Слайд 1ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Сребняк А.А. ГУО СОШ № 163 г. Минска
Слайд 2ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Период архаики. VII — VI вв. до н. э.
Эпоха классики
V — IV вв. до н.э.
Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н.э
Слайд 3АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом
и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э.
Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.
В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.
Слайд 4ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Возник в VI веке до н. э. на землях дорийцев.
Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях.
Слайд 5ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Главные
отличительные особенности этого ордера — строгость и простота.
Колонна– архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров
Слайд 6ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка
расположенных выше несомых элементов
Архитрáв—
- всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях);
нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны
Слайд 7ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты,
увенчивающая или обрамляющая ту или иную часть архитектурного сооружения.
Слайд 8ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ФРОНТОН - завершение (обычно треугольное, реже – лучковое) фасада здания,
портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой
Слайд 9ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
сложнее и насчитывает больше деталей.
Главные черты:
легкость пропорций,
большая
дифференцированность форм,
Изящество
относительная декоративность.
Слайд 10ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется
в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
Слайд 11ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий
собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.
Слайд 12ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Храм Артемиды Эфесской – одно из «Семи чудес света»
Был сооружён
архитектором Хейрократом в 550 году до н. э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии
Слайд 13КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Сложился во 2-й половине V века до н. э.
Представляет
вариант ионического ордера, более насыщенный декором.
Отличается колокообразоной капителью, покрытой стилизованными листями аканта.
По словам Витрувия честь изобретения капители этого ордера принадлежит скульптору Каллимаху.
Слайд 14КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев
аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.
Слайд 16АКРОПОЛЬ
акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с
пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
Слайд 17АКРОПОЛЬ
1. Пропилеи;
2. Пинакотека;
3. храм Ники Аптерос;
4. статуя Афины
Промахос;
5. Эрехтейон;
6. Парфенон;
7. театр Одеон.
Афинский Акрополь в V в. до н.э. (реконструкция)
Слайд 18АКРОПОЛЬ
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство
всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика
Слайд 19АКРОПОЛЬ: Пропилеи
ПРОПИЛЕЙ в Афинах - парадный вход на Акрополь (437-432 до
н. э., архитектор Мнесикл).
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров.
В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине),
в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
Слайд 20АКРОПОЛЬ: храм Ники Аптерос:
ХРАМ НИКИ АПТЕРОС построил архитектор Калликрат в 427-424
гг. до н.э. Это сооружение из мрамора, размеры - 5,6*8,3 м.
Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос "Бескрылой Победы«
Храм имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений
Слайд 21АКРОПОЛЬ: статуя Афины Промахос
Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) — скульптор Фидий. Стояла
на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина сделана из бронзы, была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми
Слайд 22АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН
Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона
за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса.
Эрехтейон —храм, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона (421 — 406 гг до н. э.) ионический ордер. Архитектор неизвестен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Слайд 24АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде
(градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини.. Портик этой целлы имеет шесть колонн.
Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании.
Слайд 25АКРОПОЛЬ: храм Парфенон
главный храм в древних Афинах, посвящённый богине Афине-Девственнице .
Построен в447 -438 гг до н э , архитектор Калликрат, руководитель Фидий.
Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами.
Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах
Слайд 26АКРОПОЛЬ: храм Парфенон
Фриз - - средняя горизонтальная часть, между архитравом и
карнизом; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
Слайд 27АКРОПОЛЬ: храм Парфенон
Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады,
ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания
Кефал с восточного фронтона Парфенона
Слайд 28АКРОПОЛЬ: Статуя Афины Парфенос
Скульптор Фидий.
Фидий изобразил Афину в длинных
тяжелых одеждах, левой рукой опиравшуюся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний.
В правой ладони Афина держала статую победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки статуи были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение - из листов чистого золота.
Слайд 29АКРОПОЛЬ: Статуя Афины Парфенос
Скульптор Фидий.
Левой рукой Афина опирается на
щит.
На щите, который держала Афина, были изображены битвы греков с амазонками и гигантомахии - борьбы богов с гигантами.
Скульптура не
сохранилась и
известна по
различным
копиям и
Многочисленным
изображениям
на монетах.
Слайд 30СКУЛЬПТУРА
Курос— тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода
архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н.э.).
Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.
Слайд 31СКУЛЬПТУРА
Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка»,) — наименование типа древнегреческой скульптуры периода
архаики, женский эквивалент куроса (ок. 660 г. до н.э. — ок. 480 г. до н.э.).
Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Слайд 32СКУЛЬПТУРА: Мирон
Мирон – древнегреческий скульптор (V в до н э)э
Древние критики
искусства характеризовали его как великого знатока анатомии.
Победитель состязания в метании диска изображен в момент размаха перед броском. Тело атлета представлено в сложном повороте. Это новый и смелый художественный прием.
ДИСКОБОЛ.
Слайд 33СКУЛЬПТУРА: Мирон
Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа:
богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.
АФИНА И МАРСИЙ
Слайд 34СКУЛЬПТУРА: Мирон
О статуе бегуна Лада — знаменитого атлета, умершего после
одной из своих побед, античный поэт писал:
Полон надежды бегун,
на кончиках губ лишь дыханье
Видно; втянувшись вовнутрь,
полыми стали бока.
Бронза стремится вперед за венком;
не сдержать ее камню;
Ветра быстрейший бегун,—
чудо ты Мирона рук
Другое чудо скульптора — медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую:
Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец,
Сбрую и вожжи принес, телка— обманщица всех. Мирона было то дело,
первейшего в этом искусстве;
Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид.
Слайд 35СКУЛЬПТУРА: ПОЛИКЛЕТ
Поликле́т Ста́рший - древнегреческий скульптор во 2-й половине V века
до н э.
Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем.
Копьеносец (Дорифор)
Слайд 36СКУЛЬПТУРА: ПОЛИКЛЕТ
Диадумен
Раненая амазонка
Слайд 37ПРАКСИТЕЛЬ
древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Большинство работ Праксителя известны
по римским копиям или по описаниям античных авторов.
первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).
Афродита Книдская
Слайд 38ПРАКСИТЕЛЬ
Аполлон, убивающий ящерицу.
Гермес с младенцем Дионисом
Слайд 39Лисипп
греческий скульптор раннеэллинистической эпохи (IV в. до н. э.)
Купидон
Слайд 40Лисипп
Его работы выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а
также несколько удлинёнными пропорциями.
Геракл и Телефос
Гермес
Слайд 41СКОПАС
древнегреческий скульптор и архитектор (IV в до н э) эпохи поздней
классики, представитель новоаттической школы.
Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.
Арес Людовизи
Слайд 42СКОПАС
статуя Менады (Вакханки).
В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба,
глубокие сомнения.
Слайд 43ФИДИЙ
древнегреческий скульптор (V в до н э ), один из величайших
художников периода высокой классики. Личный друг Перикла.
Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям.
Раненая Амазонка
Слайд 44ФИДИЙ
Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной архитектуры, одно
из семи чудес света.
Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.
Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы – Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.
Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».
Мраморная римская копия со статуи
Зевса Олимпийского работы
Слайд 45ХРАМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая
была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
главный храм в честь Зевса. (466 г. до н.э. -456 г. до н.э. ). архитектор Либон.
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора.
Слайд 4712 подвигов Геракла
Геракл, очищающий Авгиевы конюшни
(слева стоит Афина)
Слайд 4812 подвигов Геракла
Геракл, получающий от Гесперид золотые яблоки
Слайд 4912 подвигов Геракла
битва с великаном Герионом, яблоки Гесперид, битва с кентаврами.
Рисунок барельефа.
Слайд 5012 подвигов Геракла
Керинейская лань.
Третий подвиг
Геракла.
Реконструкция
метоп храма
Зевса
в Олимпии.
470-456 до н. э.
Слайд 51ОЛИМПИЯ
одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и
на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.