Слайд 1Домашние задания как средства повышения качества образования
Рубцова Ю.С.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ СОШ № 13
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Слайд 2Значение домашнего задания
закрепление в памяти материала, разобранного в классе (иногда -
углублёние и расширение);
повторение ранее пройденного материала;
закрепление и расширение разнообразных умений, необходимых для самостоятельной работы.
Слайд 3Учет индивидуальных особенностей учащихся.
Объем, структура и характер домашних заданий должны определяться
исходя из интересов и особенностей каждого отдельного учащегося. Можно давать одно общее задание и добавляем к нему одно или два посложнее. Учащихся следует предупредить, что эти дополнительные упражнения для всех не обязательны, но интересно попробовать на них свои силы. Учащиеся обычно привлекает такая «проба сил».
Можно разным учащимся в определенных случаях предлагать разные задания или задания на выбор, что позволит им чувствовать себя более комфортно.
Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые успевают на «удовлетворительно». Такое задание даёт этим школьникам возможность проявить себя, делая позитивным их отношение к учебе.
Индивидуальные задания должны быть продуманными и систематическими, что даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других научит самостоятельному познанию.
Слайд 4Домашние задания должны быть:
посильными;
разнообразными;
включать логические задачи, так как именно таким способом
можно руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,
свободными для выбора;
охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности, ценности)
Слайд 5Принципы составления
домашних заданий
Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.
Взаимосвязь с материалом,
изученным на уроке.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.
Разнообразность видов заданий.
Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.
Слайд 6Организация выполнения домашних заданий
план выполнения домашней работы;
как пользоваться учебником и дополнительными
источниками;
как пользоваться записями в тетрадях;
как оформить решение домашнего задания.
Слайд 7Творческие домашние задания на уроках обществоведческого цикла:
Работа с источниками: притчами, сказками,
стихами, пословицами и поговорками .
Приём аллюзии - работа с притчей
(придумать название или окончание);
Иллюстрирование рассказа;
Эмпатия – что о себе может рассказать предмет;
Приём импринтинга - запечатления, при котором один и тот же материал рассматривается разными способами
Слайд 8
R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?)
- F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (ученый, журналист, путешественник), и пишет текст от лица выбранной роли.
RAFT-технология.
Слайд 9Творческие домашние задания на уроках обществоведческого цикла:
Составление родословной
Семья Бредникова А.
Семья Гареева А.
Слайд 10Творческие домашние задания:
Составление родословной
Семья Думченко В.
Слайд 13Творческие домашние задания:
Создание герба семьи
Слайд 14Творческие задания на уроках ОРКСЭ:
Сочинение сказок (Например, про добро и зло,
про вежливые слова…)
Написание сочинений (Например, «Мой добрый поступок»)
Составление правил поведения в определенных ситуациях и их инсценирование
(например, поведение в гостях)
Слайд 15Творческие задания на уроках ОРКСЭ:
Оформление открыток и приглашений.
Проекты (Например, «Традиции и
обряды моего народа»…)
Сообщения учащихся.
«Говорящая история»- изучение истории вещей, явлений, традиций, крылатых выражений (Например, традиция празднования Нового года или история вилки)
Опрос родителей.
Слайд 16Творческие задания на уроках музыки:
Сообщение о творчестве композитора.
Выражение своих мыслей и
чувств красками.
Создание литературного «перевода» с языка музыки на язык слов- поделится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
Снять свой рисованный фильм из 3-4 кадров, последовательно раскрывающих настроение музыки.
Музыкальная инсценировка
Опрос родителей.
Слайд 17Формы контроля выполнения домашнего задания
контроль письменных на уроке;
контроль устных домашних заданий
у отдельных учащихся, другие учащиеся обсуждают и дополняют ответы товарищей;
внеурочная проверка тетрадей;
непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если активность школьника является следствием выполнения домашнего задания;
самоконтроль: сверка выполненного задания с эталоном;
взаимоконтроль.
Слайд 18Подведём итоги:
Успешность домашней работы во многом зависит от
заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его доза – посильной для ребёнка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным и выполнимым, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание даётся не в спешке, на перемене, а в специальное отведённое время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока и способствовать повышению качества образования. Получив задание, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его новые возможности.