Слайд 1Мастер-класс по теме: «В помощь учителю истории
при подготовке старшеклассников к
ЕГЭ 2019 года»
Автор: Беляева Татьяна Ивановна, учитель истории
и обществознания МАОУ гимназия № 23
Слайд 2Изменения в ЕГЭ 2019 по истории
Изменения структуры и содержания
КИМ в ЕГЭ 2019 года отсутствуют.
В задание 21 добавлено дополнитель-ное условие, определяющее требование к оформлению ответа.
Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.
Слайд 3Оценивание задания 21 во II части ЕГЭ
Задание 21 оценивается следующим образом:
ответ может быть представлен в форме цитаты;
в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста;
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию,
не засчитывается при оценивании переписанный
целиком объёмный отрывок текста,
включающий наряду с верным элементом
избыточную информацию.
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Автор: Артасов Игорь Анатольевич.
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для
учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по истории».
Сделаем серьёзные выводы: следует учесть важные замечания разработчиков КИМов, обратить особое внимание на типичные ошибки, допущенные абитуриентами в ЕГЭ 2018 года, чтобы не повторить их при сдаче ЕГЭ по истории в 2019 году.
Слайд 7Подготовка учеников со слабым уровнем знаний по истории (группа 1)
При подготовке
к экзамену выпускников с минимальным уровнем подготовки, рискующих не достичь минимального балла, необходимо помнить, что главное для успешной сдачи экзамена – знание исторических фактов. Поэтому основное внимание необходимо обратить на усвоение хронологии и наиболее важных фактов истории России.
Слайд 8Подготовка учеников со слабым уровнем знаний по истории (группа 1)
Это обеспечит
выполнение части заданий базового уровня. При изучении основных событий истории России следует пользоваться исторической картой. Это способствует более прочному запоминанию исторических фактов, а также создает возможность для выполнения слабо подготовлен-ными выпускниками заданий 13–16 по исторической карте.
Слайд 9Подготовка учеников со средним уровнем знаний по истории (группа 2)
Для данной
группы выпускников необходимо расши-рение имеющегося запаса знаний и развитие комп-лекса умений, связанных с оперированием истори-ческим знанием, анализом исторических источников, установлением причинно-следственных связей собы-тий, явлений, процессов. Важно не сводить трениров-ку в выполнении заданий исключительно к выполне-нию типовых заданий ЕГЭ, а использовать широкий спектр возможностей учебных пособий, входящих в состав УМК, и включённых в данные пособия учеб-ных заданий. Только так можно сформировать преду-смотренные образовательным стандартом умения и способы деятельности.
Слайд 10Хорошо подготовленные
абитуриенты в 2018 г. (группа 3)
Абитуриенты, набравшие в
ЕГЭ 2018 года от 61 до 80 баллов, в целом подготовлены к сдаче ЕГЭ по истории, но нуждаются в ликвидации «пробелов» в знаниях и умениях. Этой группе учащихся стоит обратить внимание на тренировку работы с исторической картой и с изобразительной наглядностью, на развитие умений формулировать аргументы в поддержку и опровержение определённой точки зрения, использовать контекстную информацию для решения исторических задач.
Слайд 11Абитуриенты-высокобалльники, набравшие 80-100 баллов (группа 4)
Показали лучшее владение предметными знаниями
и сформированность проверяемых умений. Задания части 1 выполнены данной группой экзаменуемых с результатом 82,9–98,4%. Как и в 2017 г., для данной группы выпускников наиболее трудными стали задания 14–16 (работа с исторической картой) – 82,9–91,9% и задания 18 и 19 (работа с изобразительной наглядностью) – 90,1% и 90,2% соответственно. Все остальные задания части 1 выполнены с результатом более 92%. Задания с развернутым ответом данная группа экзаменуемых выполнила с результатом в диапазоне 68,6–100%. При этом экзаменуемые хуже справились с заданием 24 (аргументация) – 68,6% и заданием 23 (анализ исторической ситуации) – 81,2%. При написании исторического сочинения данная группа выпускников показала результаты от 80,3 до 100%.
Слайд 12Наиболее типичные ошибки абитуриентов
при написании исторического сочинения
Первая ошибка. Не умеют
сформулировать роль личности.
Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Причём под действиями в истории понимаются именно социальные действия, а не, например, биологические процессы. Согласно требованию задания те события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями, тоже должны быть названы в сочинении. Несомненно, что требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность. Эта трудность состоит в том, что от выпускника требуется проявить не просто знание общих направлений деятельности той или иной исторической персоналии («командовал войском», «руководил реформами»), а детальное знание конкретных поступков этой личности в важные моменты истории страны.
Слайд 13Пример из работы выпускника: «В этот период была проведена реформа А.Н.
Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возмож-ность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для матери-ального стимулирования работников, были упразд-нены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы». В приведенном отрывке представле-на суть реформы в промышленности, но конкретных действий А.Н. Косыгина не приведено, и по критерию К2 выпускник за данный отрывок балла не получил. Несмотря на то, что реформу принято в нашей стране называть по фамилии Косыгина, он не являлся основным разработчиком реформы, им был Е.Г. Либерман.
Слайд 14Вторая наиболее типичная ошибка
абитуриентов 2018 года
Распространенной ошибкой по критерию К2
было приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль. Например, в сочинении, которое полностью посвящено внешней политике периода правления Николая I, выпускник написал: «Ещё в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается). В данном случае указано конкретное действие М.Ю. Лермонтова, но по критерию К2 за это выпускник балл не получит, так как он не указал, в каком процессе М.Ю. Лермонтов сыграл роль этим своим действием.
Слайд 15Ещё одна типичная ошибка
Среди типичных ошибок по критерию К2 следует
отметить ещё одну, связанную с тем, что выпускники писали о тех конкретных действиях исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения. Такие ответы также не принимались. Например: «Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись». В данном случае выпускник пишет о ситуации, которая не зафиксирована в источниках. Такой ответ выпускника не только не был принят по критерию К2, но и привёл к потере балла по критерию К6 (фактические ошибки)
Слайд 16Ошибки в критерии К3
По критерию К3 оценивается наличие в сочинении причинно-следственных
связей. Наиболее распространённой ошибкой при выполнении требований этого критерия была ситуация, когда в сочинении присутст-вовало слово «причина», но не были указа-ны причинно-следственные связи. Напри-мер, положение «Причиной самого крупно-го поражения немцев стала блестяще прове-дённая операция «Багратион» по освобож-дению Белоруссии» не содержит причинно-следственной связи.
Слайд 17По критерию К4 оценивается наличие в сочинении указа-ния влияния событий, явлений,
процессов выбранного исторического периода на дальнейшую историю России. Вместо указания влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России выпускники писали об-щий вывод, в котором обобщали всё изложенное в сочи-нении. Например, вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.: «Итак, данный пери-од был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погиб-ли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена». По критерию К4 за приведённый отры-вок выпускник не получил баллы. Для того, чтобы полу-чить баллы по этому критерию, надо в явном виде ука-зать влияние событий (явлений, процессов) выбранного периода именно на дальнейшую историю России.