Презентация, доклад на тему Личность на фоне эпохи. А.Л.Нарочницкий.

Содержание

Алексей Леонтьевич Нарочницкий (1907-1989). Советский историк, академик АН СССР (1972), действительный член АПН СССР (1968), заслуженный деятель науки РСФСР. Член КПСС с 1961.Окончил Киевский университет (1930). В 1946—60 старший научный сотрудник института истории АН СССР,

Слайд 1 Личность на фоне эпохи
16 февраля 2017 года - 110

лет академику
А.Л.Нарочницкому
Личность на фоне эпохи 16 февраля 2017 года - 110 лет академику А.Л.Нарочницкому

Слайд 2 Алексей Леонтьевич Нарочницкий (1907-1989).

Советский историк, академик АН СССР (1972),

действительный член АПН СССР (1968), заслуженный деятель науки РСФСР. Член КПСС с 1961.
Окончил Киевский университет (1930).
В 1946—60 старший научный сотрудник института истории АН СССР, в те же годы сначала доцент, затем (с 1955) профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС.
В 1949—60 заведующий кафедрой новой истории Московского педагогического института им. В. П. Потемкина.
С 1960 заведующий кафедрой новой и новейшей истории Московского педагогического института им. В. И. Ленина.
С 1962 главный редактор журнала «Новая и новейшая история».
С 1974 директор института истории СССР АН СССР.
Специалист по вопросам международных отношений и колониальной политики европейских держав и США на Дальнем Востоке в 19—20 вв., истории буржуазных революций и международных отношений в Европе 18—19 вв., внешней политике России 18—19 вв. и СССР, историографии.
Алексей Леонтьевич Нарочницкий (1907-1989). Советский историк, академик АН СССР (1972), действительный член АПН СССР (1968), заслуженный

Слайд 3В числе научных работ Нарочницкий — капитальная монография «Колониальная политика капиталистических

держав на Дальнем Востоке. 1860—1895» (1956).
Нарочницкий — один из основных авторов «Истории дипломатии» (т. 1, 1941; Государственная премия СССР, 1942; 2 изд., т. 1, 1959) и др. коллективных трудов, в том числе учебников для вузов.
С 1957 эксперт-консультант МИД СССР, советник 1-го класса.
Член комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР, ответственный редактор 1—8 тт. публикаций «Внешняя политика России XIX и начала XX веков» (1960—72).
Участвовал во многих международных конгрессах историков. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В числе научных работ Нарочницкий — капитальная монография «Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке. 1860—1895» (1956).

Слайд 4Знакомство с трудами А.Л.Нарочницкого и личное общение с ним невольно приводило

к мысли о справедливости утверждения о том, что на свете есть по существу одна наука - "всемирная история человечества". Академик Нарочницкий и был живым носителем такой истории. Его эрудиция феноменальна, его научная, в том числе филологическая, подготовка, удивительны - он знал 7 иностранных языков, что давало ему возможность свободно ориентироваться в потоке истории народов Европы и Азии. Жизнь ученого, как говорил Ключевский, определяется его трудами. Фундаментальные исследования - основные вехи биографии Нарочницкого.
А.Л. Нарочницкий был инициатором издания многочисленных сводов исторических документов. В 1957 году именно он возглавил подготовку впечатляющей многотомной серии документов по истории российской внешней политики. Он успел издать 15 внушительных томов уникальных документов, публикуя их на языке оригинала с русским переводом, снабжая их обширнейшими комментариями и примечаниями. Академик был душой этого издания, которое признано образцовым, а его вклад оценен как научный подвиг.

"Российская газета", 16.02.2007
А.Смирнов "Подвиг ученого"

Знакомство с трудами А.Л.Нарочницкого и личное общение с ним невольно приводило к мысли о справедливости утверждения о

Слайд 5Создавая свою школу, А.Л. Нарочницкий учил своих учеников прежде всего верить

не клише, а документам и фактам, он учил их думать и изучать архивы. Он воспитал более ста докторов и кандидатов наук из Москвы, Львова и Таллина, из Душанбе, Ташкента, Тбилиси и Еревана. Он всегда стремился вовлекать интеллектуальную элиту всех народов в общероссийский исторический проект. Он был настоящим имперским русским в лучшем смысле этого слова.

Создавая свою школу, А.Л. Нарочницкий учил своих учеников прежде всего верить не клише, а документам и фактам,

Слайд 6О нём вспоминают его коллеги и ученики:
Академик
С.Л.Тихвинский: – В

лице Алексея Леонтьевича мы имели большого учёного, крупного специалиста как по отечественной истории, так и по истории международных отношений и всесторонне развитого человека. Мы познакомились на заседаниях Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР. Он был очень требовательным и вместе с тем блестящим эрудитом, который сопровождал каждый том публикуемых документов великолепными историографическим и историческим исследованием. В течение долгих лет Алексей Леонтьевич возглавлял журнал «Новая и новейшая история» и снискал огромный авторитет среди историков не только нашей страны, но и за рубежом, публикуя острые статьи на исторические темы... А каждое его выступление на международных конгрессах исторических наук привлекало колоссальное внимание аудитории.
О нём вспоминают его коллеги и ученики: Академик С.Л.Тихвинский:  – В лице Алексея Леонтьевича мы имели

Слайд 7Е.А. Нарочницкая, кандидат исторических наук, заведующая Отделом Западной Европы и Америки

ИНИОН РАН, младшая дочь учёного:
– Миромасштабное мышление отца делало его открытым ко всей сокровищнице человеческой культуры, порождало острый интерес к разным странам и эпохам, уважение к традициям и достижениям разных цивилизаций, народов и государств, и оно же толкало его изучать их столкновения и взаимодействия, не забывая и об универсальных началах общественного развития. Именно в таком ракурсе представлялась ему картина международных отношений, и, пожалуй, именно этим так влекла его эта сфера исторических исследований.

И.М. Пушкарёва, доктор исторических наук:
Всегда элегантный, с безупречный речью, Нарочницкий своими глубокими по содержанию и блестящими по форме работами и лекциями продолжал труды старой школы русских учёных. Касались ли его работы отечественной или всеобщей истории, истории дипломатии, внешней политики и международных отношений, всегда и везде на первом плане у него было утверждение чести и достоинства России на международной арене.
Е.А. Нарочницкая, кандидат исторических наук, заведующая Отделом Западной Европы и Америки ИНИОН РАН, младшая дочь учёного:

Слайд 8Е.П. Кудрявцева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории

РАН: – Я была аспиранткой Алексея Леонтьевича, причём уже в последние годы его жизни. Он был очень академичен, для меня слово «академик» слито с образом Алексея Леонтьевича. Его все звали за глаза «сэр», потому что это был какой-то денди по всему своему облику, поведению. Это был человек чрезвычайно высокой научной и внешней культуры. Он был очень требовательным ко всем – и к ученикам, и к коллегам, но в то же время очень мягким и внимательным. У меня тогда родился мой первый ребёнок, и Алексей Леонтьевич нередко сам предлагал меня подвезти домой на своей академической машине. Благодаря настойчивому требованию Алексея Леонтьевича мне пришлось уже в аспирантуре в дополнение к сербскому и английскому выучить французский язык и засесть в архиве. Он взял меня в мою первую поездку за рубеж, в Югославию, где нашу делегацию принимали на самом высоком уровне, ввёл меня в международный круг исследователей, в большую науку.
Е.П. Кудрявцева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:  – Я была аспиранткой

Слайд 9В.М. Хевролина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории

РАН: – Алексей Леонтьевич был выдающимся учёным, который поднял множество новых тем в области исторического знания, которые ранее не ставились. Внешнюю политику он рассматривал во взаимозависимости с экономикой, внутренним развитием государства и общественной мыслью, она в его исследованиях выступала частью комплексного исторического процесса. Его идеи о преемственности России прошлого и настоящего востребованы и сейчас. Со стороны Алексей Леонтьевич выглядел очень строгим. На самом деле просто он не раскрывался перед малознакомыми людьми. Среди своих коллег это был совершенно другой человек – обаятельный, остроумный, общительный, доброжелательный. Помимо того, что он был корифеем и каждое его слово воспринималось нами как откровение, он очень любил своих сотрудников, даже вне зависимости от их способностей, возможностей и т.д. Всегда выдвигал их, подбадривал, давал им такие поручения, которые они могли выполнить, заботился о них, старался, чтобы их рукописи не лежали годами неизданными, как это нередко случается. Многие люди только ему обязаны своими диссертациями, книгами, другими публикациями и достижениями.
В.М. Хевролина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:  – Алексей Леонтьевич был

Слайд 10Профессор В. А. Тишков, известный российский историк и этнолог, директор Института

этнологии и антропологии РАН и бывший Министр по делам национальностей российского правительства.
Нашим читателям, несомненно, будет интересно узнать, кто Вы как ученый-этнолог и каков был Ваш путь в науку. Что повлияло на Ваш выбор и Ваши приоритеты в профессиональной работе, на Ваше увлечение наукой, точнее, такими ее областями, как этнология, этническая социология, социальная и культурная антропология?
В аспирантуре моим научным руководителем был ныне покойный академик А.Л. Нарочницкий. Он был первоклассным ученым, большим эрудитом и поборником строгого академизма (“Писать надо, как было”; “Хорошая работа по истории — это когда можно доверять хотя бы половине сносок”). “Я вместе со своим учеником изучал историю Канады”, — сказал он на банкете после моей защиты кандидатской диссертации. Он был прав в том, что давал свободу выбора и интерпретации, и даже не стал настаивать на включении в мой текст ссылок на В.И. Ленина.

