Слайд 1История моей малой родины – д.Марково
Слайд 2 У каждого человека есть Родина – край, где он родился
и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться …
Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом … У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться … Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей,
селом, городом …
Слайд 4Гипотеза : Если знать историю своей Малой Родины, то сможешь ею
гордиться!
Слайд 5Ход исследования:
Предположили, что гордиться своей Родиной можно, только зная её
историю;
Изучили архивные материалы ;
Проанализировали рассказы - истории местных жителей;
Результаты всего исследования представили в виде презентации.
Цель исследования : изучение истории д.Марково
Задачи исследования :
Познакомиться с архивными материалами по истории села ;
Пообщаться с жителями родного села ;
Научиться работать с различными информационными источниками;
Изучить отношение подростков к своей Малой Родине ;
Создать презентацию исследования.
Слайд 6 По трём первым летописям деревни Марково не
числится, поэтому дата образования более поздняя – конец 18 века, начало 19 века. В это время сельская ярмарка из села Хохлома была перенесена в село Ковернино. На дороге из Костромы в Ковернино до ярмарки образуется большое количество деревень, одна из них получила название Марково. В честь одного из первых, поселившихся в этом месте.
Слайд 7
Место было выбрано очень удачное. На реке Серга, на высоком правом
берегу стоит д.Марково, дома расположены по обе стороны, дороги областного значения, которая связывает Нижегородскую область с Костромской.
Первоначально деревня стояла ближе к реке, на правом берегу, но первое Марково полностью выгорело, после этого стали строить дома выше, дальше от реки.
Слайд 8Вокруг деревни леса, песчаные почвы, река, а также близкое расположение к
крупному селению Ковернино, которое стало местом прохождения богатой ярмарки. Всё это, первым поселенцам давало надежду на безбедную жизнь. Река Серга, протекающая вдоль Маркова, берёт начало в Понуровских лесах, недалеко от деревни Петрово. Когда-то это была гибкая, с высокими берегами полноводная река, по берегам которой росли высокие могучие деревья. Эту лесную реку питали многочисленные ключи, которые хранили береговые леса. Поэтому вода в реке всегда очень холодная, даже летом в жару. В реке водилось очень много рыб и раки, что являлось дополнительным питанием населению. На реке было построено несколько мельниц и грибоварка.
Слайд 9В каждом хозяйстве имелись борона пятирубка, плуг, телеги и дровни. На
каждое хозяйство были наделены полосы земли, леса и покосы. Этими полосами пользовались всю жизнь. На земле сеяли рожь, гречиху и просо. Выращивали лён о картофель. Лён вручную выделывали, ткали и сами шили одежду.
Земли и крестьяне этой местности принадлежали Московскому Загорскому монастырю. Затем земли перешли в собственность государства, а крестьяне, живущие на этой земле, становятся экономическими крестьянами. Основная часть населения Маркова были бедные крестьяне. В хозяйстве крестьянина имелось две коровы, несколько овец , курицы, поросята. Если крестьяне очень бедные, то держали одну лошадь на два хозяйства..А у справного хозяина имелось две лошади: одна рабочая, а другая выездная.
Слайд 11 Мартин Василий Иванович – один из самых зажиточных
жителей Маркова – лесопромышленник. Имел несколько бригад рабочих, которые заготавливали лес и затем сплавляли по рекам Большая Серга, Узола в Городец для продажи купчихе.
Слайд 12 В 1804 году был построен большой дом,
двор и другие постройки.
Дом был самым богатым тогда и сейчас поражает своей добротностью, объёмом и красотой. В доме три этажа: первый – подвальный этаж – под магазин, отапливался печами; второй этаж – жилой, пятистенок на две просторные комнаты с большими окнами. На третий этаж ведёт винтовая резная лестниц, это летняя комната с застеклённым балконом, на котором летними вечерами с гостями пили чай из самовара. В доме есть парадная лестница для гостей и лестница для работников. Снаружи весь дом украшен деревянной глухой резьбой, городецкими мастерами-плотниками. Окна украшают резные наличники, очень редкой красоты и богатства, видна рука знаменитых городецких резчиков, которые над входом в дом изобразили берегиню, чтобы оберегали дом от всех бед.
Слайд 13
В 1903 году в д. Марково была
постороена деревянная церковь. Место выбрано изумительно красивое, на самом высоком месте.
Она как-бы парит над деревней. Церковь деревянная с высокими куполами и колокольней.Снаружи церковь украшена гладкой деревянной резьбой, выполненная городецкими мастерами.
Слайд 14Вокруг была она огорожена богатой узорной железной изгородью, изготовленной местными кузнецами.
По воспоминаниям сторожил церковь отличалась своим богатым внутренним убранством. Всё в ней светилось: потолок украшенный церковной росписью, паркетный пол. Стены украшали множество икон разных размеров. Колокол был заказан в Нижнем Новгороде и привезён обозами на лошадях.
Слайд 15 Подрядчиком строительства был Василий Иванович Мартин. А деньги на
строительство церкви в количестве 10 тысяч “серебряных” были пожертвованы купчихой из Городца. Богатая купчиха – пароходчица скупала лес и переправляла его на баржах по Волге до Астрахани.
Недалеко от церкви был построен дом, где жили священнослужители: отец Василий, матушка Марфа. Последний поп Михаил также жил в поповском доме вместе с семьёй. У него было четверо сыновей, которые учились в церковно-приходской школе вместе с деревенскими ребятишками.
Слайд 16 В церкви был сторож, который служил и звонарём. В большие
церковные праздники он звонил в колокола и звон колоколов Марковской церкви перекликался с колоколами других церквей.
В приход входило несколько деревень: Марково, Раково, Сырково, Лужки, Овечкино, Малые Мосты, Фатеево. В большие церковные праздники и воскресные дни в церкви была служба. На ней всегда было много народу. Мужчины заходили в церковь без головных уборов и вставали в одну сторону, а женщины и дети стояли на другой стороне.
Заказной праздник в Маркове – Иванов день Богослов был 8 мая. В этот день проходил молебен и гульбина.
При въезде в Марково, сразу обращаешь внимание на часовенку, которая стоит в центре деревни. В то время наличие часовенки говорило о том, что в селе Марково есть действующая церковь. В настоящее время часовенку реконструировали.
Слайд 17Около церкви несколько могил. До настоящего времени сохранился памятник на котором
написано: “Здесь похоронены ктиторы сей Богословской церкви Мартин Василий Иванович и Дарья Фоминична”. В сороковых годах эти захоронения были разрыты, искали золотые вещи и деньги.
Советская власть в селе Марково была установлена в 1919 году.
Слайд 18В настоящее время Марковская церковь доживает свой век. Изломанная, оборванная, разрушенная
всеми она и сейчас невольно притягивает к себе взгляды. Это наше прошлое, история наших дедов и прадедов. Таинственная, величественная м сейчас она как памятник вечного укора всем нам за ошибки наших предков.
Мы, марковчане, хотим, чтобы наша церковь жила и была нашим духовным приютом в настоящем и будущем.
Слайд 19Мы задали вопрос 23 подросткам в возрасте от 8 до 22
лет: “Зачем нужно знать историю Малой Родины?” и получили следующий результат:
Выводы: Гипотеза подтвердилась, так как мы выяснили, что историю своей Малой Родины знать надо. Подросток, который будет знать историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену и гордиться своей Родиной.