Слайд 1Формирование исследовательских умений учащихся в условиях реализации ФГОС
Танцюра Лидия Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»
Слайд 2О, сколько нам открытий
чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С.Пушкин
Слайд 3Почему важны исследовательские умения?
Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь
10-15% будут актуальны через 20 лет.
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.
Слайд 4Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Требования к
результатам освоения ООП
«к получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» (п.8 ФГОС ООО)
«при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО)
Слайд 5Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)
Слайд 6Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Программа формирования
УУД должна включать «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»
«описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО)
Слайд 7Исследовательские умения
включают умения
формировать цель исследования,
устанавливать предмет и объект исследования,
выдвигать
гипотезу,
планировать эксперимент и его проведение,
проверять гипотезу,
определять сферы и границы применения результатов исследования
Слайд 8Исследование – это процесс выработки новых знаний, процесс поиска неизвестного, один
из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Слайд 9Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Ещё в древности Аристотель утверждал:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
Слайд 10Учебно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность в целях изучения окружающего мира,
открытия новых знаний и способов работы;
процесс решения ими научных и личностных проблем.
Цель- построение субъективно нового знания
Слайд 11Цели исследовательской деятельности:
приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности,
развитие мышления,
активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе,
построение субъективно нового знания
Слайд 12Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников
руководимая учителем,
для учителя – одна из форм
повышения профессиональной компетентности,
индивидуальный маршрут исследования
Слайд 13Поэтапность формирования исследовательских умений
умение наблюдать;
умение задавать вопросы;
умение классифицировать;
умение
структурировать материал;
умение делать выводы и умозаключения;
умение видеть проблемы;
умение проводить эксперименты;
умение доказывать и защищать свои идеи;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям.
Слайд 141.Начальный этап. Под руководством учителя ученики знакомятся с новыми способами учебной
деятельности. Учитель и ученики определяют и формулируют цель работы. Затем учитель разъясняет содержание способов работы и порядок её выполнения. Далее под руководством учителя отрабатываются действия, необходимые для овладения тем или иным приёмом, знания о способе и последовательности действий фиксируются в виде логической схемы или памятки.
Слайд 152.Промежуточный этап – тренировка и применение изученных приёмов деятельности: выполнение упражнений,
решение логических задач. Уже знакомый школьникам приём применяется в иных условиях и на другом материале.
3.Заключительный этап – умение переносить усвоенные действия на новый материал, в иные условия. Оно считается сформированным, когда ученики умеют самостоятельно составить план, провести сравнение, вычертить и объяснить логическую схему.
Слайд 16Виды учебно – исследовательской деятельности на уроке:
урок – исследование,
урок – экспертиза,
урок – «открытых мыслей»,
урок – проектирование,
урок – творческая мастерская,
семинар – практикум…
Слайд 17Внеурочная учебно – исследовательская деятельность
олимпиады,
познавательные игры («Знатоки», «Самый умный»),
факультативные занятия,
конференции,
конкурсы,
экспедиции,
предметные недели,
исследовательские и творческие работы…
Слайд 18Выступление Пиксаева Ильи в Спасо-Прилуцком монастыре
Слайд 19Участие в областном очном конкурсе «Последователи путешествий и открытий Фёдора Конюхова
Слайд 20Участие Можей Алексея в областном конкурсе, посвящённому памяти изобретателя А.Ф.Можайского
Слайд 21На конкурсе, приуроченному 70-летию снятия Оштинской обороны
Слайд 22У памятника «Здесь был остановлен враг»,
Вытегорский район
Слайд 23Представление групповой работы о Героях Отечества
Слайд 24Исследование о Героях Отечества представляет Щукин Артём
Слайд 25Исследование об Афганской войне представляет Воробьёв Андрей
Слайд 26Каждый кадет исследовал страну, в боевых действиях которой принимали участие советские
и российские военнослужащие (накануне Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества),2017г.
Слайд 27Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой
задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):
Изучение теоретического материала
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования, формулировка рабочей гипотезы
Освоение методики исследования
Сбор собственного экспериментального материала
Обработка материала
Обобщение, анализ, выводы
Представление исследовательской работы
Слайд 28Методологические характеристики исследования
Мои родственники - на страже Родины
Олейников Кирилл Иванович, 6-к класс
10 июня 2004 года рождения
МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»
Научный руководитель: Танцюра Лидия Ивановна,
учитель истории и обществознания
Введение
Гипотеза: История моей семьи - это часть военной истории России.
Цель исследования: исследовать боевой путь родственников – участников Великой Отечественной войны и служебный путь родственников, посвятивших свою жизнь военной службе в мирное время.
Задачи:
1. Собрать сведения о военной службе моих родственников.
2. Проанализировать собранную информацию.
3. Установить вклад моих родственников дело защиты Родины.
Методы исследования:
1. Опрос родственников.
2. Поиск документальных источников в семейном архиве, литературе, на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал».
3. Анализ полученной информации и фактов.
Объекты исследования - родственники на военной службе.
Предмет исследования - вклад моих родственников в дело защиты Родины.
Образец работы
Слайд 30Подготовка к публичному выступлению и само выступление - заключительный этап исследовательской
деятельности.
В ФГОС указано, что «Программа развития универсальных учебных действий» … должна обеспечить … «формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.)»
Слайд 31Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:
соблюдение
принципа добровольности занятий учеником этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей;
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Слайд 32 Выводы и рекомендации
Для успешного формирования исследовательских умений школьников необходимо
разработать критерии оценки исследовательских работ школьников;
создавать условия для практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и/или других организаций;
в план школы ввести междисциплинарную программу «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
организовать инфраструктуру (информационные ресурсы, студии, клубы, научные общества, конкурсы, ученические конференции, фестивали) образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую деятельность обучающихся;
создать условия для поощрения активных, творческих учеников и педагогов.