Интервью с профессором Валерием Тишковым

Профессор В. А. Тишков, известный российский историк и этнолог, директор Института этнологии и антропологии РАН и бывший

Слайд 11А.Л. Нарочницкий являлся одним из крупных специалистов в области международных отношений

на Дальнем Востоке. Алексей Леонтьевич очень доброжелательно отнесся к аспирантам-хабаровчанам и взял на себя научное руководство их диссертационными работами. В итоге абсолютное большинство преподавателей кафедры всеобщей истории ХГПУ являлись питомцами научной школы А.Л. Нарочницкого. Это и предопределило основное направление их научно-исследовательской работы: история международных отношений в Тихоокеанском регионе в XIX - XX вв. Одним из субъектов и объектов международной политики в данном регионе была Россия, что нашло соответствующее отражение в научных публикациях кафедры. С 1991 г. по 2007 г. кафедрой заведовал д.и.н., профессор М.И. Светачев. Круг его научных интересов включает в себя историю взаимоотношений стран Запада и Востока с Россией в XVII - XX вв. Особое внимание им уделяется политике стран Антанты и США в отношении России в период революций 1917 г., Гражданской войны и интервенции. Некоторые итоги разработки указанной проблемы нашли отражение в его статьях и монографии
1.Светачев М.И. Империалистическая интервенция в Сибири и на ДальнемВостоке (1918-1922 гг.).Новосибирск,1983.
2.Светачев М.И. Япония и антисоветская интервенция на Дальнем Востоке//Сибирь: Интервенция и интернирование.Материалы международного симпозиума.Ниигата (Япония),1991;
3. Светачев М.И Интервенты и антибольшевистские группировки в Сибири и на Дальнем Востоке //Очерки истории общественных движений и политических партий в России.Хабаровск,1993 и др.
А.Л. Нарочницкий являлся одним из крупных специалистов в области международных отношений на Дальнем Востоке. Алексей Леонтьевич очень

Слайд 12 Ученицей А.Л.Нарочницкого является декан исторического факультета ДВГГУ Кузнецова Л.Г. Свои

работы Людмила Григорьевна посвятила исследованию взаимоотношений США и России.
Кузнецова Л.Г. Отношение республиканской партии США к проблеме дипломатического признания СССР (1933)//Международные отношения в Тихоокеанском регионе в XIX - XX веках.Хабаровск,1997;
Кузнецова Л.Г. История Русской Америки в освещении российских дальневосточных исследователей (80 - 90-е гг. XX в.)//Вестник: История международных отношений в Тихоокеанском регионе.Хабаровск,2000.Вып.1; и др.






Ученицей А.Л.Нарочницкого является декан исторического факультета ДВГГУ Кузнецова Л.Г. Свои работы Людмила Григорьевна посвятила исследованию взаимоотношений

Слайд 13


Историк своего Отечества Мы должны стать нацией

Исполнилось 110 лет со дня рождения

одного из корифеев отечественной исторической науки, академика Алексея Леонтьевича Нарочницкого, поднимавшего в своих трудах вопросы, ставшие особенно актуальными сегодня. Об исторических путях развития России размышляет его дочь, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая.
Историк своего Отечества  Мы должны стать нациейИсполнилось 110 лет со дня рождения одного из корифеев отечественной

Слайд 14Нарочницкий А.Л., Жуков Ю.Н., Воронина П.А. и др.,. Москва. Энциклопедия 1980. Твердый переплет.

688 с. 39.9 EUR

Новые книги

Новые книги
Геополитические факторы во внешней политике России: вторая половина XVI – начало ХХ века: к столетию академика А.Л. Нарочницкого /Отв. ред. С.Л.Тихвинский: Ин-т российской истории РАН. – М.: Наука, 2007. – 359 с.

Нарочницкий А.Л., Жуков Ю.Н., Воронина П.А. и др.,. Москва. Энциклопедия 1980. Твердый переплет. 688 с. 39.9 EUR Новые

Слайд 15Литература, использованная в подготовке презентации:
1.Большая Советская Энциклопедия.- Мультимедийное издание.- М., 2005г.
2

."Литературная газета"(N 6, 2007).
3.http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/2001/4/0104...
4. http://www.nivestnik.ru/2001_1/29.shtml
5. "Российская газета", 16.02.2007.А.Смирнов «Подвиг ученого»
6.http://stoletie.ru/russiaiworld/070216123523. 7.html6.http://stoletie.ru/russiaiworld/070216123523. 7.htmlhttp://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=602
Литература, использованная в подготовке презентации:1.Большая Советская Энциклопедия.- Мультимедийное издание.- М., 2005г.2 .

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть