Презентация, доклад на тему Культура Руси 14-15 веков

Содержание

Литература:1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Слайд 1Русская культура XIV–XV вв.


Презентация по истории России для учащихся 10 класса
Подготовила учитель истории, обществознания и права МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области
Русская культура XIV–XV вв.          Презентация по истории России

Слайд 2Литература:



1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Литература:1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Слайд 3 Литература Устное народное творчество
Борьба с иноземными завоевателями вызвала
новый подъем устного народного

творчества.
Созданные народом легенды, былины, сказания
звали русских людей к борьбе за свержение
ордынского ига.
Одно из самых известных произведений этого периода –
«Сказание о невидимом граде Китеже»
Литература Устное народное творчествоБорьба с иноземными завоевателями вызвалановый подъем устного народного творчества.Созданные народом легенды, былины, сказаниязвали

Слайд 5Летописание:

В 14-15 вв. летописание имело свои особенности:
Отличительной чертой всего

русского летописания являются патриотизм и идея единства русских земель.
Во всех летописях отчетливо проявляется общерусский характер.
После Куликовской битвы содержание летописания определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы.
Летописание: В 14-15 вв. летописание имело свои особенности: Отличительной чертой всего русского летописания являются патриотизм и идея

Слайд 6летописание
В этот период созданы:
Троицкая летопись начала 15 века (1408 г.)

– общерусский летописный свод. (Погиб в московском пожаре 1812 г.)
Московский летописный свод конца 15 века (1480 г.), призванный обосновать историческую роль Москвы.
летописаниеВ этот период созданы: Троицкая летопись начала 15 века (1408 г.) – общерусский летописный свод. (Погиб в

Слайд 7Исторические повести
Основная форма литературных произведений XIV–XV вв. – историческая повесть.
В них

рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях и фактах.
Нередко повести становились частью летописного текста.
Основная тема литературы XIV–XIV вв. – борьба против завоевателей.
Наиболее известные произведения:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской земли»,
« О побоище на Дону».
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Исторические повестиОсновная форма литературных произведений XIV–XV вв. – историческая повесть.В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц,

Слайд 8историческая повесть
«Повесть о разорении Рязани Батыем»

историческая повесть«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Слайд 9Исторические повести

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская

битва.
Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей:
«О побоище на Дону»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
Исторические повестиНа рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.Победе 1380 г. посвящен целый цикл

Слайд 10Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Слайд 11литература
Расцвет житийной литературы (агиографии) связан с процессом объединения русских

земель вокруг Москвы. Писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси:
митрополита Петра;
Сергия Радонежского.
литература  Расцвет житийной литературы (агиографии) связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. Писатели Пахомий Лагофет

Слайд 12литература
Хождения – литература о путешествиях.
Во второй половине 15 в. появились

светские хождения.
Наиболее яркий образец хожений (хождений) – записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывающее его трехлетнее путешествие в Индию.
литератураХождения – литература о путешествиях. Во второй половине 15 в. появились светские хождения. Наиболее яркий образец хожений

Слайд 13литература
Одним из жанров средневековой русской литературы является Хронограф
Хронограф - своеобразная история

Руси, вписанная в исторический контекст развития православных государств того времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442 году.
литератураОдним из жанров средневековой русской литературы является ХронографХронограф - своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития

Слайд 14Архитектура
1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество.
2. Зодчество Великого Новгорода;
3. Начало каменного строительства

в Москве: - храмы Московского Кремля. - Грановитая Палата.
Архитектура 1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного строительства в Москве:

Слайд 15Новгородское зодчество
Новгородские храмы этого времени строились на средства бояр и купцов.
Здания

выглядят по-прежнему массивными и монолитными.
Сохранение старых черт сочеталось с творческими исканиями.
Появился новый стиль, отличавшийся обилием декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна.

Новгородское зодчествоНовгородские храмы этого времени строились на средства бояр и купцов.Здания выглядят по-прежнему массивными и монолитными.Сохранение старых

Слайд 16Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.
Развитие зодчества на

Руси было приостановлено монгольским завоеванием.
Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV - начале XV в.
Однако в Новгороде строительство не прекращалось даже в годы нашествий.
Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.   Развитие зодчества на Руси было приостановлено монгольским

Слайд 17Культовое строительство
Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.

Культовое строительствоЦерковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.

Слайд 18Фортификационное зодчество Новгорода
Новгородский кремль

Фортификационное зодчество НовгородаНовгородский кремль

Слайд 20Гражданское зодчество Новгорода
Грановитая палата

Гражданское зодчество НовгородаГрановитая палата

Слайд 21Гражданское зодчество Новгорода
Грановитая палата

Гражданское зодчество НовгородаГрановитая палата

Слайд 22Фотификационное зодчество Москвы
Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Фотификационное зодчество МосквыМосковский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Слайд 23Московский Кремль
Его история начинается еще в XII в., когда

на Боровицком холме были построены деревянные стены. Создание ансамбля Московского Кремля завершилось в конце XIV – начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы государства.
Московский Кремль  Его история начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные

Слайд 24Фортификационное зодчество Москвы
Московский кремль. Итальянские мастера. Современный вид

Фортификационное зодчество МосквыМосковский кремль. Итальянские мастера. Современный вид

Слайд 25Московский кремль
Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен - 2500

м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен - до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м
Московский кремльГоды постройки - 1482-1495Площадь - 27,7 гаПротяженность стен - 2500 мКоличество башен - 20Количество ворот -

Слайд 26
Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.
Начало каменного культового строительства

в Москве относится ко второй четверти XIV в. Эта дата связана с превращением Москвы в резиденцию князей и митрополитов.
Успенский собор  в Московском Кремле.1326–1333 гг. Реконструкция.Начало каменного культового строительства в Москве относится ко второй

Слайд 27Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества.
Успенский собор Московского

Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти
1479 г.
Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества.Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти1479 г.

Слайд 28Домовая церковь московских князей
Благовещенский собор московского кремля
Псковские мастера
1484-1489 гг.

Домовая церковь московских князейБлаговещенский собор московского кремляПсковские мастера1484-1489 гг.

Слайд 29Усыпальница московских князей
Архангельский собор Московского кремля

Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна)
1503-1508

гг.
Усыпальница московских князейАрхангельский собор Московского кремляАрхитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна)1503-1508 гг.

Слайд 30Церковь Ризоположения
Московского кремля.
Псковские мастера,
1484-1486 гг.
Церковь московских митрополитов

Церковь РизоположенияМосковского кремля.Псковские мастера,1484-1486 гг.Церковь московских митрополитов

Слайд 31Московский кремль
Колокольня Ивана Великого.
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.

Московский кремльКолокольня Ивана Великого.Бон Фрязин,1505-1508 гг.

Слайд 32Гражданская архитектура Москвы


Гражданская архитектура Москвы

Слайд 33Грановитая палата Московского Кремля
В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая

палата для торжественных приемов иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси.

Грановитая палата Московского Кремля.

Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари

Грановитая палата Московского КремляВ 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для торжественных приемов иностранных послов.

Слайд 34живопись

живопись

Слайд 35 Живопись:
1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись: - Новгородская

иконописная школа; - Псковская иконопись; - Московская школа; 3. Фреска; 4. Формирование авторского стиля: - Феофан Грек; - Андрей Рублёв.
Живопись: 1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись:    - Новгородская иконописная школа;

Слайд 36 Основные тенденции в развитии живописи: развитие местных

школ на основе традиций;
начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;
решающее влияние церкви на развитие живописи.
Основные  тенденции в развитии  живописи:   развитие местных школ на основе традиций; начало

Слайд 37Новгородская школа иконописи

В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.

Характерные особенности:
Лаконичные композиции,
Четкость

рисунка,
Высокая техника, чистота красок.

Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа во ад».

Новгородская школа иконописиВ XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.Характерные особенности:Лаконичные композиции,Четкость рисунка,Высокая техника, чистота красок. Новгородская икона

Слайд 38Авторский стиль. Феофан Грек.
Большое значение в живописи приобрела личность художника.

Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций.
Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.
Живопись Феофана Грека отличается монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве Феофана Грека выделяются два периода:
бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
Авторский стиль. Феофан Грек. Большое значение в живописи приобрела личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал

Слайд 39Феофан Грек
«Спас-Вседержитель»
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек.

1378 г.
Феофан Грек«Спас-Вседержитель» Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.Феофан Грек. 1378 г.

Слайд 40 В Москве Феофан Грек расписал Архангельский и

Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.
В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли.
Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора.

«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.

В Москве Феофан Грек расписал Архангельский и  Благовещенский соборы,  церковь Рождества

Слайд 41Псковская школа
Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами.
Святые

Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.
Псковская школаОтличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами.Святые Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.

Слайд 42Псковская иконопись.
15 век
Успение.
Святые Владимир, Борис и Глеб.

Псковская иконопись. 15 векУспение. Святые Владимир, Борис и Глеб.

Слайд 43Московская школа
Ведущее положение в 14 в. занимала Московская школа, сложившаяся на

основе
Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

Фреска
Начиняя с 14 в. усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился
психологизм изображения.

Московская школаВедущее положение в 14 в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе   Ростово-Суздальской и вобравшая

Слайд 44Авторский стиль. Андрей Рублёв.

Величайшим русским художником XV в. считается

Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее - Спасо-Андроникова монастыря.

Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом.

Спас Вседержитель.
Центральная икона Деисусного чина.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря.
Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.

Авторский стиль. Андрей Рублёв.  Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева,

Слайд 45Андрей Рублев
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Андрей РублевПреображение Господне.Икона Праздничного ряда иконостаса  Благовещенского собора.А. Рублёв. 1405 г.

Слайд 46Кисти Андрея Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора

во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергеева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в 18в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Благовещение.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Кисти Андрея Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого

Слайд 47«Троица» А.Рублева
Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства,

- икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры ( хранится в Третьяковской галерее).
В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы.
Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.
«Троица» А.РублеваСамое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, - икона «Троица», написанная для иконостаса

Слайд 48Троица Ветхозаветная.
Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев. 1422-1427 гг.

Троица Ветхозаветная.Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря.Андрей Рублев. 1422-1427 гг.

Слайд 49Выводы:
Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса,

но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
Выводы:Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть