Слайд 2После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом,
Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир. Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.
Слайд 3Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У
каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации. Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.
Слайд 4
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей.
Владимир рассматривал христианство как государственную
религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.
Слайд 5
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям,
исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей.
Слайд 7
Отрывок из летописи…
Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же
все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но красоты не видели никакой.
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Слайд 8В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государство
Русь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многие славянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской равнине, облагают их данями. Они совершают победоносные походы на Византию и заставляют гордых византийцев выплачивать им контрибуции, а также содержать за свой счет русских купцов, приезжающих в византийские города для торговых сделок.
Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новой религии. Как следует понимать этот парадокс?
Причины принятия христианства на Руси.
Слайд 9Для принятия христианства на Руси было несколько причин. Одним из главных
факторов, которые побудили ее стать более цивилизованной и отказаться от язычества, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства. Но это не единственный фактор, спровоцировавший данное событие. Причины принятия христианства на Руси были разные. Необходимо было и сближение с другими странами, в частности с Европой. В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Поэтому оно было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству. Это были международные причины принятия Русью христианства.
Нельзя забывать и о возможных личных мотивах князя Владимира. Он не хотел жить в грехе, и пытался освободиться от своего языческого образа жизни. За все время правления он совершил достаточно поступков, которые олицетворяли его не с лучшей стороны. Ему было необходимо очищение, и достичь его можно было путем принятия христианства. Хорошим примером служило прошлое его бабки Ольги. Она олицетворяла собой образ княгини, которая оставила о себе добрую память. Были у князя Владимира и еще личные причины принятия христианства на Руси. Это его предстоящая свадьба с сестрой князя Византии. Такое родство было необходимым для укрепления авторитета князя Владимира и более твердого становления княжеской власти.
Слайд 10
Важнейшим мероприятием для древнерусского государства, бесспорно, является религиозная реформа, которая была
проведена на Руси князем Владимиром в 980 – 1015 годы. Проводя данную реформу, киевский князь стремился сплотить разрушающийся межплеменной союз, укрепить государство и сохранить в нём авторитетную позицию киевской знати.
Исследователи называют разные причины обращения к христианству князя Владимира. По мнению одних, при крещении древнерусского государства он руководствовался не только политическими выгодами, а избрал веру искренне (как считают учёные, на это могло серьёзно повлиять раскаянье в совершённых им злодеяниях – убийство Ярополка, захват власти.
Слайд 11
Как бы то ни было и каковы бы ни были истинные
причины реформы, выделяют несколько неоспоримых значений принятия христианства для Руси. С принятием христианства изменяется международное положение киевского государства, а также налаживаются контакты с европейскими государствами, имеющими ту же веру.
При этом церковь на Руси становится силой, которая объединяет жителей разных земель в политическую и культурную общность. Благодаря миссионерской деятельности церкви на землях, которые населяли тюркоязычные и финноязычные племена, смягчается процесс становления государства, включающего в себя различные этносы (государство сложилось не на национальной основе, а религиозной идее и стало государством православным, а не только русским).
Принятие христианской религии на государственном уровне способствовало укреплению княжеской власти.
Слайд 13Как крестили Русь
Еще с давних времен на территории Киевской Руси процветало
язычество. После того, как князь Владимир победил Ярополка, их деятельность особо активизировалась, так как он пришел к власти как лидер язычников. После того, как все племена были объединены под его руководством, появление единого религиозного единства укрепила бы власть над ними.
Произошло это событие в конце 10 века, а точнее в 988 году. Именно в этом году он принял христианство в Корсуне и после своего возвращения в Киев он решил провести процесс христианизации всего государства. Сначала он решил крестить своих приближенных, бояр, купцов и приближенных дружинников.
Согласно летописи «Повести временных лет» князем Владимиром было принято решение окрестить весь народ. Повставал вопрос о том, в какой реке крестить Русь? Для этого процесса было решено выбрать Днепр , в нем крестили киевлян. Во время поведения обряда князь произнес определенную молитву. Крещение же прочих земель происходило более длительное время и несло насаждающий характер. Но все отмечали, что принятие христианства положительно отразилось на культуре страны, а также сплоченности населения.
Слайд 14
Духовное и культурное значение принятия христианства огромно.
Русские князья получили возможность
вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.
Слайд 15
Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на
развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось многочисленными постами.
Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов.
Слайд 16Повесть временных лет.
Краткое содержание свода.
Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые
упоминается и от чего происходит название «Русская земля» и кто раньше начинает княжить в Киеве, — об этом поведем рассказ.
О крещении Руси. 980−988 гг.
Владимир был сыном Святослава и всего лишь Ольгиной ключницы. Однако после гибели его более знатных братьев Владимир начинает княжить в Киеве один.
На холме около княжеского дворца он ставит
языческие идолы: деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми усами,
Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь.
Им приносят жертвы, приводя своих сыновей и дочерей.
Приходят к Владимиру волжские булгары-магометане и предлагают: «Ты, о князь, мудр и разумен, но неведомо тебе цельное вероучение. Прими нашу веру и почитай Магомета».
Слайд 17 Но Владимир отказывает: «Пошли вон, ибо наши отцы такого не признавали». Приходят хазары
иудейской веры: «Веруем в единого бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева». Владимир интересуется: «Где ж это ваша главная земля?» Они отвечают: «В Иерусалиме». Владимир ехидно переспрашивает: «Там ли?» Иудеи оправдываются: «Разгневался бог на наших отцов и рассеял нас по разным странам». Владимир возмущается: «Что же вы других учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Может быть, и нам предлагаете такую судьбу?»
После этого греки присылают некоего философа, который долго пересказывает Владимиру Ветхий и Новый завет, показывает Владимиру занавес, на котором нарисован Страшный суд, справа праведники радостно восходят в рай, слева грешники бредут к адским мукам. Жизнелюбивый Владимир вздыхает: «Хорошо тем, кто справа; горько тем, кто слева». Философ призывает: «Тогда крестись». Однако Владимир откладывает: «Подожду еще немного». С почетом спроваживает философа и созывает своих бояр: «Что умного скажете?» Бояре советуют: «Пошли послов разузнать, кто как внешне служит своему богу». Владимир посылает десятерых достойных и умных: «Идите сначала к поволжским болгарам, потом посмотрите у немцев, а оттуда идите к грекам».
Слайд 18
Владимир с царицей и корсунскими попами въезжает в Киев, тут же велит ниспровергнуть идолов, одних
изрубить, других спалить, Перуна же велит привязать коню к хвосту и волочить к реке, а двенадцать мужчин заставляет дубасить его палками. Сбрасывают Перуна в Днепр, и Владимир приказывает специально приставленным людям: «Если где пристанет, отпихивайте его палками, пока не пронесет его через пороги». И приказанное исполняют. А язычники оплакивают Перуна.
Затем Владимир рассылает по всему Киеву объявляющих от его имени: «Богатого или бедного, даже нищего или невольника, — того, кто с утра не окажется на реке, буду считать своим врагом». Люди идут и рассуждают: «Если бы это не на пользу было, то не приняли бы крещения князь и бояре». Утром Владимир с царицыными и с корсунскими попами выходит на Днепр. Народу собирается бесчисленно много. Часть вступает в воду и стоит: одни — до шеи, другие — по грудь, дети — у самого берега, младенцев — держат на руках. Непоместившиеся бродят в ожидании (или: крещеные же стоят на броду). Попы на берегу молитвы творят. После крещения люди расходятся по своим домам.
Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и селам, начинает собирать детей у своей знати и отдавать в ученье книгам. Матери же таких детей плачут о них, словно о мертвых.
Слайд 19
После путешествия возвращаются посланные, и снова созывает Владимир бояр: «Послушаем, что расскажут».
Посланные отчитываются: «Мы видели, что болгары в мечети стоят без пояса; поклонятся и сядут; глядят то туда, то сюда, как бешеные; нет радостного в их службе, только печаль и сильный смрад; так что нехороша их вера.
Потом видели немцев, совершающих в храмах множество служб, но красоты в этих службах не увидели никакой.
А вот когда греки привели нас туда, где они служат своему Богу, то мы растерялись — на небе мы или на земле, ибо нигде на земле нет зрелища такой красоты, которую мы не можем и описать. Служба у греков — лучшая из всех». Бояре добавляют: «Будь плохой греческая вера, то ее бы не приняла твоя бабушка Ольга, а она была мудрее всех наших людей».
Владимир нерешительно спрашивает: «А где крещенье примем?» Бояре отвечают: «Да где хочешь».
Слайд 20
И проходит год, но Владимир все еще не крестится, а неожиданно идет на греческий город Корсунь
(в Крыму), осаждает его и, воззрев на небо, обещает: «Если возьму, то крещусь». Владимир берет город, однако опять не крестится, но в поисках дальнейших выгод требует у византийских царей-соправителей: «Ваш славный Корсунь взял. Слышал, что есть у вас сестра девица. Если не отдадите ее замуж за меня, то сотворю Царьграду то же, что Корсуню». Цари отвечают: «Не положено христианок выдавать замуж за язычников. Крестись, тогда пошлем сестру». Владимир настаивает: «Сначала пришлите сестру, а пришедшие с нею крестят меня». Цари присылают в Корсунь сестру, сановников и священников. Корсуняне встречают греческую царицу и препровождают ее в палату. В это время у Владимира заболевают глаза, он ничего не видит, очень переживает, но не знает, что делать. Тогда царица понуждает Владимира: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то немедленно крестись. Если нет, то не отделаешься от болезни». Владимир восклицает: «Ну, если это будет правдой, то христианскому Богу поистине быть самым великим». И велит себя крестить. Корсунский епископ с царицыными попами крестят его в церкви, которая стоит посреди Корсуня, где рынок. Как только епископ возлагает руку на Владимира, тот сразу прозревает и ведет царицу на брак. Многие из дружины Владимира тоже крестятся.