Презентация, доклад на тему ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Содержание

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Слайд 1СМИРНОВА
ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА

№15»
АВТОЗАВОДСКИЙ РАЙОН г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – 25 ЛЕТ

kvad44@yandex.ru
www.school-15.ru

Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь учебнику обнаружить то, что в нём заложено, а не отливать в определенную форму, придуманную кем-то заранее.
А. Маслоу

СМИРНОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНАУЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА №15»АВТОЗАВОДСКИЙ РАЙОН г. НИЖНИЙ НОВГОРОДВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

Слайд 2ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Слайд 3Научно-исследовательские условия
К.Д. Ушинский. Первые урока логики
И.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся

в процессе обучения истории
Л.С. Выготский Педагогическая психология.

Условия формирования личного вклада

Методические условия

Изучение технологии составления логических заданий
Создание банка логических заданий по истории
3. Изложение исторического материала в схемах и таблицах
4. Разработка методического инструментария

Организационно-педагогические условия

Представление системы работы на ШМО учителей гуманитарного цикла
Участие в семинарах: «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» г. Нижний Новгород;
Формирование и развитие УУД: проектирование, методическое сопровождение и мониторинг» г. Москва
3. Участие в вебинарах: «Формирование УУД сравнение – простая задача со сложным решением», « Технология проектирования учебных занятий, направленных на развитие УУД» Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ»

Научно-исследовательские условия К.Д. Ушинский. Первые урока логикиИ.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории Л.С. Выготский

Слайд 4Задача российской образовательной политики - обеспечение современного качественного образования, развитие и

становление личности , способной жить в изменяющемся информационном мире.

Актуальность

Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления

способствуют   формированию культуры речи, «исторического языка»
-развивают у школьников память, внимание, восприятие, воображение,  логическое мышление;
-способствуют формированию  мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение;

Логические задания

Задача российской образовательной политики - обеспечение современного качественного образования, развитие и становление личности , способной жить в

Слайд 5Теоретическое обоснование
Главная роль обучения в развитии природных задатков
(Я.А. Коменский)

«…все, что только

можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»

Главная роль обучения в развитии природных задатков
(Я.А. Коменский)

Развитие мыслительных навыков учащихся
(К.Д. Ушинский )
«Сравнение -- главный логический прием.
… без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения.
Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов.»

Развитие мыслительных навыков учащихся
(К.Д. Ушинский )

Деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,   В.В. Давыдов)
«… учение … как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем (Л.С.Выготский)

Теоретическое обоснованиеГлавная роль обучения в развитии природных задатков(Я.А. Коменский)«…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а

Слайд 6Задачи :
1. Изучить литературу по теме;
2. Создать установку положительной мотивации

для развития
познавательных компетенций учащихся ;
3. Разработать систему логических заданий
4. Применить логические задания на уроках и во внеурочной
деятельности
5. Провести мониторинговые исследования
6. Продолжить изучать дидактику по данному вопросу,
совершенствовать использование логических заданий, продолжить
создание копилки материала.


Цель:
Использование логических заданий на уроках истории для формирования исторических знаний и развития общеучебных умений

Задачи : 1. Изучить литературу по теме;2. Создать установку положительной мотивации для развития

Слайд 7ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ОРИЕНТИРУЮТ УЧАЩИХСЯ НА УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ НА

БАЗЕ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБРАЗУЮТСЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, МЫСЛИ, ПРОИСХОДИТ ИХ УПРАВЛЯЕМОЕ НАРАЩИВАНИЕ НА ПРОДУКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ.

Ведущая педагогическая идея

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ОРИЕНТИРУЮТ УЧАЩИХСЯ НА УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ НА БАЗЕ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБРАЗУЮТСЯ НОВЫЕ

Слайд 8Развивающего обучения
Критического мышления
Проектной деятельности
Информационные
ТЕХНОЛОГИИ
Деятельностный аспект

Развивающего обучения Критического мышленияПроектной деятельностиИнформационныеТЕХНОЛОГИИДеятельностный аспект

Слайд 9
При работе:
- с текстом учебника,
с текстом документа,
с картой,




с датами,
с таблицами,
со схемами,
с понятиями

Деятельностный аспект

Задания :
-Объяснить или составить схему, таблицу
Прочитать карту
Назови понятия объединяющие предложенное
Объясни
Соотнести исторические события и даты, исторические события и личности в них участвующие, современников, исторические личности и их профессиональную деятельность
Убери лишнее
Расположи в хронологической последовательности
Продолжи логический ряд

Используются :
- Определение темы урока
- Определение цели урока
- Изучение нового материала
Обобщение при опросе домашнего задания

Приемы:
-Логические схемы и таблицы
Перепутанная логическая цепочка
Чтение с остановкой
Продолжи рассказ

Кластер
Синквейн
Понятийное колесо
Аргументации
Вопросы на засыпку

Логические задания

При работе: - с текстом учебника, с текстом документа, с картой, с датами, с таблицами, со схемами,

Слайд 10Логические задания
Диапазон личного вклада


Задание на соответствие
Вычеркни лишнее
Перепутанная логическая цепочка


Соотнести

исторические персоналии и их деятельность
Задания с элементами вариативности и неоднородности: несколько вариантов ответа
Продолжи логический ряд
Заверши логический ряд
Найди закономерности , раздели слова на группы, озаглавь их

Самостоятельное составление логических заданий учащимися

Логические заданияДиапазон личного вклада Задание на соответствиеВычеркни лишнееПерепутанная логическая цепочка Соотнести исторические персоналии и их деятельностьЗадания с

Слайд 11Результативность
Участие учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Победитель муниципального этапа Всероссийской

олимпиады школьников по истории
Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву
Ежегодно учащиеся входят в 10 лучших по рейтингу олимпиады

2. Участие в районной конференции научного общества учащихся
I место – 2 учащихся
II место – 3 учащихся
III место – 1 учащийся

3. Участие в исторических конкурсах и олимпиадах
Всероссийский конкурс презентаций
«Гордость Отчизны» (Дипломы 2 и 3 степени)
Всероссийская историческая олимпиада
«Летописец» (победители, призеры, участники)
Всероссийский личностно-командный интеллектуальный марафон
«Часы истории»
Районный исторический интеллектуальный брейн-ринг
«К 400-летию освобождения страны от иноземных захватчиков в 1612 году»
(2 место)
РезультативностьУчастие учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьниковПобедитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории Призер муниципального

Слайд 12Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Выступление на педагогическом совете школы

Пед совет «Требования к современному уроку»
Пед. совет «Внедрение ФГОС на ступени основного общего образования. Методы работы на уроке»
тема выступления «Как научить учащихся определять тему и цели урока»
2. Выступления на заседании ШМО
Тема «Подготовка учащихся е ЕГЭ по истории и обществознанию»
Тема «Логические задания на уроках истории»
3. Открытые уроки
Тема: «Дворцовые перевороты» Проектная деятельность на уроках истории
Тема: « Социальная индустриализация» работа с историческими источниками
Тема : «Древнееврейское царство» Формирование познавательных УУД на уроках истории
4. Публикация на сайте InfoUrok.RU
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступление на педагогическом совете школы  Пед совет «Требования к современному уроку»

Слайд 13Литература
1. Современные образовательные технологии в изучении преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. 2-еиздание.

М., Русское слово. 2012, с.5
2. К.Д. Ушинский Первые уроки логики // Собр.соч. М-Л, 1948. с.554
3. И.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982
4. А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории. М., ВЛАДОС, 2003, с. 129
5. Л.С. Выготский Педагогическая психология. М, 1991, с. 480
6. Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории [Текст] / И. Н. Чернух // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.)
7. http://works.tarefer.ru/64/100045/index.html. Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории
Литература1. Современные образовательные технологии в изучении преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. 2-еиздание. М., Русское слово. 2012, с.52. К.Д.

Слайд 14СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть