Слайд 1
Поисково-исследовательская работа:
«Дети войны»
Слайд 2Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните!
Какой ценой завоёвано счастье, – Пожалуйста,
помните!
Р. Рождественский
Слайд 3Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный материал может
использоваться на уроках истории и краеведения, передаваться в семье из поколения в поколения, храня семейную память.
Гипотеза:
Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, детей шестидесятых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.
Слайд 4Цель исследования:
Собрать и изучить материалы воспоминаний людей, переживших Великую Отечественную войну
в детском возрасте, и на их основе создать экспозицию, которая привлечёт внимание к истории и судьбам «Детей войны».
Задачи работы:
1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;
2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;
На основе собранных материалов пополнить экспозицию музея школы;
Способствовать воспитанию любви к малой Родине, чувства патриотизма.
Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Слайд 5 методика исследования:
интервьюирование
беседа
поисковый
анализ собранной информации
Слайд 6Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я
хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.
Слайд 7Уточнение списков ветеранов в сельской администрации.
Встреча с ветеранами, пережившими войну в
детском возрасте.
Обработка, запись и распечатка данных.
Оформление экспозиции «Дети войны».
Оформление поисково-исследовательской работы в виде доклада.
Этапы исследования:
Слайд 8Пережившие Великую Отечественную войну в детском возрасте (1928-1932г.р.)
Слайд 9Хертек Калгаш Самдановна. Родилась 7 марта 1937 года в
Бай-Тайгинском кожууне
в местечке Кооп-Соок.
Нынешнее время живет в с. Тээли по улице Ленина 51-2Ей с 8 лет
пришлось помогать родителям вести хозяйство. Из маленькой, ещё
несмышлёной девчонки Калгаш стала не по годам взрослой и
ответственной девушкой, которой пришлось много работать.
Слайд 10Хертек Шойгу Дозурашовна (1924-1988). Родилась в Бай-Тайгинском
кожууне с. Кара-Хол в
местечке Даштыг-Хол.
Окончила начальную школу. В начале войны ей было 17 лет.
Слайд 11Шагдыр Оолак Хертекович
родился 1 января 1931 года в селе Тээли Бай-Тайгинского
района. В семье было 8 человек: отец и мать – колхозники, а также их шестеро детей. В 1943 году маленькому Оолаку, как и другим мальчишкам, школу пришлось оставить и идти работать в колхоз.
Из воспоминаний: «Когда началась война, вся деревня содрогнулась от этого страшного известия. Понимание всей тяжести происходящего возрастало с каждым днём: когда стали уходить на фронт родные и близкие, односельчане; когда вместо ушедших на фронт вынуждены были встать на рабочие места женщины, старики и дети; когда стали приходить первые похоронки. Военные годы были тяжёлые. В простой крестьянской многодетной семье, мы с малого детства знали, что такое труд, ценили его. Приходилось делать всю необходимую работу: на лошадях возили сено для скота, воду, дрова. На уборке зерновых запрягали три лошади: две в паре и одна впереди, на ней сидел мальчишка и регулировал. Колоски собирали. Было очень страшно! И так продолжалось до 1946 года. К работе относился очень ответственно, понимал, что это мой вклад в дело Победы. Но, несмотря на все невзгоды, мы всё же оставались ребятишками, играли в войну. Каждого коснулась война, никто не остался равнодушным к ней».
Слайд 12Родилась 7 августа 1932 года в местечке Кооп-Соок Бай-Тайгинском кожууне. В
1942 году закончила 3 класс. Дальше – труд.
Из воспоминаний: «Младшая сестрёнка родилась в 1941 году и 3 года не ходила, мы по очереди водились с ней. Кроме детей, в доме был больной дедушка, за которым тоже ухаживали. Взрослым помогали все дети: гребли сено, возили навоз, работали на скотном дворе, а по ночам стирали, убирались и вязали варежки. За ночь необходимо было связать 2-3 пары – это было задание для девочек. А утром – опять в поле, на скотный двор. Готовили лён для фронта. По ночам мама перешивала старые вещи для семьи. С соседями жили дружно. После победы был большой праздник».
Слайд 13Ортун –Назын Галина Хертековна.
Из воспоминаний: мать Ортун-Назын Оюу Анчиновна
(01.05.
1921 г.р.). Проживает в селе Тээли Бай-Тайгинского
Кожууна по улице Карла-Маркса, дом 15.
С 1940 по 1948 годы работала работником по
обслуживанию помещений прокуратуры Барун- Хемчикского
Кожууна. Одновременно с основной работой она работала
В артели по переработке шерсти, шила дубленки, вязала валенки
Для советской армии. Родители под лозунгом”Все для фронта”
Организовывали помощь фронтовикам.
В марте 2005 года награждена медалью к 60-й годовщине
Великой Победы
6 апреля 2010 года тоже награждена юбилейной медалью к 650й
Годовщине Победы ВОВ
Слайд 14Их объединяет война
и юность
Хертек Шойгу Дозурашовна Ортун-Назын Оюу
Анчиновна Хертек Калгаш Сандановна
Шагдыр Оолак Хертекович
Саая Серен Чымбаевна
Слайд 15Дети и война - два несовместимых понятия. Но дети жили и
работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом стараясь приблизить победу.
Любая война - это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое - жизнь детей.
Слайд 16Результат исследования.
Таким образом, мы собрали и изучили материалы воспоминаний людей, переживших
Великую Отечественную войну в детском возрасте.
В неё вошли:
Записи воспоминаний.
Оформление стенда «Дети войны».
Папка с поисково-исследовательской работой.
Слайд 17Заключение.
Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким
будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Слайд 18По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память
сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Слайд 19Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей,
родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.
Слайд 20Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните!
Какой ценой завоёвано счастье, – Пожалуйста,
помните!
Р. Рождественский
Слайд 21Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 6;
Караев
Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982
Переверзева Т. Узники фашистских лагерей – их детство опалила война/ Т. Переверзева// Маяк – 2009 – №38 – С.3;
Воспоминания ветеранов;
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.ru
www.otvoyna.ru
Список литературы: