мы живём?
? В каком веке родился А.С. Пушкин, если дата его рождения 1799 г.?
Счёт лет, которым мы пользуемся
Слайд 44Сколько лет назад произошло восстание Спартака?
В 74 году до
н.э. произошло восстание Спартака. Отметим эту дату на линии времени.
???
2015
74 г. до н.э.
Восстание
Спартака