Слайд 1Формирование коммуникативных
и регулятивных ууд
Попова Л. В.
учитель истории МКОУ «СОШ
№4 р.п. Линёво»
Слайд 2ЗНАНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЕ, КОГДА ОНО ПРИОБРЕТЕНО УСИЛИЯМИ СВОЕЙ МЫСЛИ, А
НЕ ПАМЯТЬЮ.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Слайд 3
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
в широком значении - умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
в более узком - совокупность действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 6ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НЕОБХОДИМО:
1) Создавать
положительную мотивацию на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей учащихся;
2) Расширять коммуникативную базу в рамках уроков путем использования системы упражнений, в которых формирование коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача;
3) Погружать учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационных технологий;
4) Конструировать “образ Я” посредством рефлексивных заданий, рассматривая это как условие формирования коммуникативных умений на продуктивном и творческом уровнях.
Слайд 7Каковы же условия формирования коммуникативных действий ?
Организация совместной деятельности школьников
на уроке:
Работа в группе (учитель-руководитель, учитель-участник, учитель-эксперт, учитель-наблюдатель).
Дискуссии (помогает сформировать свою точку зрения, отличить её от других, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели).
Проектные формы деятельности (характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимся).Персональный проект.
Тренинги.
Слайд 8Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп,
учебный конфликт, дискуссия,
обсуждение участниками способов своего действия,
проектные задания,
специальные игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков.
Слайд 9Регулятивные универсальные учебные
действия – обеспечивают обучающимся
организацию их учебной деятельности
Слайд 10Регулятивные УУД
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Слайд 11Целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно
и
усвоено учениками, и того, что еще не
известно.
Слайд 12Приемы организации принятия цели
Опора на личный жизненный опыт обучающихся;
Использование
занимательного игрового материала;
Создание проблемной ситуации;
Выбор цели из предложенных учителем;
Постановка цели, в том числе на длительный период
времени с помощью карты знаний, маршрута
движения;
Слайд 13Главное средство достижения целей – работа с ПРОДУКТИВНЫМИ заданиями
Осмысли цель задания
(что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст, рис…)
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Слайд 14Планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, составление
плана и последовательности действий
Слайд 15Приемы формирования действий планирования:
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Слайд 16План действий:
пример: (урок истории в 5 классе по
теме «Древнейшие люди»
1. прочитать
пункт 1;
2. рассмотреть рисунки;
3. записать в тетрадь, чем отличались
древние люди от современных;
4. обсудить с соседом по парте;
5. проверить по образцу;
6. оценить выполнение задания.
Слайд 17Контроль – сличение способа действия и
его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Слайд 18Предлагаю оценить работу по алгоритму:
Что нужно сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Найдено решение, ответ?
Справился правильно или с ошибкой (какой?)
Справился самостоятельно или с помощью?
(кто помогал? в чем?)
Как ты оцениваешь свою работу?
Слайд 19(Работа в парах двумя способами)
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает
работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы (пересказывания, решения логического задания), обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Основная функция содержательной оценки - выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Можно использовать следующие приемы:
Слайд 20Коррекция – внесение необходимых дополнений
в план и способ действия в случае
расхождения
эталона, реального действия и его результата.
Прогнозирование – предвосхищение результата
и уровня усвоения знаний.
Слайд 21 Приемы по формированию
коррекции:
- «прогностическая оценка»;
(поставить на полях тетради знак «+» - все знаю,
«-» - не знаю, или «?» - сомневаюсь)
- проверяя работу, учитель не исправляет,
а только указывает ошибки;
(ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку).
Слайд 22Для развития самоконтроля и самооценки:
Что ты узнал на уроке?
Чему научился?
За
что себя можешь похвалить?
Над чем еще надо поработать?
Какие задания тебе понравились?
Какие задания оказались трудными?
Слайд 23Виды заданий для
отслеживания регулятивных ууд:
«преднамеренные ошибки»;
Поиск информации в предложенных
источниках;
Взаимоконтроль;
Диспут;
Заучивание материала
наизусть;
Контрольный опрос на заданную тему;
Слайд 24ФОРМИРОВАНИЮ УУД СПОСОБСТВУЮТ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ТИПА.
Проблемно –диалогическая технология;
Технология оценивания;
Работа в группах;
Работа
над проектами;
Технология продуктивного(смыслового) чтения;
Игровые технологии;
Информационно-коммуникативная технология;
Мыследеятельностная педагогика («опыт прошлого осознания здесь и сейчас»)