Слайд 1Тема: Эпоха Просвещения
Цель:
Познакомить учащихся с основными взглядами французских просветителей
2) Способствовать развитию
познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, объяснять смысл важнейших понятий, высказывать свое отношение о роли личности в истории.
3) Способствовать воспитанию познавательного интереса к данной проблеме.
Слайд 2Задание на доске
1) Почему XVIII век назван Эпохой Просвещения? Его характерные
черты.
2) Какие идеи просветителей выдержали проверку времени?
Вопросы для обсуждения
- что такое Просвещение?
- выделить его характерные черты
- познакомиться с политическими и социальными моделями, предполагаемые просветителями
Слайд 3Вид деятельности
Работу построим следующим образом: класс делится на 4 группы, каждая
группа дает нам информацию о предлагаемой интеллектуальной модели «своего» просветителя:
1 группа- О Вольтере
2 группа- О Монтескье
3 группа- О Руссо
4 группа- О Дидро
Вам было также дано задание опережающего характера:
-прочитать текст домашнего параграфа
-подготовить на 2-3 минуты сообщение о просветителе, осветив его биографию и взгляды
-вспомнить материал, изученный ранее
Слайд 5Сообщение о Вольтере
Поэт, драматург, критик, историк, философ, социальный реформатор. Его подлинное
имя Мари Франсуа Аруэ. Он родился в 1694 году в Париже в семье буржуа. Его отец был нотариусом, своему сыну он пророчил карьеру юриста, но Вольтер заупрямился, получая больше удовольствия от общества вольнодумцев из литературного кружка. Он выступал против учения церкви, но допускал существование Бога, религию считал нужной для удержания беднейших слоев в повиновении, выступал против суеверия и фанатизма. Выступал сторонником просвещенной монархии, а справедливый порядок- это когда господствует свобода, равенство и собственность. Мысль об ограничении крупной собственности- это «философия оборванца». Реформы сверху, иначе народ сам «разорвет свои оковы», люди не подданные, а граждане.
Слайд 6Вывод:
1) сторонник просвещенной монархии;
2) частная собственность неприкосновенна;
3) противник католической церкви, но
религия необходима народу;
4) люди не подданные, а граждане;
5) справедливый порядок- это свобода, равенство, собственность
Слайд 7Сообщение о Монтескье
Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред,
французский философ и литератор, родился в 1689 году в аристократической семье. Монтескье считал, что могут существовать демократическая, аристократическая и монархическая форма правления, но не имеют права на существование тирания и деспотия. Его идеал- конституционная монархия, которая предполагает разделение властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Сторонник свободы, но только в пределах закона. Считал, что географическая среда оказывает влияние на общественный и политический строй разных народов, Прочные гарантии частной собственности. Подвергал критике католическую церковь.
Слайд 8Выводы:
1) сторонник конституционной монархии;
2) идея разделения властей;
3) сторонник свободы, но в
пределах закона;
4) частная собственность неприкосновенна;
5) критика католической церкви
Слайд 9Сообщение о Руссо
Родился в 1712 году в Швейцарии, в Женеве. Его
отец был ремесленником- часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал его учиться ремеслу, но это не занимало его и в 16 лет он уехал из Женевы. Знакомство с Дидро и другими мыслителями расширили его кругозор. Он осуждал рабство, роскошь, и излишество. Призывал к простоте, умеренности, близости к природе. Он считал, что источник всех бедствий и неравенства- частная собственность, но Руссо не призывал к ее отмене, а только к её ограничению. Чрезмерное богатство одних, нищета других- нарушение «естественных прав». Источник верховной власти- народная воля, а лучшая форма правления- демократическая республика. Критиковал католическую церковь, но не отрицал существование религии. Значительное место в творчестве Руссо занимают проблемы воспитания.
Слайд 10Выводы:
1) идеал- демократическая республика, народовластие;
2) ограничение частной собственности;
3) критика католической церкви;
4)
равенство всех людей;
5) проблема воспитания (воспитание граждан);
Слайд 11Сообщение о Дидро
Философ, писатель, теоретик искусства, просветитель, глава энциклопедистов. Родился в
1713 году в городе Лангре в семье зажиточного ремесленника. После нескольких лет обучения в местном иезуитском колледже, переехал в Париж. В ранних своих сочинениях выступил против католической веры. За распространение опасных мыслей был арестован. Дидро опровергал теорию божественного происхождения королевской власти. Был противником всякой деспотической формы правления, высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление «просвещенного» государя. Он считал, что общество должно состоять не из подданных, разделенных на сословия, а из граждан, равных в правах перед законом. Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека.
Слайд 12Выводы:
1) за просвещенную монархию;
2) идеи просвещения, нравственного воспитания народа;
3) равенства всех
людей в правах;
4) критика католической церкви;
5) за сохранение частной собственности;
Слайд 13Общие выводы
Вопрос:
-Что объединяет просветителей?
-Почему XVIII век назвали эпохой Просвещения?
1)критика католической
церкви;
2) за передовой общественный строй;
3)человек- это гражданин, имеющий права;
4)вера в могущество человеческого разума;
5)необходимо просвещать народ, нравственно воспитывать его, убеждать и это создаст условия для проведения реформ и изменения существующих порядков.
Слайд 14Общие выводы:
Вопрос:
-Какие идеи просветителей выдержали проверку временем?
1) равенства всех людей в
правах;
2) личность свободна, но только в пределах закона;
3) нравственное воспитание народа;
4) разделение властей;
5) идея народовластия (демократическая республика);
Слайд 15Итог:
Руссо…: «У вас будет всё, если вы воспитаете граждан, без этого
у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами».