Слайд 1 Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Слайд 2Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе
А.Н. Колмогоров
Слайд 3Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня
сильным.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Слайд 4Проблемное обучение
Активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных
ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями
Слайд 5ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
формулирование
проблемы
самостоятельное создание
способов решения проблем
Слайд 6Формула проблемного обучения
Проблемная ситуация
+
Самостоятельная активная деятельность
=
Творческое овладевание знаниями
Слайд 7Способы создания проблемных ситуаций
1.Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».
2.Ситуация предположения.
3.Различные
точки зрения на один и тот же вопрос.
4.Ситуация выбора.
5.Предложение рассмотреть проблему с различных позиций.
6.«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.).
Слайд 8Технология проблемного обучения
стимулирует мотивацию учения;
повышает познавательный интерес;
формирует самостоятельность и
убеждения.
При работе с использованием проблемного метода обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Слайд 9Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
Вектор смещения
акцентов нового стандарта
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
образования
Как учить?
обновление
средств
обучения
Слайд 10Результаты применения технологии
Слайд 11 Предметные результаты:
Качественные знания. Их приобретения достигается за счет использования центральных
компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные знания – осознанное воспроизведение
Слайд 13 Личностные результаты:
Формирование таких черт характера как инициативность, смелость, трудолюбие, доброжелательности и
уважения к людям.
Слайд 14Технология проблемного обучения обеспечивает достижения установленных результатов и является эффективным средством
реализации ФГОС.
Слайд 15Таким образом, проблемное обучение
- вносит свой вклад в формирование готовности к
творческой деятельности;
-способствует развитию познавательной активности;
-обеспечивает более прочное усвоение знаний;
-делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Слайд 16Ситуация в микрорайоне N.
N- городской микрорайон новостроек, в котором в последнее
время резко вырос уровень преступности: торговля наркотиками, грабежи, насилия, угоны машин, драки. После наступления темноты никто не ходит по улицам. Предприниматели начали сворачивать свой бизнес. Местные налоги резко сократились, не стало средств, чтобы платить за уборку улиц, благоустройство территорий, ремонт школы.
Учащиеся школы решили повести исследование, чтобы выяснить причину такого положения. Вот результаты их работы.
Жители микрорайона N считают, что полиция ничего не делает, чтобы навести порядок. До дежурной части не дозвониться, а вызванный наряд полиции долго не приезжает. Уголовные дела прекращаются, а преступники ускользают от ответственности.
Потерпевшие от преступления говорят, что соседи, которых преступление еще не коснулось, не хотят ничего делать: в коридорах и на улице провести свет, поставить общую железную дверь, некого попросить последить за детьми во дворе.
Полиция жалуется на то, что не хватает сотрудников, а техника и линии связи устарели. Кроме того, как считают полицейские, значительная часть ответственности лежит на самих жителях микрорайона. Во-первых, мало поступает заявлений о преступлениях. Во-вторых, часто невозможно найти ни одного свидетеля преступления, даже если многие были очевидцами, поэтому приходится закрывать дела. В-третьих, родители не воспитывают своих детей, а преступления совершает в основном молодежь.
Учащиеся решили собрать все заинтересованные стороны, чтобы подумать, как можно решить проблему. Их поддержали директор школы и глава местного самоуправления.