Слайд 1Экспедиция в Раменье. Август - сентябрь 2013 год
Слайд 2В ночь с 20 на 21 июня 1943 г. в 23.45,
при отражении налёта бомбардировщиков противника на гор. Ярославль, старший сержант ПИЧУГИН на самолёте Харрикейн, патрулируя на подступах к городу, заметил вражеский бомбардировщик Хе-111, скрытно подошёл к нему на близкое расстояние и открыл огонь из всех точек, правый мотор немецкого самолёта вспыхнул, но самолёт продолжал уходить от преследователя, лётчик ПИЧУГИН решил не упускать противника и на высоте 200 метр. ударом своего самолёта разбил фашистского бомбардировщика, который горящим врезался в землю, экипаж самолёта погиб.
Слайд 3От удара самолёт лётчика ПИЧУГИНА потерял управляемость, тов. ПИЧУГИН оставил самолёт
– выпрыгнул с парашютом, но в следствии малой высоты парашют не успел раскрыться,
лётчик ПИЧУГИН – ПОГИБ. Похоронен в Ярославле в 1943 году.
Слайд 4Пичугин Сергей Степанович
Родился 22 февраля 1922 года в деревне Матвейково Михневского
(ныне Ступинского) района Московской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ с 1941 года.
Окончил 7 классов неполной средней школы.
В РККА с января 1941 года. Окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 года.
Посмертно награждён орденом Ленина.
В деревне Матвейково установлен памятник Пичугину.
В 60-х годах представлялся к званию Героя Советского Союза.
Слайд 5самолёт "Харрикейн"
Технические характеристики:
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость: на высоте 5486 м
526 км/ч
Боевой радиус: 965 км
Практический потолок: 10 970 м.
Длина: 9,84 м
Высота: 4,0 м
Размах крыла: 12,19 м
Площадь крыла: 23,92 м²
Масса:
Пустой: 2605 кг
Снаряжённый: 3480 кг
Макс. взлётная: 3950 кг
Силовая установка:
Двигатели: Rolls-Royce Merlin XX V-12 жидкостного охлаждения
Тяга (мощность): 1185 л.с. (883 кВт) на 6400 м
Вооружение:
Стрелково-пушечное вооружение: 4 × 20 мм пушки Hispano Mk II
Подвесные вооружения 2 × 250 или 500 фунтовые бомбы
Слайд 6«Хейнкель».
Тактико-технические характеристики самолета Хейнкель-111:
Двигатели - 2 х Юмо 211,
по 1400 л.с.
Размах -22,6 м
Площадь крыла - 87,6 м2
Взлетный вес - 14000 кг
Максимальная скорость - 400 км/ч
Потолок - 8400 м
Дальность полета - 2800 км
Экипаж - 5 человек
Вооружение - 1 пушка калибра 20 мм; 1 пулемет 13 мм; 5 пулеметов 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - до 3000 кг
Слайд 7На поиски упавшего в годы Великой Отечественной Войны самолёта Харрикейн, отправилась
экспедиция краеведческого отряда «Путник», в состав которого входят учащиеся нашей школы. Непосредственно в данной экспедиции принимали участие Зубанов А.Н. – поисковик, житель города Талдом, Мокрова С.В. – руководитель отряда «Путник», директор Калязинского краеведческого музея, Марышева Н.А.- учитель МОУ ГСОШ, Варова О.Н.- преподаватель Калязинского колледжа имени Н.М.Полежаева, Переведенцев А.- рабочий РСК МиГ, Хорев Роман, Морозов Антон –обучщиеся Калязинского колледжа им. Н.М.Полежаева, Козырева Анастасия, Румянцев Сергей, Козаков Данил, Березин Евгений- учащиеся ГСОШ, Неверова Екатерина- учащаяся Калязинского педагогического колледжа, а так же поисковики из города Вербилки, Запрудни, Коноров В.Ю. – горд Дубна, Музей истории Углича (директор А. Кулагин), музей керамики (директор А. Ржавитин), Круглов С.Н. – староста прихода Вознесенского храма, при непосредственной поддержке Главы Калязинского района К.Г.Ильина.
Слайд 8Первый день экспедиции
24 августа 2013 год
Слайд 9разведка местности с помощью металлоискателя привела к первым результатам, обшивка самолётов
повреждённая при таране
Слайд 11Следующие находки встречались кучно. Возле небольшой берёзы, а некоторые обломки обшивки
доставали и под берёзы ( она выросла на этом месте)
По обломкам, их внешнему виду, кучности было сделано предположение, что именно над этим местом происходил таран, до воронки, где упал сам Харрикен, примерно 35 метров.
Слайд 12
Дальнейшие поиски нас привели к воронке. Воронка в диаметре около 2,5
метров, по краям поросль и трава, в воронке растительности нет на поверхности воронки листовой опад, многих лет, преобразованный в гумус.
Поиски продолжились в воронке.
Слайд 13С помощью металлоискателя обнаруживали небольшие осколки, части алюминиевые уже частично обгоревшие,
провода, разбитое стекло, части кожи, фанерные части, трубки по которым проходило топливо (из них пахло топливом), предположительно части защиты двигателя (прочный сплав металла). Каждый клочок земли вынутой из воронки участники экспедиции проверяли руками. Шурф в воронке становился глубже, находки всё интереснее.
Слайд 14Время экспедиции подходило к концу. Самые интересные находки взяли с собой
и отнесли в музей для зачистки и обработки.
Слайд 15Второй день экспедиции
31 августа 2013 год
Слайд 16В ожидании новых находок, а главное двигателя самолёта, мы прибыли на
место. Деревня Раменье Калязинского района
Слайд 17Аккуратно, слой за слоем, стали углубляться в воронку, просеивая руками каждый
клочок земли.
Слайд 18Находок становилось всё больше, некоторые имели номера, а топливные трубки пахли
керосином
Слайд 21Встречались части от корпуса самолёта, пробитые пулей, от приборов, от двигателя,
провода, трубки, фанерная обшивка фюзеляжа, осколки стекла, клочки кожи…
Слайд 22Главная находка нас ожидала на глубине около 3 метров – это
двигатель самолёта. По пучку проводов выходивших из двигателя, их было 12, сделали вывод, двигатель двенадцати цилиндровый, а по появившемуся из под земли клочку двигателя поняли он V образный. Из двигателя выливалось масло и топливо.
Слайд 23Зацепив за край двигателя «чалку», закрепив лебёдку, попытались вытащить двигатель…
Слайд 24…но сила тяжести, масса земли, которая постоянно обрушалась в выкопанный шурф,
слабая лебёдка, оставили мотор на том же месте, где он пролежал 70 лет… Вся надежда была на более мощную лебёдку.
Слайд 25третий день экспедиции
1 сентября 2013 год
Слайд 26В этот день шёл сильный дождь… но участники экспедиции не побоялись
его, прибыв на место стали освобождать от оплывшей земли шурф
Слайд 27Установили лебёдку, попытались поднять двигатель но… всё по тем же причинам
двигатель не пошевелился.
Слайд 28Четвёртый день экспедиции
6 сентября 2013 год
Слайд 29Состав экспедиции расширился. При содействии Главы Калязинского района К.Г.Ильина из Москвы
прибыли два специалиста по самолётным двигателям, а так же молодые люди с предприятий города и района. Работа по расчистке шурфа началась.
Слайд 30Появлялись новые находки всё более интересные, например кожух от генератора
Слайд 32Наступил час Х… когда к расчищенному на половину двигателю прикрепили лебёдку
мощностью 1,5 тонны и попытались поднять его…
Слайд 33Двигатель не тронулся с места. Посовещавшись, было принято решение, прикрепить ещё
одну лебёдку. Но для этого требовалось найти у двигателя место за которое можно закрепить «чалку». Стали копать дальше. Глубина шурфа была более трёх метров.
Слайд 34Пока одни работали… другие отдыхали и ожидали… Надежды на поднятие двигателя
таяли…
Слайд 35Грунтовые воды тем временем делали своё дело, шурф обрушался…
Слайд 36Повторив попытку поднять двигатель с помощью двух лебёдок, сломав самую мощную,
пришли к выводу, что без тяжёлой техники никак не обойтись. Встал вопрос: Или продолжаем попытки по поднятию двигателя с помощью техники или оставляем двигатель на месте. Чтобы помочь разрешить этот позвали К.Г.Ильина.
Слайд 37Константин Геннадьевич, обещал подумать как помочь в поднятии двигателя. Но это
уже другая экспедиция…
Слайд 38Пятый день экспедиции
14 сентября 2013 год
Слайд 39С утра, прорубив просеку, что бы прошёл экскаватор, участники экспедиции подошли
к воронке. За работу взялась тяжёлая техника, оставалось искать части самолёта в отвалах
Слайд 42Для того чтобы определить, какую деталь нашли, каждую деталь нужно промыть
и просушить
Слайд 44Экскаватор делал своё дело, шурф становился всё шире и глубже, оставалось
вычерпать воду.
Слайд 45Привязав откопанный двигатель к лебёдке и ковшу экскаватора, постарались его приподнять,
с низу подкопав подложили ветви деревьев
Слайд 48Ура!!!, всем нам!!! спасибо трактористу Кузину Янису!
Слайд 49Светлана Викторовна Мокрова разделяет радость успешной операции
Слайд 50Двигатель самолёта Харрикейн, отправляют в Калязинский краеведческий музей
Слайд 51Ещё одна страничка ВОВ открыта.
Наша экспедиция уходит в историю,
История вечна,
Наши
дела остаются в истории,
Историю делают люди,
Люди это мы!
Ура нам!!!
Слайд 52Теперь двигатель самолёта 87993 МХХ а №7 находится в Калязинском краеведческом
музее
Слайд 55Презентацию составила учитель МОУ ГСОШ, участник краеведческого отряда «Путник» Марышева Надежда
Александровна
Калязин
2013 год