Слайд 1Итальянские гуманисты позднего Возрождения
Слайд 2Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.
Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
Слайд 3Зал литературы позднего Возрождения
Слайд 4Торквато Тассо
(11.3.1544, Сорренто, - 25.4.1595, Рим), итальянский поэт.
Главное произведение Тассо -
историческая поэма "Гоффредо" (написана в 1574-1575 годах), опубликована под названием "Освобожденный Иерусалим" . В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Творчество Тассо сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17-18 веков, а образ самого Торквато Тассо запечатлен в произведениях Гёте, Байрона, Батюшкова
Слайд 5Джордано Бруно
(1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим)
Слайд 6Увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную,
так и современную
Слайд 7В 1584—1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на
итальянском языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле, как центре Вселенной.
Слайд 8Весной 1592 г. Джордано Бруно направился в Италию, с намерением возглавить
кафедру математики в Падуанском университете. Но, оказавшись в Венеции, в мае того же года он был арестован местной инквизицией. Через год, по требованию самого папы римского, Бруно был выдан римской инквизиции. В течение нескольких лет, которые он провел в застенках, инквизиторы добивались у Ноланца отречения от его философских взглядов, как еретических.
Слайд 9Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма,
идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений.
Слайд 10Как поэт Бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма.
Слайд 11Учение Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической мысли Западной
Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования мира.
Слайд 12Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника:
- Солнце является
центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
- Вселенная не имеет центра и бесконечна;
- Вселенная состоит из галактик (скоплений звёзд);
- Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
- Число миров во Вселенной бесконечно;
- Все небесные тела – планеты, звёзды, а также всё, что имеется на них, обладают свойством движения;
- Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Слайд 13Идеи Джордано Бруно не были приняты католической церковью, и он был
сожжён на костре в 1600 г.
Слайд 14Томма́зо Кампане́лла
(5 сентября 1568 — 21 мая 1639)
Слайд 15
В 1582 году он вступил в доминиканский орден, но скоро
обнаружил
большое свободомыслие в религиозных вопросах,
навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину.
В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения строя с целью провозглашения республики. Он был приговорен к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет.. За это время написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца» ,«Монархия Мессии» «Метафизика» «Побежденный атеизм» «Апология Галилея» .
Слайд 16Среди творений Кампанеллы - знаменитая утопия «Город Солнца», изображающая в форме
романа идеальную страну. В своем “Городе Солнца” он изложил взгляды на справедливое устройство человеческого общества, систему воспитания и образования в нем.
Слайд 17В философии Кампанелла отстаивал необходимость познания опытом и развивал учение о
двойном откровении (Природы и Писания). Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой.
Слайд 18Поэзия Кампанеллы (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверджают веру в
человеческий разум, раскрывают противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажегшего светоч знания во мраке невежества.
Слайд 19Зал изобразительного искусства позднего Возрождения
Слайд 20Микела́нджело Буонарро́ти
(6 марта 1475 — 18 февраля 1564)
Слайд 21Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и
на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501–1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела.
Слайд 22Битва кентавров
Мадонна у лестницы
Слайд 23Моисей
Пьетта
Скорчившийся мальчик
Слайд 25Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему
в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным. — Джорджо Вазари.
Слайд 26Тициа́н Вече́ллио
(1488/1490—27 августа 1576)
Слайд 27«Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной
прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест.
Портрет Карла V с собакой
Слайд 28Он создаёт замечательные женские образы«Кающейся Магдалине» (около 1533), «Венере Урбинской» (до
1538).
Слайд 29С помощью композиционных и колористических решений Тициан способен передать на полотне
самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела. Он создаёт такие шедевры как «Глория» (1551-1554), «Венера и Адонис» (1554), «Портрет мужчины в военном костюме» (1550-е), «Девушка с веером» (около 1556), «Диана и Актеон» (1556-1559), «Похищение Европы» (1559-1562), «Венера с зеркалом» (около 1560), «Аллегория благоразумия» (середина 1560-х), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е).
Слайд 31Искушение святого Антония
Умерщвление святого Георгия
Слайд 32Колорит в произведениях Веронезе играет не самую важную роль. Он умел
сочетать цвета таким образом, что создавалось особенно интенсивное их звучание, подобно драгоценным камням. Веронезе - имел особый дар декоратора. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и плафонах художник применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные для рассмотрения картины снизу вверх.
Слайд 35Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского Возрождения. Художник тяготел к живописным циклам
сложного тематического характера, он использовал редкие сюжеты. Цикл о чудесах св.Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений.
Слайд 36Тинторетто неоднократно обращался к теме "Тайная вечеря". Ему принадлежат "Тайная вечеря"
в церкви Санта-Мария Маркуола, картина на эту же тему в церкви Санта-Травазо и полотно в Скуола ди Сан-Рокко и в церкви Сан-Джорджо Маджоре.