Презентация, доклад на тему Художественная культура 1-й п. XIX века

Содержание

План урока.1.Особенности развития.2.Русская литература.3.Театр.4.Музыка.5.Живопись.6.Архитектура.

Слайд 18 класс
История России
XIX век
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 г.Иваново»

Митенкова Т.А.

учитель истории

"Золотой век" русской культуры ( 1 половина XIX века )

8 классИстория  РоссииXIX векМуниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №24 г.Иваново»Митенкова Т.А.  учитель истории

Слайд 2План урока.
1.Особенности развития.
2.Русская литература.
3.Театр.
4.Музыка.
5.Живопись.
6.Архитектура.

План урока.1.Особенности развития.2.Русская литература.3.Театр.4.Музыка.5.Живопись.6.Архитектура.

Слайд 3Развитие художественной культуры в первой половине XIXв.
В начале XIX века вырос

интерес общества к произведениям литературы и искусства. «Просвещенный читатель» интересовался не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями, его увлекала трагедия и комическая опера. Распространенным явлением стали домашние спектакли и музыкальные вечера. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию произведений искусства. Все это способствовало развитию художественной культуры.

Развитие художественной культуры в первой половине XIXв.В начале XIX века вырос интерес общества к произведениям литературы и

Слайд 41.Особенности развития.

Романтизм-направление в 1-й половинеXIX века, выдвигавшее на

первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными устремлениями к безграничной свободе, жаждой совершенства и обновления. (Жуковский В.А.)
Реализм- в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности. (Пушкин А.С. Евгений Онегин; Гоголь Н.В. Ревизор.)


Важной особенностью этого периода была быстрая смена художественных направлений и художественных стилей.
Господствующим направлением в русском искусстве XIXвека оставался классицизм. Классицизм предполагал подражание античным образцам. На смену классицизму пришел синтементализм, который был обращен не к разуму, а к чувствам людей. Его основы заложил Н.Карамзин.( повесть «Бедная Лиза» )

Н.М.Карамзин

Что можно узнать из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина о быте людей первой половины века?
Подумайте, чем литература может помочь историку, а историк – литератору?
( Дополнительная литература).
Послушайте стихотворение В.А. Жуковского «Дружба» и скажите, согласны ли вы с определением дружбы, которое дал в своем произведении поэт?

1.Особенности развития.   Романтизм-направление в 1-й половинеXIX века, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными

Слайд 5 В эти годы русская литература вступила

п эпоху «золотого века».
Широкое распространение получило совмещение труда литератора и историка. Наиболее ярко это проявилось в творчестве Н.М.Карамзина. В «Марфе Посаднице» он сравнивает республиканское и самодержавное правление, отдавая предпочтение последнему.

2.Русская литература.

Путешествие
Н.М.Кармзина
в Европу.

В эти годы русская литература вступила п эпоху «золотого века».

Слайд 6 С этих позиций написана и его «История

государства российского». В «Письмах русского путешественника» он подчеркивает превосходство Европы в социально-экономическом развитии, но полагает, что преимущества России в ее патриархальности и монархизме. Сентиментализм Карамзина проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.

2.Русская литература.

Первое издание
«Писем русского
путешественника»
(1797 г.)

С этих позиций написана и его «История государства российского». В «Письмах русского путешественника»

Слайд 7 Романтизм в русской
культуре был связан с

деятельностью Жуков-ского, К.Рылеева, А.Бестужева-Марлин-ского и др. В раннем творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова, тоже проявились романти-ческие начала. Но в отличие от В. Жуков-ского их герои занима-ют активную позицию в борьбе за идеалы свободы и романтизма.

2.Русская литература.

Рейтнер.
Портрет
В.А.Жуковского
у окна.

Романтизм в русской   культуре был связан с деятельностью Жуков-ского, К.Рылеева, А.Бестужева-Марлин-ского и др.

Слайд 8 В к. 20-х гг. наме-тился переход к новому на

правле-нию - реализму. Он проявился уже в трудах «позднего» Пушкина-«Борисе Годунове», «Капи-танской дочке», «Дубровский»,«Мед ный всадник», и в романе М. Лермон-това «Герой нашего времени».

2.Русская литература.

О.Кипренский
Портрет
А.С.Пушкина

В к. 20-х гг. наме-тился переход к новому на правле-нию - реализму. Он проявился уже

Слайд 9Основоположником кри-тического реализма стал Н.В.Гоголь,создавший наиболее яркие произве-дения этого жанра-«Ши-нель», «Мертвые

души».
В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества.
В творчестве И.С.Турге-нева нашла отражение тема тяжелого положе-ния крепостных кресть-ян.

2.Русская литература.

Н.В.Гоголь

Основоположником кри-тического реализма стал Н.В.Гоголь,создавший наиболее яркие произве-дения этого жанра-«Ши-нель», «Мертвые души».В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и

Слайд 10 В Русском театре классицизм

постепенно сменился романтизмом, акцент стал делаться на внутренние переживания героев. В этот период появились блестящие актеры- П.Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в трагедии Шекспира) и Фердинанда (по драме Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра- бурной эмоциональностью. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра М.Щепкин, выходец из крепостных.
Другим замечательным актером сценического реализма был А,Е, Мартынов.
Особо популярны в это время были пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.

3.Театр.

М.С.Щепкин

В Русском театре классицизм постепенно сменился романтизмом, акцент стал делаться

Слайд 11Музыка в этот период ис-пытала влияние войны 1812 г. Если прежде

преобладала бытовая опера,то теперь нача-лось обращение к героическим сюжетам.
В 1815 г.К.Кавос написал оперу «Иван Сусанин»
Фольклорные мотивы
нашли отражение в творчестве известных авторов романсов А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева.

4.Музыка.

А.А.Алябьев

Музыка в этот период ис-пытала влияние войны 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера,то теперь нача-лось обращение

Слайд 124.Музыка.
А.А.Алябьев
Алябьев А.А. родился в Сибири, в Тобольске,

в семье губернатора. С детства занимался музыкой. Участник войны 1812 г. В начале 20-х годов Алябьев становится известным как создатель театральной музыки, романсов и фортепьянных пьес. Одним из самых знаменитых романсов является «Соловей».

4.Музыка.А.А.Алябьев  Алябьев А.А. родился в Сибири, в Тобольске,   в семье губернатора. С детства занимался

Слайд 134.Музыка.
М.И.Глинка
Музыка больше чем другие виды искусства, испытала

на себе влияние героического 1812 г. Если раньше преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Вершиной русского музыкального искусства 1-й пол.19 века стало творчество М.Глинки, создавшего основы национальной музыкальной школы.
Он считал, что музыку создает народ, а композитор - ее аранжирует.
Композитор с русской народной музыкой был связан буквально всю жизнь. Первые музыкальные впечатления он получил от крепостного оркестра своего дяди в имении своего отца в раннем возрасте. «С той поры я страстно полюбил музыку,- вспоминал Глинка.»

4.Музыка.М.И.Глинка    Музыка больше чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г.

Слайд 14 Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной

музыки.
Вершиной творчества М. Глинки стала опера «Жизнь за царя», 1836 г., в которой он прославил подвиг простого крестьянина – патриота и в то же время – мужество, стойкость и величие характера всего русского народа И.Сусанина.
Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора – А.С. Даргомыжского. Его главное произведение – опера – «Русалка».

М.И.Глинка

4.Музыка.

Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки.

Слайд 15

В живописи так же как и в литературе появилось огромное количество стилей и направлений.
1.Романтизм- выдвигает на первый план индивидуальность. В этом стиле писали свои картины – Кипренский О.А., Тропинин В.А.
2. Академизм – направление в изобразительном искусстве, основанное на внешних формах классического искусства.
3. Классицизм – художественный стиль, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы. Представителями этого направления были – Иванов А.А.,
Брюллов К.П.
4. Бытовой жанр – посвящен повседневной жизни. Художники этого направления старались оценить права людей труда, угнетенных людей. Э этом стиле писали свои произведения Венецианов В.Г.
5. Критический реализм – жанр искуссива, отстаивающий остроту повседневных социальных проблем. Представителем этого направления был Федотов П.А.

5.Живопись.

В живописи так же как и

Слайд 165.Живопись.
Автопортрет
Портрет А.С. Пушкина
Портрет Е.П .Растопчиной
КИПРЕНСКИЙ , ОРЕСТ АДАМОВИЧ

(1782–1836), русский художник. Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика. Закономерно, что картин Кипренско-го принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Среди лучших его произведений –парные изображения супругов Ф.В. и Е.П.Ростопчиных (1809), В.С. и Д.Н.Хвостовых, (1814), портрет А.С.Пушкина, (все в Третьяковской галерее). Сам Пушкин сказал о портрете следующие слова: «Себя я в как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кипренский  ). Сам Пушкин сказал о портрете следующие слова: «Себя я в как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кипренский  прожил короткую жизнь. Она началась блестяще, но окончилась глупо и печально. Умер  Кипренский  в Риме 17 октября 1836. Причина была проста. ). Сам Пушкин сказал о портрете следующие слова: «Себя я в как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кипренский  прожил короткую жизнь. Она началась блестяще, но окончилась глупо и печально. Умер  Кипренский  в Риме 17 октября 1836. Причина была проста.  Кипренский  был не нужен тогдашней николаевской России, как были ей не нужны Федотов и Пушкин, Рылеев и Лермонтов, Гоголь и Иванов.
5.Живопись.АвтопортретПортрет А.С. ПушкинаПортрет Е.П .Растопчиной    КИПРЕНСКИЙ , ОРЕСТ АДАМОВИЧ (1782–1836), русский художник. Родился на мызе

Слайд 175.Живопись.
Василий Андреевич Тропинин.
Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал

замечательный портретист-живописец В.А.Тропинин. Это был крепостной художник, который получил вольную лишь в 47 лет. С 1978 г. Он учился в Петербургской академии художеств, но по капризу своего помещика С.С.Щукина был в 1804 г. Отозван из академии, не доучившись до положенного курса. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка», «Мальчик со щегленком», «Портрет Арсения Васильевича» и др.

5.Живопись.

5.Живопись.Василий Андреевич Тропинин. Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал замечательный портретист-живописец В.А.Тропинин. Это был крепостной

Слайд 18 В живописи происходит отказ от библейских

сюжетов классицизма и рост интереса к личности простых людей.
Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюллов. Он вывел в качестве героев простой народ. В «Последнем дне Помпеи» художник передал величие и достоинство простого человека в условиях катастрофы.

5.Живопись.

1. Что изобразил Брюллов на картине «Последний день Помпеи»?
( На картине изображено историческое событие: извержение вулкана Везувия в 79 г. до н.э., в результате которого находящийся у его подножия город Помпеи был погребен под лавой.)

2. Как ведут себя люди перед бушующей, уничтожающей все живое стихией?
(Люди, конечно же напуганы разбушевавшейся стихией, они пытаются спастись. Но ведут себя при этом благородно. На переднем плане изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели немощного старика, возможно своего отца.)

3. Как отразились романтические настроегния эпохи о человеке в героях Брюллова?
( Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчеркивая трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией.)

В живописи происходит отказ от библейских сюжетов классицизма и рост интереса к

Слайд 19 Особое место в истории русской

живописи занимает А.Иванов- «портретист Христа». Над главным творением жизни, «Явлением Христа народу», он работал 20 лет. Основная идея картины -уверенность в необходимости нравственного обновления людей.
Художник скрупулезно работал над каждой фигурой, поэтому картина получилась живой, с огромным воздействием на зрителя.

5.Живопись.

Особое место в истории русской живописи занимает А.Иванов- «портретист Христа». Над

Слайд 205.Живопись.
Алексей Гаврилович Венецианов.
Рождение популярного в XIX в. Бытового жанра связано с

творчеством А.Г.Венецианова. Его картины были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление принято называть «венецианской школой».





5.Живопись.Алексей Гаврилович Венецианов.Рождение популярного в XIX в. Бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова. Его картины были посвящены

Слайд 21 Основоположником критического реализма в живописи стал П.Федотов,

поднимавший в своих картинах социальные проблемы.
В его «Свежем кавалере», чувствуется драматизм ситуации, критическое отношение автора к действительности и изображаемому герою.

5.Живопись.

П.А.Федотов.
Свежий кавалер.

Как вы думаете, для чего на картине изображено огромное количество самых разнообразных предметов?
(Федотовский кавалер красуется подобно герою, который удостоен необычайно высокой награды. Даже горделивая поза и наброшенный, как римская тога, халат вызывает у зрителя забавную ассоциацию с античной статуей. Это нагромождение предметов, их необычайно тесное расположение обусловлено тем, что каждый предмет должен дополнить рассказ о жизни героя.)

О чем думают герои картины «Сватовство майора»?
(Достаточно обыкновенное событие – женитьбу обнищавшего дворянина на богатой купеческой дочке изобразил Федотов. Сам художник давал следующие характеристики героям: «Майор толстый, бравый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь».)

П.Федотов
«Сватовство майора»

Основоположником критического реализма в живописи стал П.Федотов, поднимавший в своих картинах социальные проблемы.

Слайд 226.Архитектура.
А.Д.Захаров.
Адмиралтейство
В архитектуре классицизм задержался больше всего.
В 1-й трети 19 в.

он трансформировался в «ампир», сочетавший строгость линий и богатство украшений.
После войны 1812 г.Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве -Театральная.
6.Архитектура.А.Д.Захаров.АдмиралтействоВ архитектуре классицизм задержался больше всего. В 1-й трети 19 в. он трансформировался в «ампир», сочетавший строгость

Слайд 23 Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров(Адмиралтейство), А. Воронихин

(Казанский собор, ансамбли Павловска и Петергофа), К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра).

6.Архитектура.

К.Росси
Арка здания
Генерального
штаба.

Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров(Адмиралтейство), А. Воронихин (Казанский собор, ансамбли Павловска и Петергофа),

Слайд 246.Архитектура.
В Москве в стиле ампир выполнены

работы О. Бове реконструированная красная площадь, Большой театр, Д.Жилярди (здание Московского университета).

О.Бове
Большой театр.

Манеж в Москве. О. Бове

Большой театр в Москве. О.Бове

6.Архитектура.     В Москве в стиле ампир выполнены работы О. Бове реконструированная красная площадь,

Слайд 25В 30-е г. XIX века К.Тон в «русско-византийском» стиле или его

иначе называли «историческим» начинает возводить Храм Христа Спасителя построенный на народные деньги, Большой Кремлевский дворец, и Оружейную палату.

Храм Христа Спасителя

Оружейная палата

В 30-е г. XIX века К.Тон в «русско-византийском» стиле или его иначе называли «историческим» начинает возводить Храм

Слайд 26Домашнее задание.
1.§17
2. заполните таблицу:
«Художественная культура России
в 1-й пол.19

века.»
Домашнее задание.1.§17 2. заполните таблицу:«Художественная культура России в 1-й пол.19 века.»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть