Слайд 1ФАКТОРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Доклад подготовила учительница МБОУ
СОШ д.Баймурзино Игнаева Елена Владимировна
Слайд 2
«Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь».
Древнекитайская мудрость.
Слайд 3
Формирование познавательного интереса к предмету - условие успешного изучения истории и
развития ученика, как деятельного субъекта познания
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ РУКОВОДИТ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА: ВИДИТ ПЕРСПЕКТИВУ УСЛОЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТОГО ИНТЕРЕСА, УЧИТЫВАЕТ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКОВ, ОТБИРАЕТ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ, ТО ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ЕГО УЧЕНИКОВ И САМОГО УЧИТЕЛЯ.
Слайд 4
Пути формирования познавательного интереса:
Учебная деятельность
Внеклассная работа: индивидуальная
и групповая.
Слайд 5
- познавательный интерес очень важен для развития ученика.
- учителю необходимо не
потерять его, управлять им, развивать и совершенствовать
- большое значение для развития познавательного интереса имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика.
Слайд 6
-в работе с учебником (от чтения для поиска ответов на
простые познавательные вопросы к самостоятельному изучению большей части параграфа).
- в работе с источниками (от анализа исторических источников под руководством учителя к самостоятельному выполнению продуктивных и творческих заданий).
-в формах организации учеников (от заданий, предложенных учителем к заданиям, выбранным и предложенным учениками, от индивидуальной к групповой работе), (от решения проблемных заданий под руководством учителя к самостоятельной работе над проблемой (предлагают и осуществляют свои пути решения), (от изучения истории только на уроке к участию в различных формах поисковой, исследовательской работы).
Слайд 7
познавательные задачи
проблемныt ситуации.
Слайд 8
ОСНОВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ учебной деятельности является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС:
- познавательный интерес очень важен
для развития ученика.
- учителю необходимо не потерять его, управлять им, развивать и совершенствовать
- большое значение для развития познавательного интереса имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика.
Слайд 9
проблемная ситуация - это практическая или теоретическая задача, при её решение
активизируется познавательная деятельность и усиливается интерес к познанию. Цель проблемных и других заданий - побудить учащихся представить то, что они изучают, научить их анализировать, сопоставлять, находить причины событий, давать им оценку..
Слайд 11
Использование вопросов
Задачи или загадки
Задание на постановку задачи
Театрализация
Тестирование
Технические средства
Учебное
сотрудничество
Обращение к личному опыту учащихся
Взаимоконтроль
Структурирование
Обсуждение
Слайд 12
Работа с письменными историческими источниками. Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать
важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную
1) внимательное чтение текста источника; 2) определение его главной идеи; 3) выявление основных понятий, фактов, имён, дат; 4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления; 5) анализ аргументации автора; 6) постановка собственных вопросов к тексту; 7) сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками; 8) формулирование обобщённых выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений; 9) презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т.п.
Слайд 13
Работа с материалом и пособиями по картографии. Они служат способами:
• обучения
учащихся приёмам самостоятельной работы с исторической картой как источником знаний,
• развития познавательных умений,
• диагностики и оценки качества подготовки школьников по истории.
Слайд 14
Задания на локализацию исторических фактов:
1) покажите на карте и словами опишите
местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.). Историко-географические объекты в задании могут не называться прямо, а описываться иносказательным путём: «река, которая, по мнению древних египтян, текла вспять», «место сражения, где вместе с телами павших греки потеряли свою свободу», «Третий Рим», «мастерская мира» и т.д.;
Слайд 15
Творческие образные задания:
информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических
сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины».
Слайд 16
Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других
источников:
охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода;
Слайд 17
Проблемные задачи на картографическом материале:
10) покажите на карте первые районы земледелия/металлургии.
Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;
12) определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег 10—4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.
Слайд 18
для диагностики, проверки и оценки картографических знаний и элементарных картографических умений
школьников.
Например, тесты с выбором ответа
Какой город был присоединён к Москве в 1514 г.?
а) Рязань б) Смоленск в) Новгород
(вариант задания — отметьте этот город на карте);
Слайд 19
Тесты на группировку картографических сведений, в том числе с выполнением заданий
на контурной карте:
А. Отметьте города, которые взял Батый во время первого похода на Русь в 1237—1238 гг. и во время второго похода в 1239—1240 гг.
Б. К каким княжествам принадлежали ниже перечисленные города в середине XII в.: Теребовль, Дорогобуж, Курск, Трубчевск, Смоленск, Гродно, Овруч, Пинск, Берестье и т.д.
Слайд 20
Тесты на определение последовательности или ранжирование фактов
А. Определите последовательность присоединения русских
земель к Москве:
Новгородская республика, Ростовское княжество, Звенигород, Тверское княжество, Можайск, Коломна, Суздальско-Нижегородские земли и т.д.;
Б. Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;
Слайд 21
Разработка и использование презентаций на уроках истории
фактором в пользу использование электронных
средств обучения является развитие познавательного интереса к предмету за счет привлекательной для учащихся формы подачи учебного материала. Главный элемент такой презентации – система познавательных заданий к предоставляемым источникам информации, скомбинированным в оптимальной последовательности для достижения целей урока.
Слайд 22
Краеведческий материал на уроке.
Судьбы раскулаченных на территории нашего края, попавших в
репрессии.
Мои предки в годы войны (или коллективизации)
История пионерской организации
История создания колхоза. Укрупнение колхозов.
Реформы образования: история школы.
Подвиг земляков в годы войны
Ведь именно с познания своей малой Родины начинается любовь и уважение к ее истории.