Слайд 1Выбор оптимальных форм урока для достижения максимального учебного эффекта.
Слайд 2 «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все
остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков».
Ю.А. Конаржевский
Слайд 3 Действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством
выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.
Слайд 5
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 -
через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
Слайд 6 Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим
те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются.
Слайд 7 Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 10 Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность
что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся могут сформулировать тему и цель урока.
Слайд 11 Каким же образом создается проблемная ситуация?
Это может
быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение с урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.
Слайд 12 Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией
учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Слайд 14Арсенал форм уроков современного учителя истории:
1. Психологический практикум
предлагается ряд
ситуаций, в которых существует противоречие. Учащиеся должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе организуется групповая дискуссия, предлагается наметить стратегии решения выделенной проблемы . Принимаются самые разные варианты. Так обеспечивается настрой на коллективное и индивидуальное творчество.
Слайд 15Арсенал форм уроков современного учителя истории:
2. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной
форм работы;
3. Занятие-практикум;
4. Эвристическая беседа
5. Сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции,беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам.
Слайд 16Арсенал форм уроков современного учителя истории:
6. Урок экспресс-диагностики
7. Урок проективных заданий
8.
Урок-игра (ролевая, дидактическая)
9. Лабораторная работа по текстам
10. Урок в форме “круглого стола” по определённой проблеме .
11. Семинар
Слайд 17Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока
Слайд 18Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с
кем-либо.В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Слайд 19Карта методики учебного исследования:
этап - различные способы диагностики с целью дифференциации
учащихся по познавательным интересам
этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования
этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.
организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Слайд 20
Приемы
“Доклад”
Учитель предлагает учащимся прочитать текст, затем передать его
содержание в виде рисунков, знаков, символов, схем. Победитель тот, кто составил “доклад” более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.
Слайд 21“Кладезь мудрости”
Учащиеся быстро и внимательно читают текст. Каждый пишет
записку, в которой задает вопрос по тексту. В имитируемый “кладезь” (коробку) учащиеся складывают вопросы. Вызываемый ученик вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос устно. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Слайд 22 Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся
могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество.
Слайд 23Результат
мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление,
память, воображение
повышают интерес к предмету
знания становятся более прочными
развивают историческую память учащихся
Слайд 24Результат
Несмотря на высокую степень эффективности НФУ в процессе обучения, в то
же время их не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться.
Слайд 26 «Каждый педагог должен осознать цели образования, видеть образ того
идеального выпускника, которого должна выпустить школа. В противном случае, педагоги будут продолжать воспитывать и обучать только себя. А так как воспитателей много, то они, стараясь в каждом ученике воспроизвести самого себя, разорвут в клочки нравственную личность своего питомца.»
Ключевский.
Слайд 27 «Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает,
великий – вдохновляет»
И. А.Ильин