Слайд 1Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая
в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозную общину).
Слайд 3Бу́дда Ша́кьямуни (563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец
из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий.
Слайд 4Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма/ Сиддха́ртха Гаута́ма (потомок Готамы, успешный
в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»).
Слайд 5Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни,
его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти.
Слайд 6Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до
его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей».
Санса́ра или самса́ра («блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я».
Слайд 8Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был Шуддходана, раджа одного из
маленьких индийских княжеств. Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.
Слайд 9Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на
его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым Буддой. Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу.
Слайд 10Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец
и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни. Однажды, на 30ом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
Слайд 11Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение
и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
Слайд 12Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде
говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».
Слайд 13Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню
на улице. Сиддхартха покинул Раджагриху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. Сиддхартха пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело.
Слайд 14После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из
детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.
Слайд 15Дальше он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг
рощи неподалёку от Гайи.
Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдет Истины.
Слайд 16Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить
его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил. После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины.
Слайд 17Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин». Четыре благородные истины
кратко можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь.
Слайд 18Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению
новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости). Важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать "срединному пути", не вдаваясь в крайности.
Слайд 19Состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо бодхи (пробуждением)
и имеет своим следствием ниббану (санскр. нирвану). Точнее говоря, нирвана - это один из аспектов пробуждения (важнейший его аспект). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».
Слайд 20Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму (Учение)
миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.
Слайд 21Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг
в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц и людоедов.
Слайд 22В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны.
Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя.
Слайд 23Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а
следовать за учением, Дхармой.
Слайд 24Следовать «срединному пути» (Восьмеричному пути) — значит держать золотую середину между
физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями; значит не впадать в крайности.
"Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение."
Слайд 25Восьмеричный Путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и
освобождению от сансары. Лежит, согласно срединному пути, посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием. «Путь» не следует понимать линейно, как простое перешагивание со ступеньки на ступеньку. Это, скорее, развитие по спирали. Все составляющие части важны на протяжении всего Пути и должны практиковаться постоянно.
Слайд 26
Мудрость
I. Правильное воззрение
II. Правильное намерение
Нравственность
III. Правильная речь
IV. Правильное поведение
V. Правильный образ
жизни
Духовная дисциплина
VI. Правильное усилие
VII. Правильное памятование
VIII. Правильное сосредоточение
Слайд 28Правильное воззрение в первую очередь включает в себя постижение четырёх благородных
истин. После этого буддисту необходимо постигнуть и прочие основные положения учения, которые необходимо «внутренне пережить» и реализовать в виде главной мотивации своего поведения.
Слайд 29Правильное намерение
Буддисту необходимо принять твердое решение следовать буддийскому пути, ведущему к
освобождению и нирване. Также ему необходимо выращивать в себе метту — любящую доброту по отношению ко всем живым существам.
Слайд 30Правильная речь включает в себя отказ от лжи, неприличных и грубых
слов, непристойности, глупости, клеветы и сеющих распри слухов.
Слайд 31
Правильная речь означает:
1. Воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть
надёжным, не обманывать;
2. Воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
3. Воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
4. Воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.
Слайд 32Правильное поведение
Буддисту необходимо отказаться от убийства, воровства и неправильного поведения
в целом. Мирянам необходимо придерживаться пяти заповедей: воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения. Соблюдение этих заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях — социальном, психологическом, кармическом и созерцательном. Потребность учитывать чувства других живых существ.
Слайд 33Правильный образ жизни
В первую очередь в это понятие входит отказ от
профессии, причиняющей страдания живым существам. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями.
Слайд 34Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности:
- связанными с торговлей
живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция;
- так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них;
связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ;
- связанными с одурманивающими веществами: производство алкоголя и наркотиков, торговля ими;
- любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество
Слайд 35Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши.
Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.
Слайд 36Последующие три этапа обычно используются монахами в их психопрактиках.
Правильное усилие включает
в себя стремление сосредоточить свои силы и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение.
Слайд 37Правильное памятование включает в себя «осознавание собственного тела, ощущений, ума и
ментальных объ ектов» с целью достижения «непрерывной осознанности». В качестве методов используется шаматха (успокоение сознания и устранение аффектов) и випашьяна (созерцание, направленное на закрепление позитивных и устранение негативных состояний сознания).
Слайд 38Правильное сосредоточение включает в себя глубокую медитацию или дхьяну (во всех
индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности), а также развитие концентрации и ведёт к достижению предельной созерцательности или самадхи, а затем и к освобождению.
Слайд 39
Мудрость
I. Правильное воззрение
II. Правильное намерение
Нравственность
III. Правильная речь
IV. Правильное поведение
V. Правильный образ
жизни
Духовная дисциплина
VI. Правильное усилие
VII. Правильное памятование
VIII. Правильное сосредоточение