Презентация, доклад на тему Быт и нравы Московской Руси времен Ивана Грозного

Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим, каковыми были основные

Слайд 1Быт и нравы Московской Руси времен Ивана Грозного»
Кашира
2019 год
Гудкова Ирина Сергеевна

Быт и нравы Московской Руси времен Ивана Грозного»Кашира2019 годГудкова Ирина Сергеевна

Слайд 2Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления

Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим, каковыми были основные сферы жизни русского, в частности Московского общества в течение периода московской государственности эпохи Ивана Грозного.
Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ

Слайд 3Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и

культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени.
С образованием Московского централизованного государства началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI веке к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Середина 40-ых годов ознаменовала начало второго периода царствования государя Ивана IV Грозного. В 1545-1547 годах произошли несколько событий, подчеркнувших переход всей полноты власти к молодому государю. Иван Васильевич 16 января 1547 года впервые в российской истории принял титул царя.
Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую

Слайд 4Иван Грозный (европейская гравюра на дереве. век). XVI.
С годами Иван IV

Грозный приобрел некоторый опыт в государственных делах и начал единолично руководить Московским государством. Главной линией его политического курса стало доведение личной власти до уровня неограниченного самодержавия внутри страны и максимально возможное ее распространение за пределы Московской Руси путем завоеваний. Планы царя совпадали со стремлениями дворянства получить военную добычу и новые земельные владения за счет Ливонской войны, начавшейся в 50-ых годах. Вскоре Иван IV Грозный убедился в необходимости политики "крутых мер". 3 декабря 1564 года он подписал отречение от престола и уехал в Александровскую слободу. Москва стояла на грани народных волнений. Боярская дума уговорила Ивана IV Грозного вернуться на престол. Царь вернулся и теперь он начал проводить в жизнь причудливый политический эксперимент, именуемый "опричниной".
Вся эпоха существования опричнины - это время постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами.

Иван Грозный (европейская гравюра на дереве. век). XVI.С годами Иван IV Грозный приобрел некоторый опыт в государственных

Слайд 5Государь предпочел Кремлю более изолированную Александровскую слободу.
Опричное воинство, администрация и придворные

были главными жителями слободы, ставшей фактической столицей Московского государства. В новой крепости расположились опричные приказы: Разрядный, ведавший опричным войском; Розыскной, призванный карать изменников; Разбойный, руководивший органами местной власти — губными старостами на территории опричных владений
Государь предпочел Кремлю более изолированную Александровскую слободу.Опричное воинство, администрация и придворные были главными жителями слободы, ставшей фактической

Слайд 6При деде грозного царя, великом князе Иване III, помимо дворянского ополчения

появились пехотинцы, вооруженные огнестрельными «ручницами»; в XVI веке они стали называться стрельцами. Стрелецкие полки-«приказы» (по 500–1000 человек) составляли гарнизоны городов, несли полицейскую службу. Московские стрельцы не только участвовали в походах, но и несли дворцовую службу, охраняли царскую казну, составляли своего рода почетный караул при встрече иноземных послов.
Но, все же, основную силу как земской, так и опричной армии составляли провинциальные помещики — городовые дворяне и «дети боярские». Дворянские «недоросли» уже с пятнадцати лет считались годными для службы, но небольшая отцовская «вотчинка» или поместье не могли обеспечить средства к существованию для всех подраставших сыновей. Безземельные служилые люди подавали челобитную с просьбой наделить их «поместейцем».

Царь. Иванов С.С. 16 век

При деде грозного царя, великом князе Иване III, помимо дворянского ополчения появились пехотинцы, вооруженные огнестрельными «ручницами»; в

Слайд 7Гордый самодержец именовал своих сподвижников «братией», так же как и они

«называют великого князя не иным именем, как брат»

В монастырях того времени, даже в самых богатых, насельники пользовались деревянной посудой: тарелками, братинами, ковшами, которые лишь украшали резьбой.
Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Главным блюдом монастырского рациона были щи, которые ели практически каждый день: и в постные, и в скоромные будни, и в праздники.
Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.
Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные. Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке была рыбная пища.

Гордый самодержец именовал своих сподвижников «братией», так же как и они «называют великого князя не иным именем,

Слайд 8Большое внимание уделялось одежде. Она должна была быть богатой. По одежде

судили о благополучии и месте московского дворянина в социальной иерархии. Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку.
Обычное название для верхней одежды - свита. Она могла быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). Порты заправлялись в сапоги. В верхнюю часть их продевался поясок-гашник, шнур или веревка для подвязывания. Штанины, напоминавшие по форме трубы, иначе назывались сопли (отсюда поговорка: «Видно сокола по полёту, добра молодца -- по соплям»). Зимой носили шубы. Знать носила шубы из куницы, соболя, чернобурки.
Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки.
Большое внимание уделялось одежде. Она должна была быть богатой. По одежде судили о благополучии и месте московского

Слайд 9Основу женского костюма составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с

длинными широкими рукавами (рукава назывались накапки). У дворянок запястья рукавов рубахи и накапки, а подол летника расшивались золотом, жемчугом. Вдоль одежды, на передней стороне делался разрез, который застегивался по самое горло, так как приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее.
Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были до пят, но пониже плеча имелись проймы, сквозь которые легко проходили руки, а остальная часть рукава висела.
В торжественных случаях знатные женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволокою. Она делалась из шелковой материи. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок, охабней, ферязей.
Женщины любили украшать голову и вместе с тем прикрывать волосы. По понятиям XVI-XVII вв., для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы. Они скрывали их такими головными уборами, как волосники, подъубрусники, убрусы, кики, кокошники.
Основу женского костюма составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами (рукава назывались накапки).

Слайд 10В XVI-XVII вв. порывы всякой веселости у высших сословий были подчинены

правилам церковного порядка. Во время праздников, самыми почитаемыми из которых считались Рождество и Пасха, девушкам и женщинам позволялись некоторые “вольности”. Однако развлечений у них было мало
Скоморохи были главными «затейниками» «на мирских свадьбах», где к «бесовским» песням прислушивались жених с невестой.
Представления с музыкой, плясками, паясничаньем, фокусами, дрессированными животными (медведями, собаками, козами) еще спустя столетие собирали зрителей в селах и городах сразу же после торжественных богослужений в храмах, а нередко и во время службы. И знать, и простолюдины по-прежнему приглашали скоморохов на свои домашние торжества.
В XVI-XVII вв. порывы всякой веселости у высших сословий были подчинены правилам церковного порядка. Во время праздников,

Слайд 11"Домострой" - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений

внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. "Домострой" регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинением строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность.
«Домострой» оказал существенное влияние на быт и нравы русских людей в допетровскую эпоху, особенно людей знатных.

В духовной жизни русских людей периода Московской Руси важнейшее место занимало христианство в его восточной православной форме. Религией была пронизана вся русская культура. Но, тем не менее, перенятая от Византии, христианская культура до определенного предела находилась под влиянием дохристианских народных мотивов.
Хотя русская культура XVI века была в основе самодостаточной, она подвергалась внешним влияниям. Дух византийского христианства, поддерживаемый церковью, нашел должное воплощение на русской почве во многих видах искусства.
Русская икона появилась в результате усвоения и творческой переработки византийской культуры.


Слайд 12Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV—XVI

вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.
Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве

Слайд 13Период Московской Руси продолжался в России более 200 лет. В нем

было много как положительных, так и отрицательных моментов. Но в любом случае он является частью нашей истории, а поэтому достоин уважения.

«История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего… Вымыслы нравятся, но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина».
Н.М.Карамзин

Период Московской Руси продолжался в России более 200 лет. В нем было много как положительных, так и

Слайд 14Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть