Презентация, доклад на тему Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории.

Чем человек просвещённее,

Слайд 1Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории.



МКОУ

«Трехстенская ООШ»
Бабакова Л.П.
учитель истории

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории.МКОУ «Трехстенская ООШ»Бабакова Л.П.учитель истории

Слайд 2

Чем человек просвещённее,
тем он полезнее
своему обществу.
(А.С.Грибоедов)

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, применение такого средства проверки, как эссе.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья, оно обычно имеет небольшой объем.

В практике преподавания исторических дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по истории.


Слайд 3 Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять

наполовину пустыми писать. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мыслей и др.

Первая запись в черновике и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - условие задачи, в которое, нужно вдуматься. Тема формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений.

Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события.

Работа над эссе

Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми писать. Поля нужны, чтобы

Слайд 4 Следующая задача - привести весь этот «хаос» в порядок,

соотнести с темой,
выбрать эффективную цитату,
точную мысль,
интересный факт,
убедительный аргумент.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение.

Вступление фокусирует проблематику эссе,
ставит ключевые вопросы,
указывает на противоречия,
выявляет исторические аспекты темы.

Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждение.

Следующая задача - привести весь этот «хаос» в порядок,

Слайд 5 Структура эссе определяется предъявлением к нему

требований.

Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.

Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Важное значение имеет выделение абзацев, роль красных строк, логическая связь абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Структура эссе

Структура эссе определяется предъявлением к нему требований.  Мысли автора эссе по

Слайд 6 Структурная схема эссе

К

структуре экзаменационного эссе формализованных требований не предъявляется. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, должен быть сделан в пользу последнего.










Структурная схема эссеК структуре экзаменационного эссе формализованных требований не

Слайд 7П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...


О

- Объяснение — Потому что…


П - Пример, иллюстрация — Например, ...


С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться ПОПС - формулой:

П - Положение (утверждение)  —  Я считаю, что ...О - Объяснение  —  Потому

Слайд 8Варианты клише

Варианты клише

Слайд 9 Памятка

по написанию эссе


- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать;

- определите главную мысль высказывания;

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания;

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации;

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым;

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности;

- придумайте вступление к рассуждению;

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы.


Памятка по написанию эссе- внимательно прочтите все

Слайд 10Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:




структура;

искренность

тона;

единство стиля;

объем эссе;

привлекательность вашей работы –
ее индивидуальность.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:  структура;  искренность тона;  единство стиля;  объем

Слайд 11 На что стоит

обратить внимание при написании эссе?




1. В историческом образовании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, существуют только более или менее аргументированные точки зрения.


2. Окончательная отметка (балл) за эссе проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.


3. Выдвижение собственной позиции.


4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
На что стоит обратить внимание при написании эссе?1. В

Слайд 12Чего следует избегать при написании эссе?

1. Непонимания сути заявленной темы.

2.

Отсутствия структурированности.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос.

4. Использования утверждений вместо доказательств.

5. Небрежного оперирования данными.

6. Обширной описательной части.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.
 

Чего следует избегать при написании эссе?1.  Непонимания сути заявленной темы.2.  Отсутствия структурированности.3. Неумения придерживаться ответа

Слайд 13

Для учащихся
Для

Слайд 14Что такое эссе?
ЭССЕ
Лат. exagium - взвешивание
Фр. essai
опыт, просьба,
попытка,
набросок,
очерк
Прозаическое сочинение

небольшого объема и свободной композиции,
трактующее частную тему и представляющее попытку передать
индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе
с нею связанные.
(Краткая литературная энциклопедия)

Жанр философской, литературно-критической, историко-
биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто
индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто
парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
(Большой энциклопедический словарь)

Что такое эссе?ЭССЕЛат. exagium - взвешивание Фр. essaiопыт, просьба,попытка,набросок,очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,трактующее частную

Слайд 15Признаки эссе
1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА
3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ
4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
5.

НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ

6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ

8. ОТКРЫТОСТЬ

7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО

2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ

НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

Признаки эссе1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ8. ОТКРЫТОСТЬ7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ

Слайд 16Как выбрать тему эссе?
2. С какими основными проблемами истории
связана данная

тема?

1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел
сказать автор?

3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,
как выразить свое отношение к нему?

4. Какие исторические термины нужны мне
для грамотного обоснования своей точки зрения?

5. Какие привести примеры из истории,
общественной жизни, своего жизненного опыта?

Как выбрать тему эссе?2. С какими основными проблемами истории связана данная тема?1. Понятен ли мне смысл высказывания,

Слайд 17Быть в контексте задания!!! ...это значит:
1. Соответствовать базовой науке, к которой
отнесена выбранная

проблема.

2. Грамотно определить круг подлежащих
рассмотрению вопросов.

3. Ясно выражать и аргументировать собственное
понимание проблемы и отношение к ней.

4. Использовать те термины, понятия, обобщения,
факты, примеры, которые относятся к выбранной
проблеме.

Быть в контексте задания!!! ...это значит:1. Соответствовать базовой науке, к которойотнесена выбранная проблема.2. Грамотно определить круг подлежащихрассмотрению

Слайд 18И еще…
Приветствуются следующие дополнительные аргументы:


Краткая информация об авторе высказывания.

Имена его предшественников, последователей или научных противников.

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
И еще…Приветствуются следующие дополнительные аргументы:  Краткая информация об авторе высказывания. Имена его предшественников, последователей или научных

Слайд 19Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть