Сочкова Ирина Александровна
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Конкурсное задание
«Методический семинар»
К примеру, в рамках стратегии смыслового чтения и работы с текстом ставится задача обучить школьников:
поиску информации и пониманию прочитанного;
преобразованию и интерпретации информации;
оценке информации.
К примеру, во всех группах УУД встречаются компоненты критического мышления:
в составе личностных УУД: например, формирование социально-критического мышления;
в составе регулятивных УУД: например, умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
в составе коммуникативных УУД: например, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
в составе познавательных УУД: например, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС, СВЯЗАННЫЕ С КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ
Компоненты критического мышления нашли отражение в требованиях ФГОС второго поколения.
зарубежный опыт
отечественный опыт
Технология развития критического мышления известна в России
с конца ХХ века:
М.В. Кларин
И.О. Загашев
С.И. Заир-Бек
И.В. Муштавинская
Технология развития критического мышления в настоящее время реализуется
в 29 странах мира.
История технологии
Параметры критического мышления:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное.
Понятие и параметры критического мышления
повышения мотивации обучающихся
формирования собственной гражданской позиции обучающихся
достижения высоких предметных и метапредметных результатов
воспитания социально ответственной и морально развитой личности
Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для
здоровьесберегающие технологии;
гуманизм;
уважение к личности ребёнка;
соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;
системность и целостность работы.
системно-деятельностный подход;
установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика);
сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;
обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;
фаза вызова (evocation)
фаза осмысления (realization of meaning)
фаза рефлексии (reflection)
функции:
актуализация имеющихся знаний;
формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации.
функции:
активное получение информации;
осмысление информации;
соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
урочные
внеурочные
метод проектов;
исследовательские работы учащихся;
экскурсии;
внеклассные мероприятия;
предметные олимпиады и конкурсы.
Формы и методы реализации технологии
«ИНФОГРАФИКА»
ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ
уровень восприятия
уровень продуцирования
смысловое чтение
«смысловое слушание»
анализ таблиц, схем, графиков
анализ изображений и видеосюжетов
написание эссе, сочинений-описаний
устные ответы обучающихся, дискуссии
составление таблиц, схем, графиков
создание изображение и видеосюжетов
Пример обратного задания (урок обществознания в 10 классе по теме «Формы социальной динамики»). После работы с текстом (заполнения пропусков) обучающиеся составляют схему и выполняют закрепляющие задания на работу с терминами.
Сочетание работы с информацией в различных формах
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Анализ социальных реалий
(в сочетании с моделированием ситуации)
Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию.
Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников.
Формы и методы реализации технологии
Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика»
Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения.
Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков.
Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления.
Формы и методы реализации технологии
Концерты, митинги, встречи с ветеранами
Акция «Письмо ветерану»
Классный час «Символы России»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть