Презентация, доклад на тему Чувашский народный костюм

Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Национальный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса,

Слайд 1Районный конкурс детского творчества
"Саратовский край-люби его и воспевай".
Номинация
"Воспевая волжские просторы".
Чувашский

народный костюм

АВТОРЫ: учащиеся 11 класа
МКОУ СОШ с. Комаровка
Григорова Екатерина,
Савченко Валерий
Руководитель: Степанова Ольга
Владимировна, учитель истории,
обществознания

Комаровка, 2013

Районный конкурс детского творчества

Слайд 2Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Национальный

костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Многочисленные порой уникальные формы чувашского костюма хранятся в виде разобщенных экспонатов в фондах ведущих музеев Чувашии, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Уфы, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Национальный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной

Слайд 3  Холст домашний, как снежок, Ровен, бел. Вот на нем еще стежок Заалел. Рукоделье волшебство, В нем

– мечты, И любовь, и торжество красоты. П. Хузангай
       Холст домашний, как снежок, Ровен, бел. Вот на нем еще стежок

Слайд 4Народный чувашский костюм



-памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в

разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
Народный чувашский костюм -памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде

Слайд 5В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и

штаны с широким шагом – йем. Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар).
 
 
 

Чувашский женский костюм

В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем.

Слайд 6В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами

кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.

Чувашский женский костюм

В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти

Слайд 7Головные уборы и украшения
В завершенности женского костюма большую роль играют головные

уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Головные уборы и украшенияВ завершенности женского костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин

Слайд 8Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в

очень древние времена. Но  во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гривн, различных подвесок, монетами.

Из истории…

Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но  во время

Слайд 9Бисер
Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и

женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас  тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно голубого до голубого), белый и желтый.
БисерБисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до

Слайд 10 Надела я рубашку белую,
Рукава,

подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.
Старинная народная песня,
записана Н.И. Ашмариным

Надела я рубашку белую,	Рукава, подол в письменах.	Я узор рукавов читала

Слайд 11В этой народной песне поется о знаках, очевидно рунах, используемых в

вышивках чувашских костюмов. Руническое письмо, применяемое в вышивке, это всего лишь один из уровней символики, заложенной в народной вышивке. Основной же пласт символических значений лежит в самом расположении орнаментов и их сакральных значениях.
 
В этой народной песне поется о знаках, очевидно рунах, используемых в вышивках чувашских костюмов. Руническое письмо, применяемое

Слайд 12Праздничная одежда девочки
Праздничная одежда маленькой девочки нарядна, но проста. Декор –

это несложный узор или готовая тесьма, отороченная по подолу. Несложные украшения из тесьмы и бус украшают детскую головку. Девочка постарше носит украшение сара, вышитое несколько наивным полуреалистическим стилем.

Праздничная одежда девочкиПраздничная одежда маленькой девочки нарядна, но проста. Декор – это несложный узор или готовая тесьма,

Слайд 13Девочки с пяти - шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам

многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами.
Девочки с пяти - шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства,

Слайд 14Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа

  отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды.
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа   отдельных частей одежды и украшений

Слайд 15Ресурсы:
· Акимова Т. М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш //

Труды Нижне-Волжского обл. науч. об-ва краеведения. Вып. 35. Ч. 5. — Саратов, 1928. — С. 25-39. Илл.
· Акимова Т. М. Женские головные уборы саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского краевого музея. Вып. 1. — Саратов, 1929. — С. 45-56.
· Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1960.
· Денисов П. В. Национальная одежда низовых чуваш южных районов Чувашской АССР // УЗ ЧНИИ. Вып. ХI. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. С. 210—251.
· Женская одежда чувашей Саратовского края. Каталог (по материалам Саратовского областного музея краеведения). / Сост. В. В. Гольтяева — Саратов, 1986.
· Иванов Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма // Вопросы истории и теории искусств: Сб. научн. тр. / ЧНИИЯЛИЭ. — Чебоксары, 1992. С. 159—182.
· Иванов Г. Н. Материалы к изучению традиционного костюма саратовских чувашей // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. II. — Чебоксары, 1996. С. 90-112.
· Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 148—168.
· Орков Г.Н. О традиционном костюме чувашей Самарской Луки // Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. III. — Чебоксары, 1997. С. 169—200.
· Орков Г.Н. Изобразительные материалы по чувашскому народному костюму (Графика и живопись XVIII–начала XX вв.) // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Сб. статей. Чебоксары, 1997. С. 88 – 117.

Ресурсы:· Акимова Т. М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского обл. науч. об-ва краеведения.

Слайд 16gov.cap.ru/
www.slavyanskaya-kultura.ru/.
knowledge.allbest.ru/

gov.cap.ru/ www.slavyanskaya-kultura.ru/. knowledge.allbest.ru/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть