Презентация, доклад на тему История отечества в живописи ( 9 класс)

Содержание

Исторический жанр в живописи всегда был и остается очень важным. В России он появился только во второй половине XVIII столетия, но с этого времени историческая живопись заняла ведущее место. На своих полотнах художники запечатлели практически все

Слайд 1Ушедшие времена
на великих полотнах

Ушедшие времена      на великих полотнах

Слайд 2Исторический жанр в живописи всегда
был и остается очень важным. В

России он появился только во второй половине XVIII столетия, но с этого времени историческая живопись заняла ведущее место. На своих полотнах художники запечатлели практически все события истории России, начиная с глубокой древности.
Исторический жанр в живописи всегда был и остается очень важным. В России он появился только во второй

Слайд 3«КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО КГЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КОРСУНИ» (А. И. Иванов)


В 988 году произошло

великое событие в жизни русского народа. По приказу князя Владимира люди «вошли в воду и стояли там: одни по шею, другие по грудь… некоторые держали младенцев, иереи совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу спасенных душ». Состоялось крещение Руси.
Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских государств, способствовало распространению грамотности, книжности и развитию искусств.
Сам Владимир принял христианство годом раньше, в Корсуни (Херсонес). Этот момент и запечатлел на своей картине художник А. И. Иванов.


«КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО КГЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КОРСУНИ» (А. И. Иванов)В 988 году произошло великое событие в жизни русского

Слайд 4«ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ» (В. М.

Васнецов)

Русский народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах еще в древности слагались былины. Про героев давних времен, которых мы знаем только по народным песням и сказкам, рассказывают многие произведения
В. М. Васнецова.
Одно из них – картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанная на сюжет «Слова о полку Игореве»…

«ПОСЛЕ  ПОБОИЩА  ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА  С ПОЛОВЦАМИ»  (В. М. Васнецов)Русский народ всегда славил своих

Слайд 5
Идеальным князем, защитником Руси от врагов предстает на одноименной картине П.

Д. Корина Александр Невский, живший в XIII веке. Это - могучий и суровый, в стальных доспехах воин, который опирается на тяжелый меч. Над его головой грозно темнеет военное знамя с образом Спаса, и это не случайно.
Художник хотел подчеркнуть, что победы одерживаются не только с помощью оружия, но и благодаря силе духа, которую дает вера. В памяти народа Александр Невский навсегда остался человеком долга, твердо стоящим на страже правды, готовым на подвиг и даже на смерть ради спасения родной земли.




«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
(П. Д. Корин)

Идеальным князем, защитником Руси от врагов предстает на одноименной картине П. Д. Корина Александр Невский, живший в

Слайд 6
Художником М.В. Нестеровым написан ряд картин, посвященных жизни и трудам

выдающегося деятеля Руси XIV в., подвижника Сергия Радонежского.
В основу картины «Видение отроку…» положен легендарный рассказ о том, как Сергий, когда был еще мальчиком, жил в Радонеже и звали его Варфоломеем. Однажды Варфоломей, встретив странника, попросил указать ему путь к учению, а, приняв от старца кусочек просфоры и вкусив его, обрел просветление души.

Сергий Радонежский: икона первой половины XVII века

«ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»
(М. В. Нестеров)

Художником М.В. Нестеровым написан ряд картин, посвященных жизни и трудам выдающегося деятеля Руси XIV в., подвижника

Слайд 7«ЮНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ»
«Благословение Дмитрия Донского Сергием» - название миниатюры справа.
С

благословения Сергия Радонежского начался поход русских воинов под предводительством Дмитрия Донского против повелителя Орды хана Мамая. Великий старец не только предрек победу Дмитрию, но даже отправил с ним двух монахов, чем нарушил церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества Сергий рисковал собственным «спасением души». В итоге ценой больших потерь войско князя Дмитрия добилось успеха на знаменитом Куликовом поле.

(М. В. Нестеров)

«ЮНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ»«Благословение Дмитрия Донского Сергием» - название миниатюры справа. С благословения Сергия Радонежского начался поход русских

Слайд 8«ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА» (И. Е.

Репин)


Характер первого русского царя складывался в годы интриг, убийств и борьбы за власть враждующих бояр.
Уже в юности Иван IV безжалостно расправлялся с неугодными людьми из своего окружения. Повзрослев, он стал более импульсивным, совершая кровавые расправы и массовые репрессии…
Однажды в припадке гнева он убивает и своего сына. Осознав содеянное, Ивана Грозного охватывает ужас, но уже слишком поздно!..
На картине
И. Е. Репин изобразил тот момент, когда в тиране пробуждается человек, когда с него слетает оболочка зверя и он, ощутив свое отцовское горе, зажимает сыну смертельную рану…

«ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН  16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА» (И. Е. Репин)Характер первого русского царя

Слайд 9«ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ»
(В. И. Суриков)

Казачий атаман Ермак по праву остается

первооткрывателем Сибири. Он завоевал только небольшую ее часть. Однако его походом было положено начало присоединению Сибири к Русскому государству.
На картине В. И. Сурикова изображено взятие в 1582 году казаками Ермака столицы Сибирского ханства – Кашлыка. В этом сражении горстка храбрецов разбила огромное войско хана Кучума.

«ПОКОРЕНИЕ  СИБИРИ ЕРМАКОМ»(В. И. Суриков)Казачий атаман Ермак по праву остается первооткрывателем Сибири. Он завоевал только небольшую

Слайд 10«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» (М. Скотти)
Конец XVI - начало XVII века – период

Смутного времени на Руси, когда царский престол переходил из рук в руки. Попытку захватить нашу страну предпринимали, в том числе, шведы и поляки.
Народное ополчение, направленное на освобождение русской земли от интервентов, возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и опытный воевода князь Дмитрий Пожарский.
26 октября 1612 года польский гарнизон, бросая оружие, покинул Кремль.

«ВОЗЗВАНИЕ КУЗЬМЫ МИНИНА» (А. Кившенко)

«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» (М. Скотти)Конец XVI - начало XVII века – период Смутного времени на Руси, когда

Слайд 11«СИДЕНИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА С БОЯРАМИ В ЕГО
ГОСУДАРЕВОЙ КОМНАТЕ»
(А. П.

Рябушкин)

На полотне
А. П. Рябушкина изображен один из эпизодов повседневной жизни первого русского царя из династии Романовых.
Михаил Федорович (1596-1645) сидит на троне и слушает доклад одного из бояр.
В истории он известен как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Удивительно, но с приходом к власти этого робкого человека в России наметилось восстановление после полутора десятилетий Смуты и войн.

«СИДЕНИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА С БОЯРАМИ В ЕГО ГОСУДАРЕВОЙ КОМНАТЕ»(А. П. Рябушкин)На полотне А. П. Рябушкина изображен

Слайд 12
Сюжет для картины
В. И. Суриков взял из истории XVII века,

когда в Русской Православной Церкви назрела необходимость реформирования и произошел раскол.
Боярыня Морозова, одна из ярких фигур раскольничества, - центральный образ полотна.
Даже приговоренная к смерти, она выступает против реформы патриарха Никона и в знак приверженности старым обрядам высоко поднимает руку с двуперстным знамением.

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
(В. И. Суриков)

Сюжет для картины В. И. Суриков взял из истории XVII века, когда в Русской Православной Церкви назрела

Слайд 13«Алексей Михайлович и патриарх Никон»
(И. Машков)
«Церковный

Собор. Начало раскола»
(А. Кившенко)

«Старовер»
(М. Боткин)

«Алексей  Михайлович  и патриарх  Никон» (И. Машков) «Церковный  Собор. Начало  раскола» (А.

Слайд 14«ЗАПОРЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
(И. Е. Репин)

Сюжетом для картины послужило реальное

историческое событие. В 1676 году разгневанный на запорожских казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными. В случае отказа он грозил уничтожить казаков. Запорожцы ответили султану насмешливым письмом. Момент его написания и изобразил И. Е. Репин.
«ЗАПОРЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»(И. Е. Репин)Сюжетом для картины послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный

Слайд 15«МОСКОВСКАЯ УЛИЦА XVII ВЕКА В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ»
(А. П. Рябушкин)
Художник

А. П. Рябушкин писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне народного быта допетровской Руси. С любовью он относился к русской старине, к традиционному укладу русской жизни. В его картинах нет динамического действия. Во всем – размеренность и неторопливость.
«Московская улица…» – яркое и красивое полотно, с большой точностью передавшее реальную сцену городской жизни. На картине – обыкновенные горожане, ничем не замечательные люди.
«МОСКОВСКАЯ УЛИЦА XVII ВЕКА В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ» (А. П. Рябушкин) Художник А. П. Рябушкин писал жанровые картины,

Слайд 16«ПЕТР I»
(В. А. Серов)
На своем полотне художник В. А. Серов изобразил

Петра I на строительстве
Санкт-Петербурга. Впервые сойдя на топкий берег Невы в 1703 году, он пришел в восхищение и приказал рубить тут для него сосновый дом.
Царь навсегда привязался к этому месту, заложил в устье Невы город, перенес сюда столицу империи.
«ПЕТР I»(В. А. Серов)На своем полотне художник В. А. Серов изобразил Петра I на строительстве Санкт-Петербурга. Впервые

Слайд 17В основу картины положен конфликт, не являющийся семейным, а отражающий историческую

драму.
Н. Н. Ге показал великую личную и историческую трагедию Петра I – отца, потерявшего сына, реформатора, не сумевшего воспитать преемника, продолжателя своего дела.
Царевич Алексей Петрович, обвиненный в государственной измене, был приговорен специальным судом к смертной казне.

«ПЕТР I ДОПРАШИВАЕТ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ
ПЕТРОВИЧА В ПЕТЕРГОФЕ»
(Н. Н. Ге)

В основу картины положен конфликт, не являющийся семейным, а отражающий историческую драму. Н. Н. Ге показал великую

Слайд 18«ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II»
(Ф. С. Рокотов)
«КАЗНЬ ПУГАЧЕВА»
(В. Маторин)
Немка по происхождению,
приняв

православную веру под именем Екатерина, эта умная и амбициозная женщина после дворцового переворота 1762 года пришла к власти.
Ее прозвали «Великой». Во времена правления Екатерины II вырос международный престиж России, с ней считались и искали союза.
Однако при Екатерине жестоко угнетались крестьяне.
Выступившее против феодального гнета ополчение Емельяна Пугачева было разгромлено, а сам предводитель казнен. (Полотно справа)
«ПОРТРЕТ  ЕКАТЕРИНЫ  II»(Ф. С. Рокотов)«КАЗНЬ ПУГАЧЕВА»(В. Маторин)Немка по происхождению,приняв православную веру под именем Екатерина, эта

Слайд 19«ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ» (В. И. Суриков)

На картине В. И. Сурикова изображен

легендарный Швейцарский поход 1799 года
А. В. Суворова через Альпы.
Его целью было объединение с австрийской армией, вторжение во Францию, чтобы остановить Наполеона, захватывающего все новые и новые земли.
Суворов избрал кратчайший, но трудный путь – через перевал, занятый противником.
Кажется, что невозможно перебраться под самыми облаками и неожиданно ударить по врагу. Но другого пути для русской армии нет!
В итоге французы отошли. Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов!

«ПЕРЕХОД СУВОРОВА  ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ» (В. И. Суриков)На картине В. И. Сурикова изображен легендарный Швейцарский поход 1799

Слайд 20«НАПОЛЕОН I НА БОРОДИНСКИХ ВЫСОТАХ» (В. В. Верещагин)
Картина В. В. Верещагина «Наполеон

I на Бородинских высотах» – одно из двадцати полотен серии, посвященной Отечественной войне 1812 года.
На ней художник изобразил французского императора, который сидит на стуле и с вершины холма наблюдает за ходом небывалой исторической битвы, итог которой уже предрешен.
На полотне «В 1812 году» (на слайде справа) живописец И. М. Прянишников запечатлел
момент бегства французов из России.
«НАПОЛЕОН I НА БОРОДИНСКИХ ВЫСОТАХ» (В. В. Верещагин)Картина В. В. Верещагина «Наполеон I на Бородинских высотах» –

Слайд 21«СИНОПСКИЙ БОЙ»
(И. К. Айвазовский)
Эпизод морского сражения Крымской войны отражен на

картине «Синопский бой».
Крымская война - это война России с коалицией Великобритании, Франции, Турции и Сардинии за господство на Ближнем Востоке. Предлогом для войны явился спор между православным и католическим духовенством из-за обладания «святыми местами» в Палестине.
Синопское сражение – решающая морская битва Крымской войны, в ходе которой в ноябре 1853 года русская эскадра под командованием легендарного адмирала П. С. Нахимова у города Синоп уничтожила турецкий Черноморский флот.
«СИНОПСКИЙ БОЙ» (И. К. Айвазовский)Эпизод морского сражения Крымской войны отражен на картине «Синопский бой».Крымская война - это

Слайд 22 Делая у воды этюды, молодой художник Илья Репин встретил «чумазых,

страшных, в лохмотьях» людей . Они, впрягшись лямки, тянули вдоль берега груженое судно. Тянули месяц и два, от верховья реки до устья, и под палящим солнцем, и под проливным дождем.
Репин узнал, где бурлаки останавливаются на привал, садился поодаль и слушал их песни, шутки. А когда познакомился с каждым, понял, что все вместе они – не измученное, бессловесное стадо, а сильные, смелые, умные люди, достойные любви и уважения.
Родилась картина… Одиннадцать человек шагают по раскаленному песку – одиннадцать разных характеров, душевных состояний и жизненных историй…

«БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ» (И. Е. Репин)

Делая у воды этюды, молодой художник Илья Репин встретил «чумазых, страшных, в лохмотьях» людей . Они,

Слайд 23«АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА»
(И. Е. Репин)
В 60-70-е годы XIX века в России представители

революционных течений, получивших название народничества, предпринимали «хождение в народ», чтобы поднять на бунт недовольных жизнью крестьян.
Но крестьяне остались равнодушными к призывам революционеров, отказываясь пойти на восстание против царя-освободителя Александра II. Большинство народников были арестованы; нередко их сдавали сами крестьяне.
На картине «Арест пропагандиста»
И. Е. Репин изобразил момент задержания революционера.
«АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА»(И. Е. Репин)В 60-70-е годы XIX века в России представители революционных течений, получивших название народничества, предпринимали

Слайд 24«ВЫСТУПЛЕНИЕ В. И. ЛЕНИНА НА МИТИНГЕ РАБОЧИХ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА В МАЕ

1917 ГОДА» (И. И. Бродский)


Художник И. И. Бродский на картине «Выступление В. И. Ленина…» изобразил реальное историческое событие: 20 мая 1917 года лидер большевиков выступает перед путиловцами с лозунгами в короткий срок решить многие проблемы, обещая снизить темпы инфляции, увеличить заработную плату, ликвидировать безработицу… Напряженная речь вождя вызывает ответный отклик рабочей массы. Тысячи людей готовы по первому зову партии пойти в бой…

«ВЫСТУПЛЕНИЕ В. И. ЛЕНИНА НА МИТИНГЕ РАБОЧИХ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА В МАЕ 1917 ГОДА» (И. И. Бродский)Художник И.

Слайд 25«ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»
(А. А. Дейнека)
На картине художник изобразил героическую оборону города от

немцев. Она началась в октябре 1941 года и продолжалась 250 дней. За время защиты погибло около 150 тысяч человек. На первом плане картины – матрос со связкой гранат. Он широко размахнулся, чтобы бросить их в самую гущу вражеских рядов. Одна мысль, одно чувство захватили воина: не пропустить врага, не уступить ни одной пяди родной земли…
«ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»(А. А. Дейнека)На картине художник изобразил героическую оборону города от немцев. Она началась в октябре 1941

Слайд 26Презентация включила лишь некоторые картины, запечатлевшие исторические события России, начиная с

Крещения Руси, и заканчивая «Обороной Севастополя» периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Без преувеличения можно сказать, что Отечественную историю можно и нужно изучать, используя произведения живописи.
Презентация включила лишь некоторые картины, запечатлевшие исторические события России, начиная с Крещения Руси, и заканчивая «Обороной Севастополя»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть