Слайд 1Активация познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания.
Учитель истории
и обществознания Королева Екатерина Витальевна
СОШ № 4.
Слайд 2«Подлинное
«Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только
ценой самостоятельных усилий»
Франц Хофман
Слайд 3К.Д. Ушинский назвал педагогическую деятельность одним «......из видов практического искусства».
Образование -
это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
Слайд 4«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не
одной памяти», -
писал Л.Н. Толстой.
Только общество, знающее свою историю, развивается гармонично, поскольку она «....помогает угадывать под оболочкой современных событий аналогию с прошедшим и постигать смысл современных явлений» Т.Грановский
Слайд 5Главная цель моей системы работы может быть выражена словами Т.С.Альтшуллера:
«Кем
бы вы не стали в жизни, вам всегда будет нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать».
Слайд 6Основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
1. Принцип самоактуализации;
2. Принцип индивидуальности;
3. Принцип творчества и успеха;
4. Принцип доверия и поддержки.
Слайд 7Использование различных методов обучения:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности;
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
3. Методы контроля;
4. Алгоритмизация;
5. Система творческих знаний;
6. Моделирование;
7. Мозговой штурм;
8. Эвристическая беседа;
9. Деловые игры;
10 Дискуссия на уроках истории и обществознания.
Слайд 8 Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Слайд 9 Метод проектов один из самых результативных
и прогрессивных педагогических технологий.
Метод проектов служит для развития познавательных навыков учащихся , критического мышления, умения самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Слайд 10
Условиями формирования познавательной активности учащихся
и
научного мышления является
организация исследовательской деятельности как на уроках,
так и во внеурочное время.
Слайд 11 В своей практике
я применяю метод проекта в процессе преподавания
истории с учётом возрастных особенностей школьников.
5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование.
Примеры: при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать "клинописью" на глиняных табличках.
Слайд 12 7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным
и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.).
Слайд 13 9 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование, презентации в
форме ток-шоу, видеороликов. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием (аннотирование – вторичная обработка письменной информации), создание текстового материала и публичная защита с презентацией.
Примеры: учащимся предлагаются темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. ("Кто строил курганы?", "Какая была Земля в представлении людей древности?", "Возможно ли сегодня восстановить монархию в России?" и т.п.).
Слайд 14Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет будущим выпускникам реализовать личный творческий
потенциал в дальнейшей.