Презентация, доклад на тему Методический семинар к конкурсу Учитель года 2016

Содержание

АктуальностьИнформация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха.ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информациюИТОГ: возможно комерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для

Слайд 1Использование методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Учитель истории

и обществознания МБОУ Новоселковская СШ

Сочкова Ирина Александровна

Конкурсное задание
«Методический семинар»

Использование методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознанияУчитель истории и обществознания  МБОУ Новоселковская СШ

Слайд 2Актуальность
Информация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией

– залог успеха.
ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информацию
ИТОГ: возможно комерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для страны и общества, в том числе угрозу этнических конфликтов
АктуальностьИнформация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха.ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся

Слайд 3Проблема

неумение современных обучающихся критически анализировать информацию

Проблеманеумение современных обучающихся критически анализировать информацию

Слайд 4Какие умения относятся к критическому мышлению?
КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
анализ / выводы;
выдвижение,

формулировка, разработка гипотез;
нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
активизация ранее приобретенных знаний;
активизация причинно-следственных отношений;
умение пользоваться различными способами интерпретирования информации;
оценка значимости информации;
сравнение — сопоставление — противопоставление;
умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
изучение других точек зрения;
контраргументация;
умение использовать информацию для структурирования и решения проблемы конкретных задач и проблем;
установление проблемы в тексте информации;
нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы.

К примеру, в рамках стратегии смыслового чтения и работы с текстом ставится задача обучить школьников:
поиску информации и пониманию прочитанного;
преобразованию и интерпретации информации;
оценке информации.
К примеру, во всех группах УУД встречаются компоненты критического мышления:
в составе личностных УУД: например, формирование социально-критического мышления;
в составе регулятивных УУД: например, умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
в составе коммуникативных УУД: например, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
в составе познавательных УУД: например, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС, СВЯЗАННЫЕ С КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ
Компоненты критического мышления нашли отражение в требованиях ФГОС второго поколения.

Какие умения относятся к критическому мышлению?КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯанализ / выводы; выдвижение, формулировка, разработка гипотез; нахождение аналогий и

Слайд 5История технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления разработана в конце

XX века в США:
Ч.Темпл
Д.Стил
К.Мередит
Д.Клустер
Д.Халперн


зарубежный опыт

отечественный опыт

Технология развития критического мышления известна в России с конца ХХ века:
М.В. Кларин
И.О. Загашев
С.И. Заир-Бек
И.В. Муштавинская



Технология развития критического мышления в настоящее время реализуется
в 29 странах мира.

История технологии

История технологии  развития критического мышленияТехнология развития критического мышления разработана в конце  XX века в США:Ч.ТемплД.СтилК.МередитД.КлустерД.Халпернзарубежный

Слайд 6КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию

с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)

Параметры критического мышления:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное.

Понятие и параметры критического мышления

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные

Слайд 7Развивающий эффект. Условия реализации
Принципы реализации технологии
реализации творческого потенциала
развития коммуникативной культуры
развития информационной

культуры

повышения мотивации обучающихся

формирования собственной гражданской позиции обучающихся

достижения высоких предметных и метапредметных результатов

воспитания социально ответственной и морально развитой личности

Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для

здоровьесберегающие технологии;
гуманизм;
уважение к личности ребёнка;
соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;
системность и целостность работы.

системно-деятельностный подход;
установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика);
сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;
обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;

Развивающий эффект. Условия реализацииПринципы реализации технологииреализации творческого потенциаларазвития коммуникативной культурыразвития информационной культурыповышения мотивации обучающихсяформирования собственной гражданской позиции

Слайд 8Базовая модель технологии развития критического мышления
функции:
систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной

информации;
выработка собственного отношения к полученной информации;
анализ собственных мыслительных операций и закрепление методов получения информации
формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

фаза вызова (evocation)

фаза осмысления (realization of meaning)

фаза рефлексии (reflection)

функции:
актуализация имеющихся знаний;
формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации.

функции:
активное получение информации;
осмысление информации;
соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Базовая модель  технологии развития критического мышленияфункции: систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной информации;выработка собственного отношения к полученной

Слайд 9Формы и методы реализации педагогической технологии
эвристические беседы;
моделирование ситуации;
создание проблемных ситуаций и

поиск путей выхода из них;
«минутка новостей»;
«историческая журналистика»;
игровые методы;
смысловое чтение;
развитие умения воспринимать информацию на слух («смысловое слушание»);
работа с кластерами, схемами, таблицами.

урочные

внеурочные

метод проектов;
исследовательские работы учащихся;
экскурсии;
внеклассные мероприятия;
предметные олимпиады и конкурсы.

Формы и методы реализации технологии

Формы и методы реализации педагогической технологииэвристические беседы;моделирование ситуации;создание проблемных ситуаций и поиск путей выхода из них;«минутка новостей»;«историческая

Слайд 10Формы и методы реализации технологии
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ
ТЕКСТОВАЯ ФОРМА
УСТНАЯ

ФОРМА

«ИНФОГРАФИКА»

ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ

уровень восприятия

уровень продуцирования

смысловое чтение

«смысловое слушание»

анализ таблиц, схем, графиков

анализ изображений и видеосюжетов

написание эссе, сочинений-описаний

устные ответы обучающихся, дискуссии

составление таблиц, схем, графиков

создание изображение и видеосюжетов

Формы и методы реализации технологииРАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХТЕКСТОВАЯ ФОРМАУСТНАЯ ФОРМА«ИНФОГРАФИКА»ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛуровень восприятияуровень продуцированиясмысловое чтение

Слайд 11Пример задания (урок истории в 8 классе по теме «Эпоха дворцовых

переворотов»). Учащиеся, работая в парах, анализируют схему родословной династии Романовых и на основании её заполняют таблицы.

Пример обратного задания (урок обществознания в 10 классе по теме «Формы социальной динамики»). После работы с текстом (заполнения пропусков) обучающиеся составляют схему и выполняют закрепляющие задания на работу с терминами.

Сочетание работы с информацией в различных формах

Пример задания (урок истории в 8 классе по теме «Эпоха дворцовых переворотов»). Учащиеся, работая в парах, анализируют

Слайд 12ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Работа над понятиями (в сочетании с анализом визуального материала)
Пример 1:

выделение признаков понятия «дворцовый переворот» как формы смены власти. По картинкам обучающиеся называют три способа насильственной смены власти, после чего в беседе с учителем выделяют общее и различное между ними.











Пример 2: выделение групп населения по занятости на рынке труда. Учитель разъясняет схему «группы населения по занятости» и формулирует с учащимися определения основных групп, после чего школьники выполняет задание на анализ конкретных примеров (к какой группе населения отнести каждый пример).

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Анализ социальных реалий (в сочетании с моделированием ситуации)
Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию.

Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников.

Формы и методы реализации технологии

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИРабота над понятиями  (в сочетании с анализом визуального материала)Пример 1: выделение признаков понятия «дворцовый переворот»

Слайд 13ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового

уничтожения. (Петр Капица)

Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика»
Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения.

Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков.
Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления.

Формы и методы реализации технологии

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.  (Петр Капица)Содержание метода. За

Слайд 14Пример заданий интегрированного тестирования
Прочитайте текст и выполните задания
(А) Абсолютной монархией называют

форму правления, при которой все ветви власти находились в руках одного монарха. (Б) В Российской империи XVIII в. законодательная, исполнительная и судебная власть формально полностью принадлежала правителю. (В) В отличие от монархии, в республике высшие должностные лица избираются населением. (Г) После смерти Петра I в России началась эпоха дворцовых переворотов. (Д) Некоторые правители в России в период 1725-1762 гг. пришли к власти с помощью дворцовых переворотов. (Е) Не подлежит сомнению, что государственное управление в эпоху дворцовых переворотов осуществлялось недостаточно эффективно, что негативно сказалось и на развитии российской экономики.
Часть 1. Задания на работу с текстом
1. Какое или какие из приведённых выводов верны?
1) Все правители эпохи дворцовых переворотов формально были абсолютными монархами.
2) Все правители России в период 1725-1762 гг. пришли к власти посредствам дворцовых переворотов.
3) В истории эпохи дворцовых переворотов были монархи, которые получили власть по наследству после смерти предыдущего правителя.
4) В истории эпохи дворцовых переворотов не было ни одного правителя, который правил бы до смерти и при этом умер бы своей смертью.
2. Какое предложение в тексте имеет характер теоретического суждения?
3. Какое предложение в тексте носит характер оценочного суждения?
4. Сделайте умозаключение на основе предложений А и Б.
5. Какое предложение не соответствует основной теме текста и его содержанию?

Пример заданий интегрированного тестированияПрочитайте текст и выполните задания(А) Абсолютной монархией называют форму правления, при которой все ветви

Слайд 15Результативность

Участие в школьном этапе предметных олимпиадах
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2011-2015 г. (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
Качество знаний

обучающихся
Результативность Участие в школьном этапе предметных олимпиадахРЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2011-2015 г. (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)Качество знаний обучающихся

Слайд 16Конкурсы и викторины
Рождественские чтения
Районная викторина «Купно за едино»
Районная историческая игра
Конкурс плакатов
Районная

правовая игра
Конкурсы и викториныРождественские чтенияРайонная викторина «Купно за едино»Районная историческая играКонкурс плакатовРайонная правовая игра

Слайд 17Концерты и внеклассные мероприятия
Посещение мемориального комплекса Тани Савичевой
Исторический вечер «Война сквозь

поколения»

Концерты, митинги, встречи с ветеранами

Акция «Письмо ветерану»

Классный час «Символы России»

Концерты и внеклассные мероприятияПосещение мемориального комплекса Тани СавичевойИсторический вечер «Война сквозь поколения»Концерты, митинги, встречи с ветеранамиАкция «Письмо

Слайд 18СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть