Слайд 1Поисково-исследовательская работа
«История образования в Мордовии»
на тему:
«История образования в Мордовии
в
дореволюционный период»
Выполнил: Щукин Андрей,
учащийся 11 класса
МОУ « Пензятская СОШ»
Руководитель работы: Щукина О. И.,
учитель ИКМК
МОУ « Пензятская СОШ»
Слайд 2 Цель исследовательской работы:
Изучить развитие образования в Мордовском крае.
Для
выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Познакомиться с видами образовательных учреждений, которые действовали в нашем крае.
2. Узнать о людях, которые занимались
вопросами просвещения в Мордовии.
Методы исследования: литературные.
Слайд 3Введение
Система народного воспитания и образования мордвы складывалась веками и отразилась в
устном народном творчестве, традициях и обычаях. В древности у мордовских племен школы как места обучения детей не было. Ее заменяли обряды, с помощью которых подростков посвящали в дела племени. Позже появились обрядовые дома (по-мокшански кштиме куд, по-эрзянски киштинъ кудо). В эти дома молодежь собиралась по вечерам, особенно осенью, зимой и ранней весной на посиделки. Юноши и девушки веселились, играли, пели и плясали, разгадывали загадки.
Слайд 4У истоков образования
Школа в современном смысле слова возникла в Мордовии только
в XVI—XVII веках, в связи с началом строительства монастырей и церквей на территории края.
Тогда были возведены Пурдошанский, Санаксарский, Троицкий, Саровский, Дивеевский, Пайгармский, Свияжский монастыри и много других. При каждом из них открылась монастырская школа. Старые монахи учили здесь детей русской грамоте, богослужению, чтению Псалтыря и Апостола, греческому языку, а наиболее способных — письму. В школу принимались мальчики и девочки с семи лет. Обучение длилось три года, затем учащиеся сдавали экзамен. Монастырская школа приучала детей трудиться. Мальчикам преподавали сапожное, гончарное и плотницкое дело. Девочек учили вышивать, вязать, плести, огородничать.
Слайд 5Домашнее образование
Во второй половине XVII и первой XVIII столетий в
Саранске не было государственных учебных заведений. Грамотных людей в городе насчитывалось немного: подьячие, копиисты, священники, дьяконы и кое-кто из торговых людей. Знатные дворяне обучали своих детей дома, приглашая преимущественно иностранцев — немцев, французов. Но были и такие помещики, которые не умели «рукоприкладство учинить», встречались даже воеводы, которые с трудом подписывали свои фамилии. По повелению Петра I саранские власти должны были собрать для обучения латинской науке детей дворян 302 человека. Из них не явилось 118—«ухоронились или сбежали». Отцов за это жестоко наказывали, отбирали имения. Но и такие меры не всегда оказывали воздействие.
Слайд 6Ремесленное обучение
В конце 17 века на территории мордовского края появились ремесленные
школы, в которых дети богатых горожан обучались грамоте, письму и церковному пению. Ремесленное обучение для выходцев из мещанских, купеческих семей, детей кустарей проходило в частных мастерских.
Слайд 7Образование
в XVIII веке
В 1735 Св. Синодом и Сенатом был принят
указ, предписывавший «для обучения как некрещёных вотяков, мордвы, чуваш, так и разных народов новокрещёных детей славяно-российского языка, в Казанской губерний учредить школы, первую в Казани в Фёдоровском монастыре, вторую - в Казанском уезде... в селе Елабуге, третью — в Свияжском уезде в г. Цивильске, четвёртую - в Казанском уезде в Царёвококшайску и в тех школах ученикам быть в каждой по 30 человек и обучать в Казанской некрещёных детей каждого народа по 10 человек от 10 до 15 лет, а в уездных трёх школах, разных же народов... от 7 до 15 лет...».
В школу.
Худ. Н. Богданов-Бельский
Слайд 8Обучение в новокрещенской школе
Учащиеся жили в казарменных условиях под наблюдением специального
штата (ректор, старший учитель, младший учитель, лекарь, надзиратель, прачки и пр.). В этих школах учили письму, чтению, пению, рисованию, основам христианской религии, философии, латыни, старославянскому языку, истории, географии, риторике. Предписывалось не забывать родной язык. Длительный срок обучения (12- 13 лет), суровые условия жизни и учения вели к высокой заболеваемости, отсеву и смертности детей. Во 2-й пол. 18 века были проведены преобразования новокрещенских школ: уменьшилось их число, сократились сроки обучения до 5-9 лет, расширилась программа за счёт введения основ медицины и церковной живописи, совершенствовалась методика преподавания. Для мордовского края опорной была Нижегородская нококрещенская школа, в которую на 50 мест принимали 30 мордовских, чувашских, и марийских детей из Алатырского, Курмышского, Петровского, Саранского и Ядрихинского уездов. Посетившие её путешественники П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк и др. находили работу «похвальной». К концу 18 века новокрещенские школы прекратили своё существование, сыграв определённую роль в распространении просвещения и русской культуры среди народов Среднего Поволжья, в т. ч. и мордвы.
Слайд 9С середины XVIII века в дворянских имениях и вотчинах стали открываться
школы для обучения детей крепостных крестьян. Так, в «школу для малолетних» графа Румянцева в селе Чеберчино принимались дворовые мальчики с пяти лет сроком на три года. Сам барин написал школьный устав. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных дней. Учителем был назначен слуга Григорий Нестеров, которому полагалась за это плата 6 рублей в год. Для занятий была построена большая изба, детям выдавались бумага и чернила. Каждому ученику Румянцев дарил кафтан и шубу на три года. Школа просуществовала более 50 лет, за это время через нее прошли многие десятки крестьянских детей. Позднее на ее базе была создана одна из первых церковно-приходских школ в мордовском крае.
Сельская бесплатная школа.
Художник А. Морозов
Слайд 10Первая школа, действовавшая по государственному уставу,
была открыта в Саранске в
1778 году.
Школа именовалась духовной гимназией. Открыта она была по инициативе нижегородского архиерея Антония в здании упраздненного Петровского монастыря.
Этой школе впоследствии оказывал деятельную помощь известный академик, составитель пятиязычного словаря народов Поволжья нижегородский архиерей Дамаскин. По его распоряжению гимназия в 1787 году была переведена из пришедшего в ветхость здания в более удобное, находившееся при бывшем Ильинском монастыре, переименованном к тому времени в Петропавловский.
Дамаскин
Слайд 11Образование
в XIX веке
В 1804 г. был принят Устав, согласно
которому в стране была создана система образовательных учреждений. Низшее звено в системе народного образования представляли церковно-приходские училища, содержавшиеся за счет общин, затем шли уездные народные училища, гимназии и высшие учебные заведения.
Учащиеся Казанской учительской
Инородческой семинарии.
Фотография
XIX в.
Слайд 12Открытие духовных училищ
Во второй половине XIX века на территории
Мордовии было несколько духовных училищ. Дети духовенства в течение трех лет изучали Закон Божий, арифметику, грамматику и латынь.
Их готовили к роли священнослужителей, но многие из них стали учителями начальных школ для крестьян.
Слайд 13Видные деятели XIX века,
занимающиеся вопросами образования
В XIX веке в
мордовском крае школы для детей организовывал архиепископ Гурий, епископ Дамаскин, иеромонах Макарий, профессор П. П. Орнатов, экономист и публицист И. Т. Посошков, поэт и государственный деятель Г. Р. Державин. Многое сделали для обучения мордвы ученый Н. И. Ильминский и инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов. В конце XIX века появились первые мордовские учителя, писатели, ученые из мордвы, и среди них А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев.
Державин Гаврила Романович...
Слайд 14Макар Евсевьевич Евсевьев
С именем М. Е. Евсевьева связано создание мордовской письменности,
национального языкознания. Им издан ряд учебников и учебных пособий для мордовских школ: в 1892 г. — букварь для мордвы-мокши, в 1897 г. — букварь для мордвы-эрзи, написаны учебники русского языка для мордовских школ, созданы «Основы мордовской грамматики» (1928), составлен первый эрзянско-русский словарь «Эрзянь-рузонь валке» (1931).
М. Е. Евсевьев много внимания уделял подготовке учительских кадров из лиц мордовской национальности.
Слайд 15В XIX - начале XX века университетов в Мордовии не было.
Гимназий насчитывалось всего пять: в Саранске, Краснослободске, Ардатове, Темникове и Инсаре. Сельские начальные школы — земские и церковно-приходские были открыты во всех уездах мордовского края. Часто они размещались в церковных сторожках, крестьянских избах. Ученикам не хватало школьных принадлежностей, учебников и подготовленных учителей.
Слайд 16Церковно- приходские
и земские школы
В школы принимались дети из семей любого
достатка, любой веры, обоего пола. В церковно-приходских школах в течение двух лет их обучали Закону Божьему, чтению, письму и счету, пению. В земской школе учились три года и кроме чтения, письма и счета изучали географию, историю и природоведение. Главным предметом был русский язык. На уроках арифметики считали устно. В церковно-приходских школах занятия вели священники местной церкви, а в земских - учителя. В селениях мордовского края в 1893 году насчитывалось около двухсот земских школ.
Слайд 17Просвещение
крепостных крестьян
Просвещение крепостных крестьян осуществлялось преимущественно в помещичьих имениях и
зависело от воли и желания их владельцев. Далеко не все дворяне ратовали за распространение грамотности среди крестьян. Тем не менее, на территории мордовского края жили многие известные деятели общественного движения, писатели и поэты, которые наблюдали и описывали жизнь крестьянства, заботились о его просвещении. Они создавали в своих имениях школы для крестьянских детей. В с. Яхонтово Инсарского уезда декабрист А. А. Тучков открыл школу и библиотеку. В 1830-е гг. активную просветительскую деятельность в с. Старое Акшино развернул известный деятель общественного движения России Н. П. Огарев, дело которого в 1849 г. продолжил писатель-демократ Н. М. Сатин. Но подобная деятельность не выходила за рамки благотворительности, не стала общим правилом и охватывала слишком узкий круг крестьянства
Имение в Яхонтово. Художник Н. Рожков
Слайд 18Обучение
татарского населения края
Татарское население мордовского края получало образование в специальных
школах. Они создавались не только в городах и селениях, но и в глухих деревушках. Учителем был мулла. Ученики постигали основы Корана и арабского языка. Вначале они заучивали арабские буквы. После этого учились разбирать арабские слова. Обучение письму заключалось в приобретении навыка выводить буквы. Научиться арабскому письму было сложно. В самых редких случаях мальчик мог написать под диктовку простенькую фразу, и то с грубыми ошибками. Учащиеся получали сведения об обрядах ислама, а вот четыре правила арифметики знали лишь самые способные из старших учеников в очень немногих мектебе. К 1900 году в Саранском, Краснослободском, Инсарском уездах работала 61 мусульманская школа.
Слайд 19Развитие женского образования
В конце XIX века на территории мордовского края стало
развиваться женское образование. Девочки получали образование в городских и сельских начальных школах. Допускалось совместное обучение детей обоего пола. Средними учебными заведениями для девочек были гимназии и прогимназии, духовные женские училища (епархиальные и мариинские). Открывались училища для девиц духовного звания. До 1870 приходские училища для девочек были не во всех уездных городах Пензенской губернии: в 1865 в Саранском и Инсарском уездах были только смешанные, тогда как в Краснослободском уезде — 2 женских и 4 смешанных училища.
Женская гимназия в Ардатове.
Фотография XIX в.
Слайд 20Соотношение учащихся-девочек с общим числом населения
В образовании девочек преобладали религиозно-нравственное
воспитание и подготовка будущих жён и матерей семейства.
На 10 тыс. человек Симбирской епархии приходилось 42 ученицы,
Самарской — 16, Казанской — 9,
Нижегородской — 7, Пензенской — 5,
Уфимской и Оренбургской — 20 учениц.
По статистическим данным, в 1913/14 учебных годах в начальных училищах различного типа Темниковского уезда обучались 1972 девочки, в Инсарском уезде -- 1538, Саранском -1618, Краснослободском — 1339 девочек.
Слайд 21Образование начала XX века
Саранская женская гимназия. Начало XX века .
В начале
XX века шло преобразование женских прогимназий в гимназии (1908—14). В 1907 было открыто Саранское мужское 7-классное реальное училище, 1910 — мужские частные учебные заведения 1-го разряда в Краснослободске и Темникове (в 1914 преобразованы в гимназии).
В этот период продолжали открываться низшие профессиональные учебные заведения, например, Темниковская кружевная школа (1907), Саранская ремесленная школа (1910), ремесленные отделения, классы ручного труда и рукоделия при сельских и городских училищах, при начальных народных училищах - вечерние и воскресные повторительные курсы для взрослых (Сиалеевская Пятина, Шишкеево, Кочелаево и др.).
Слайд 22Статистические данные
на начало XX века
К 1915 в крае действовало
786 учебных заведений (58 тыс. учащихся), в т. ч. 11 гимназий, реальных училищ, учительских семинарий; 10 прогимназий, высших начальных училищ; свыше 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ.
К 1917 насчитывалось около 850 различных учебных заведений (всего около 60 тыс. уч-ся), в т. ч. свыше 20 неполных средних и средних. Действовало около 80 мектебов. Охват мордовских детей обучением не превышал 12%; нач. школы посещало лишь ок. 5% морд. девочек.
Грамотность населения была неодинаковой по уездам разл. губерний: среди мужчин -около15%, среди женщин - от 3 до 7%. Грамотность морд. населения на рус. яз.: среди мужчин - от 3 до 11%, среди женщин - 1,5 - 2% (1897, перепись).
Слайд 23Заключение
В результате исследования установлено:
1. Развитие и становление
образования в Мордовском крае насчитывает около 400 лет. Зачатки образования начали появляться в XVI веке в связи с расширением Руси, строительством засечных черт.
2. Дальнейшее развитие образования связано с христианизацией местного населения. Со строительством монастырей стали открываться монастырские школы, в которых обучали чтению псалтырей и других божественных книг.
3. В XVIII веке возникли новокрещенские школы для детей нерусского населения, принявшего крещение. Школы были призваны укреплять христианскую веру среди нерусских народов и готовить проповедников христианства.
4. Большое значение имело домашнее образование, особенно среди помещиков, купцов, которое до конца так и не могли искоренить.
5. Для крестьянских детишек открывались и вотчинные школы, в которых обучение было бесплатным.
6. В XIX веке стали развиваться такие образовательные учреждения, как прогимназии, гимназии, ремесленные училища.
7. Большую роль в развитии образования играли земства, однако грамотность населения была неодинаковой по уездам различных губерний.
8. Большой вклад в развитие образования Мордовского края внесли такие деятели как архиепископ Гурий, епископ Дамаскин, иеромонах Макарий, П. П. Орнатов, И. Т. Посошков, Г. Р. Державин, Н.И. Ильминский, И. Н. Ульянов, А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев, Н. П. Огарев и др.
Слайд 24Библиографический список
Воронин И.Д. Саранск// Историко- документальные очерки.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1961. 268 с.
История Мордовии: С древнейших времён до середины XIX века/ Под ред. Проф. Н.М. Арсентьева и проф. В.А. Юрченкова.- Саранск: Изд- во Мордов.ун- та, 2001 .- 344 с.
История и культура мордовского края. XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ В.М. Арсентьев, В.И.Захаров, Г.А.Корнишина и [и др.]; под ред. проф. Н.М. Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва.- Саранск, 20о7. –200 с.
Мордовия: Энцикл./ Гл. ред. П.Д.. Грузнов; Редкол.: Э.А. Боксимер, Н.В. Бурмистров, архиепископ Варсанофий и др. Художник В.И. Федюнин.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. – 816 с.
Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края : учеб, для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. В. Кистанов, О. В. Кошина, О. В. Лазарева ; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2009. - 144 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=13&f=108)