Слайд 1Тема: Концепция нового УМК по отечественной истории: причины создания, цели и
задачи.
Учитель истории и обществознания: Мосенкова Ольга Минасовна, МБОУ «Александровская СОШ №23»
Слайд 2Разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является важным шагом
в развитии системы образования России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечении консолидации и единства российского народа.
Слайд 3Поручения Президента РФ
19 февраля 2013 года – поручение Минобрнауки России внести
предложения о подготовке единых учебников по истории России для школы к 1 ноября 2013 года.
29 марта 2013 г. – поручение Правительству РФ обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования.
Цель: избавить школьные учебники от внутренних противоречий и двойных толкований одних и тех же исторических событий.
Слайд 4
Рабочая группа по подготовки концепции нового
учебно-методического комплекса по Отечественной истории
Руководители
директор
Института всеобщей истории Российской академии наук
А. О. Чубарьян — научный руководитель
председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества
С. Е. Нарышкин — руководитель рабочей группы
министр образования и науки Российской Федерации
Д. В. Ливанов — заместитель руководителя
министр культуры Российской Федерации
В. Р. Мединский — заместитель руководителя
Слайд 5
Основа разработки концепции составляют положения действующей
Конституция Российской Федерации;
Послания Президента РФ
Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон «О языках народов Российской Федерации»;
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг., Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования;
Слайд 6Встреча президента РФ с разработчиками концепции
«Важно понимать, что введение единообразия в
преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия в духе Козьмы Пруткова, – уточнила Первый заместитель образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности. Она пояснила, что концепция нового учебного исторического комплекса становится основой для разработки примерных рабочих программ по истории, а также подготовки и переподготовки учителей.»
Слайд 7КОНЦЕПЦИЯ
Историко -культурный стандарт
Пояснительная записка
Слайд 8Концепция УМК по Отечественной истории
Это общественный договор, предлагающий взвешенные точки зрения
на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Цель разработки концепции — формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Слайд 9Основные задачи концепции:
•представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и
развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
•рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
•определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
•определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Слайд 10Базовыми принципами концепции являются:
•ценности гражданского общества - верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
•идея преемственности этапов российской истории;
•воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
•общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
•познавательное значение российской истории;
•формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Слайд 11Методологические основы концепции
•принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных
исследований;
•многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;
•исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
•антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
•историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Слайд 12Многоуровневое представление истории
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и
населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села), а также раскрывать как своеобразие и неповторимость российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории (синхронизация).
Слайд 13Многофакторный характер истории
Раскрытие разных сторон исторического процесса: экономики, внутренней и внешней
политики, взаимоотношениях власти и общества, социальной стратификации, повседневной жизни людей, военного дела и защиты своего Отечества, развитие культуры, науки, образования, церкви и религиозных учреждений.
Слайд 14Историко-антропологический подход
Обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений
россиян, раскрытие величия побед и тяжести поражений через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи.
Слайд 15Историко-культурологический подход
Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах
истории в состав многонационального Российского государства, формирование у учащихся чувства принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.
Слайд 16Рекомендации по разработки УМК
На основе указанных принципов и методологических подходов в
Концепции сформулированы общие рекомендации, которые положены в основу новых учебно-методических комплексов по отечественной истории.
Определяющую роль в изложении учебного материала должны играть принципы единства истории России, преемственности исторических периодов и эпох.
Ключевым звеном УМК по отечественной истории должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса.
Слайд 173. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения
гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.
4. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействие культур и религий, укреплении связей между народами во всех сферах.
5. Формирование гражданской общероссийской идентичности, решение проблем взаимодействия государства и общества, обращение внимания к историческому опыту гражданской активности (общинное самоуправление, земские соборы, гильдии…)
6. Увеличение числа часов на изучение истории культуры, истории повседневности. Необходимость показа неразрывной связи российской и мировой культуры.
Слайд 19Интернет-ресурсы
https://yandex.ru/images
http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/osnovnye-polozheniya.html
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ruWed9TI2c
http://минобрнауки.рф/новости/4601
http://history.drofa.ru/faq/
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45291