Слайд 1Художественная культура
Первой половины XIXв.
Слайд 2Развитие художественной культуры
В начале века значительно возрос интерес общества к произведениям
литературы и искусства. «Просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала классическая трагедия и комическая опера.
Слайд 3Развитие художественной культуры
Новым явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился
интерес к собиранию книг, коллекционированию произведений искусства. Все это способствовало развитию художественной культуры.
Слайд 4Развитие художественной культуры
Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была
быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей
Слайд 5Развитие художественной культуры
Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм. Однако русский классицизм
имел некоторые особенности. Под влиянием наполеоновских войн в основу произведений искусства были положены идеи служения государю и Отечеству.
Слайд 6Развитие художественной культуры
Одним из ведущих новых направлением в художественной культуре стал
романтизм. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждению сильной раскрепощенной личности
Слайд 7Развитие художественной культуры
В 20 – 50-е гг. получает распространение другое новое
направление – реализм. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен к лучшему
Слайд 8Русская литература
В первой половине XIX в. Русская литература вступила в свой
«золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы
Слайд 9Николай Михайлович Карамзин
В повести «Марфа Посадница…» он сопоставляет республиканскую и самодержавную
традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».
Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прошлых эпох.
Слайд 10Романтизм в литературе
Василий Андреевич Жуковский
К.Ф. Рылеев
Слайд 11Романтизм в литературе
В.К. Кюхельбекер
А.И. Одоевский
Слайд 12Александр Сергеевич Пушкин
Капитанская дочка
худ. Каразин Н.Н
Слайд 13А.С.Пушкин
Дубровский
худ. Штейн Р.
Медный всадник
худ. Бенуа А.Н.
Слайд 14Михаил Юрьевич Лермонтов
Герой нашего времени
худ. Врубель М.А.
Слайд 15Николай Васильевич Гоголь
Шинель
худ. Грабарь И.Э.
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский
Слайд 16Александр Николаевич Островский
В первой своей драме «Свои люди – сочтемся» раскрыл
отличительные черты представителей купечества
Слайд 17Иван Сергеевич Тургенев
В «Записках охотника» описал не только природу среднерусской полосы,
но и крепостных крестьян, к которым отнесся с искренней симпатией и теплотой
Слайд 18Дмитрий Васильевич Григорович
В повестях «Деревня», «Антон-Горемыка» описал беспросветную нищету и забитость
крепостного крестьянина.
«ни один образованный человек того времени… не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».
Слайд 19Театр
В развитии русского театра смена художественных направлений происходило так же
как в литературе.
Слайд 20Театр
Крупнейшим представителем романтизма стал Павел Степанович Мочалов. Его герои отличались
самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра – бурной эмоциональностью.
Слайд 21Театр
Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Малого театра
Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был первым, кто предложил подчинить спектакль единой идее.
Слайд 22Театр
Другим представителем сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество
связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени
Слайд 23Театр
В эти годы единый Петровский театр в Москве был разделен
на Большой (оперы и балета) и Малый (драматический).
Большой театр
Малый театр
Слайд 24Театр
В Петербурге наиболее известным был Александринский театр, отличавшийся от более
демократичного Московского Малого своим официальным характером
Слайд 25Музыка
Музыка испытала на себе влияние героического 1812 г. Композиторы обращались
к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера Катерино Альбертовича Кавоса «Иван Сусанин»
Слайд 26Музыка
Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных произведениях А.Е. Варламова, А.А.
Алябьева, А.Л. Гурилева и др.
Варламов А.Е.
Алябьев А.А.
Слайд 27Музыка
Романтическое направление в музыке представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной
оперы «Аскольдова могила»
Слайд 28Музыка
Михаил Иванович Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке. Он
сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Глинка стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки
Слайд 29Музыка
Наиболее яркое представление о творчестве Глинки дает опера «Жизнь за
царя».
Слайд 30Музыка
Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. Его
опера «Русалка» ознаменовала рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы.
Слайд 31Живопись
Крупнейшей фигурой классицизма стал Карл Павлович Брюллов. В работе «Последний
день Помпеи» он впервые представил в качестве героя народ, передав достоинство, героизм, величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой и других работах («Автопортрет», «Всадница» и др.) обозначилось стремление автора к реализму
Автопортрет
Слайд 32Живопись
Последний день Помпеи
Всадница
Слайд 33Живопись
Одни из ярких представителей романтизма – портретисты Орест Адамович Кипренский
и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А.С. Пушкина и А.Н. Оленина. В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний героев.
Автопортрет
Слайд 34Живопись
Д. В. Давыдов
А.С. Пушкин
Слайд 35Живопись
Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его
обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др.
Автопортрет
Слайд 37Живопись
Александр Андреевич Иванов – один из крупнейших мастеров русской живописи.
Основная идея его картины «Явление Христа народу» - уверенность в необходимости нравственного обновления людей.
Слайд 39Живопись
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов.
В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали его работы «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности
Автопортрет
Слайд 40Живопись
Сватовство майора
Свежий кавалер
Слайд 41Живопись
Рождение популярного бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова.
Его картины были посвящены повседневному труду и быту крестьян. Он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление принято называть «венециановской школой».
Автопортрет
Слайд 42Живопись
На пашне. Весна
На жатве. Лето
Слайд 43Живопись
Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832
г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
Пастушок
Слайд 44Архитектура
Особенность строительства – создание архитектурных ансамблей. В Петербурге в этот
период сформировались Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская площади, в Москве – Театральная. Центральную часть губернских городов составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.
Театральная площадь
Слайд 46Архитектура
Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание
Адмиралтейства; Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор, положивший начало Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и т.д.
Слайд 47Архитектура
Захаров А.Д.
Адмиралтейство
Слайд 49Архитектура
Росси К.И.
Дворцовая площадь
Слайд 51Архитектура
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове:
реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром; Триумфальные ворота и др.
Триумфальная арка
Слайд 52Архитектура
Красная площадь после реконструкции
Слайд 53Архитектура
В 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном
в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский вокзал и др.
Тон К.А.
Слайд 54Архитектура
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата
Храм Христа Спасителя
Слайд 55Художественная культура
Совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами,
скульпторами
Слайд 56Художественный стиль
Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления
Слайд 57Классицизм
Направление в искусстве основанное на подражании античным образцам
Дом Баташова
арх.
Казаков Р.Р и Кисельников М.П.
Дом Гагариных
арх. Казаков М.Ф.
Слайд 58Ампир
Направление в архитектуре, разновидность классицизма, выражавшееся в массивных монументальных формах, богатых
украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима (ампир – в переводе империя)