Презентация, доклад на тему Уроки по информатике в 8-ом классе. Тема урока : Алгоритмизация и программирование.

Содержание

Алгоритмизация и программирование

Слайд 1МКОУ Мазурская ООШ Уроки по информатике в 8-ом классе. Тема урока : Алгоритмизация

и программирование. Подготовил урок: Учитель информатики : Лазарев Д.Н.
МКОУ Мазурская ООШ Уроки по информатике в 8-ом классе. Тема урока : Алгоритмизация и программирование. Подготовил урок:

Слайд 2Алгоритмизация и программирование

Алгоритмизация  и программирование

Слайд 3История
Исторически термин «алгоритм» произошел от фамилии арабского (узбекского) математика IX века

аль-Хорезми (полное имя — Абу Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми).
Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Имя аль-Хорезми указывает на его родину — среднеазиатское государство Хорезм.
Им было написано первое руководство по арифметике, основанное на позиционном принципе.

ИсторияИсторически термин «алгоритм» произошел от фамилии арабского (узбекского) математика IX века аль-Хорезми (полное имя — Абу Абдулла

Слайд 4Алгоритм
это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих

от исходных данных к искомому результату.
это точно определенная последовательность простых действий, обеспечивающих решение любой задачи из некоторого класса.
Алгоритмэто понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату.это

Слайд 5Свойства алгоритма
Дискретность – пошаговый характер выполнения алгоритма. Переход к следующему шагу

происходит только тогда, когда закончен предыдущий.
Точность – команды, которые описывает алгоритм должны быть однозначно интерпретированы исполнителем.
Свойства алгоритмаДискретность – пошаговый характер выполнения алгоритма. Переход к следующему шагу происходит только тогда, когда закончен предыдущий.Точность

Слайд 6Свойства алгоритма
Понятность – алгоритм должен быть описан в доступных действиях для

исполнителя.
Конечность – алгоритм должен приводить к какому – либо результату.
Массовость – алгоритм распределяется на конечную последовательность исходных данных.
Свойства алгоритмаПонятность – алгоритм должен быть описан в доступных действиях для исполнителя.Конечность – алгоритм должен приводить к

Слайд 7Исполнитель алгоритма
это субъект или устройство, способное правильно интерпретировать описание алгоритма и

выполнить содержащийся в нем перечень действий.
Исполнитель алгоритмаэто субъект или устройство, способное правильно интерпретировать описание алгоритма и выполнить содержащийся в нем перечень действий.

Слайд 8Этапы решения задач на ЭВМ
Техническое задание (постановка задачи).
Формализация (математическая постановка задачи).
Выбор

(или разработка) метода решения.
Разработка алгоритма (алгоритмизация).
Выбор языка программирования.
Структура данных.
Оптимизация.
Подготовка отладки.
Тесты и методы «ручной» проверки.
Запись программы на языке программирования.
Тестирование и отладка программы.
Вычисление и обработка результатов.
Документирование.
Этапы решения задач на ЭВМТехническое задание (постановка задачи).Формализация (математическая постановка задачи).Выбор (или разработка) метода решения.Разработка алгоритма (алгоритмизация).Выбор

Слайд 9Способы записи алгоритма
Словесно – строчный
Блок – схема
Язык программирования

Способы записи алгоритмаСловесно – строчныйБлок – схемаЯзык программирования

Слайд 10Словесно – строчная запись
Пример суммирование двух чисел
Начало.
Ввести А, В.
С:=А+В.
Печать С.
Конец.

Словесно – строчная записьПример суммирование двух чиселНачало.Ввести А, В.С:=А+В.Печать С.Конец.

Слайд 11Блок схема – это схема, состоящая из древнегреческих фигур, каждая из

которых отвечает за определенное действие алгоритма

Процесс (Вычислительный блок)

Ввод – вывод данных

Пуск – остановка (начало-конец)

Решение (Логический блок)

Модификация (заголовок цикла)

Пример

Блок схема – это схема, состоящая из древнегреческих фигур, каждая из которых отвечает за определенное действие алгоритмаПроцесс

Слайд 12Язык программирования (Паскаль)
program massiv;
uses crt;
var
X : array [1..100] of real;

i: integer;
summa: real;
begin
randomize;
for i:=1 to 100 do
begin
X[i]:=random;
writeln(X[i]);
summa:=summa+X[i];
end;
writeln;
writeln(summa);
end.
Язык программирования (Паскаль)program massiv;uses crt;var X : array [1..100] of real; i: integer; summa: real;begin randomize; for

Слайд 13Виды алгоритмов
Линейный – обеспечивает последовательность действий, при котором команды выполняются в

порядке следования.
Виды алгоритмовЛинейный – обеспечивает последовательность действий, при котором команды выполняются в порядке следования.

Слайд 14Виды алгоритмов
Разветвляющийся – обеспечивает выполнение серии команд в зависимости от результата

проверки истинности условия.

Условие (полное)

Условие (неполное)

Виды алгоритмовРазветвляющийся – обеспечивает выполнение серии команд в зависимости от результата проверки истинности условия.Условие (полное)Условие (неполное)

Слайд 15Виды алгоритмов
Циклический – обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий (тела цикла).


Цикл
с параметрами
(пошаговый)

Цикл
с предусловием

Цикл
с постусловием

Виды алгоритмовЦиклический – обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий (тела цикла). Цикл с параметрами(пошаговый)Цикл с предусловиемЦикл с

Слайд 16Язык программирования Pascal
В широком смысле язык программирования – это фиксированная система

обозначений и правил для алгоритмов и структур данных. Основой для языка программирования Pascal является латинский алфавит, десятичные цифры и правила, используемые для написания программ.

Язык программирования PascalВ широком смысле язык программирования – это фиксированная система обозначений и правил для алгоритмов и

Слайд 17Основные понятия языка программирования
Идентификатор – имя объекта, устанавливающее соответствие объекта некоторому

набору символов.
Например: f gh k1 (1k) d_r (d r d,r )
Константы – элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Описание констант осуществляется в разделе const.
Const k=8; m=19;

Основные понятия языка программирования Идентификатор – имя объекта, устанавливающее соответствие объекта некоторому набору символов. Например: 	f

Слайд 18Основные понятия языка программирования
Переменные – величины, которые могут менять свои значения

в процессе выполнения программы. Описание переменных осуществляется в разделе var.
Var g: integer;
st: string;
Тип данных – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.
Например: 5.9 и -7.456 относятся к вещественному типу (real), их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.д.

Основные понятия языка программирования Переменные – величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Описание

Слайд 19Типы данных
Типы данных делятся на стандартные и пользовательские.
Стандартные типы предложены разработчиками

системы программирования Turbo Pascal, например, Boolean, real, byte, string, char.

Типы данныхТипы данных делятся на стандартные и пользовательские.Стандартные типы предложены разработчиками системы программирования Turbo Pascal, например, Boolean,

Слайд 20Типы данных
Пользовательские типы данных разрабатывается пользователями системы, для обеспечения семантического контроля

вводимых данных, значительного улучшения наглядности программы, более легкого поиска ошибок и экономии памяти. К пользовательским относят перечисляемый и интервальный типы.
Type color=(red, blue, white, black, brown);
month=1..12;

Типы данныхПользовательские типы данных разрабатывается пользователями системы, для обеспечения семантического контроля вводимых данных, значительного улучшения наглядности программы,

Слайд 21Основные понятия языка программирования
Выражение – конструкция языка, задающая порядок выполнения действий

над элементами данных.
Операнд – элемент данных, над которыми производиться операция.
Операция – действия, которые необходимо выполнить над операндом.
Основные понятия языка программирования Выражение – конструкция языка, задающая порядок выполнения действий над элементами данных. Операнд –

Слайд 22Основные понятия языка программирования
Оператор – предложение языка Pascal, задающее полное описание

некоторого действия, которое необходимо выполнить.
Операторы в Pascal разделяются точкой с запятой (;).
Оператор присваивания (:=) А:=78;
Оператор вызова процедуры ClrScr; {вызов стандартной процедуры очистки экрана}

Основные понятия языка программирования Оператор – предложение языка Pascal, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить.

Слайд 23Операторы ввода-вывода
Read обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор

остается на месте. Readln обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор осуществляется перевод курсора на новую строку.
Write предназначена для вывода значений на экран. Writeln выводит значения данных на экран и перводит курсор в начало следующей строки.

Операторы ввода-выводаRead обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор остается на месте. Readln обеспечивает ввод

Слайд 24Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычисление площади треугольника по трем сторонам.
Program

zadacha (input, output);
var
a, b, c, p, s: real ;
begin
writeln (‘вв. знач. Сторон треугольника’);
readln (a, b, c);
p:=(a+b+c)/2;
s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln (‘площадь треугольника=’,s);
end

Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычисление площади треугольника по трем сторонам.Program zadacha (input, output);var a, b, c,

Слайд 25Решение задач с помощью линейного алгоритма
Найти среднее геометрическое и среднее арифметическое

двух чисел.
Program zadacha (input, output);
Var
a, b, sa, sq: real;
Begin
Writeln (‘введите значение двух чисел’);
Readln (a,b);
Sa:=(a+b)/2;
Sq:=sqrt(a*b);
Writeln (‘среднее арифметическое =’,sa, ‘среднее геометрическое =’,sq)
End.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаНайти среднее геометрическое и среднее арифметическое двух чисел.Program zadacha (input, output);Vara, b,

Слайд 26Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычисление гипотенузы и площади треугольника
Паскаль program

zadacha (input, output)
Var
a,d,s,g:real;
begin
writeln ( `введите значения двух катетов `);
readln (a,b);
s:=a*b/2;
g:= sqrt(a*a+b*b)
writeln (‘площадь = ‘,s, ’гипотенуза =’,g);
end.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычисление гипотенузы и площади треугольникаПаскаль program zadacha (input, output)Vara,d,s,g:real;begin writeln ( `введите

Слайд 27Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычислить длины медиан треугольника, заданного длинами

сторон.
Program zadacha (input,output);
var
a,b,c,m1,m2,m3:real;
begin
writeln (‘вв.знач. трез сторон треугольника’);
readln (a,b,c);
m1:=sqrt(2*a*a+2*b*b-c*c)/2;
m2:=sqrt(2*a*a+2*c*c-b*b)/2;
m3:=sqrt(2*b*b+2*c*c-a*a)/2
writeln (‘медианы= ’, m1,m2,m3);
end.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычислить длины медиан треугольника, заданного длинами сторон.Program zadacha (input,output);vara,b,c,m1,m2,m3:real;beginwriteln (‘вв.знач. трез сторон

Слайд 28Решение задач с помощью линейного алгоритма
Треугольник задан величинами своих углов и

радиусом описанной окружности. Вычислить длины сторон треугольника.
Program zadacha (input, output);
var
a1,b1,c1,r,a,b,c:real;
begin
writeln (‘введите значения a1,b1,c1,r’);
readln (a1,b1,c1,r);
a:=2*r*sin(a1);
b:=2*r*sin(b1);
c:=2*r*sin(c1);
writeln (‘длины сторон= ’, a, b, c);
end.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаТреугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Вычислить длины сторон

Слайд 29Решение задач с помощью линейного алгоритма
Смешали V1 литров воды с температурой

Т1 с V2 литрами с t T2. Вычислить t и объем полученной смеси.
Program zadacha (input, output);
Var
v1, t1, v2, t2, v, t:real;
begin
Writeln (‘введите значения v1, t1, v2,t2’);
Readln (v1, t1, v2, t2);
v:-v1+v2
t: = (v1*t1+v2*t2)/(v1+v2);
Writeln (‘V смеси = ’, v, ‘T смеси = ’, t);
end.


Решение задач с помощью линейного алгоритмаСмешали V1 литров воды с температурой Т1 с V2 литрами с t

Слайд 30Решение задач с помощью линейного алгоритма
Выделение цифр из заданного числа

Program zadacha

(input, output);
var
a, a1, c , d: integer;
begin
writeln (‘введите трехзначное число a’);
readln (a);
a1: = a mod 10;
d:=a div 10 mod 10;
c: = a div 100;
writeln (‘число единиц = ’, a1 , ‘ число десятков =’, d);
writeln (‘ число сотен = ‘ , c) ;
end.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаВыделение цифр из заданного числаProgram zadacha (input, output);vara, a1, c , d:

Слайд 31Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычислить сумму членов арифметической прогрессии, зная

её первый член, разность прогрессии и число членов.
program zadacha (input, output); var n: integer; a1, d, s:real; begin writeln (‘введите первый член, разность и число членов ариф. прогрессии’); readln (a1,d,n); s:=(2*a1 +d*(n-1))/2*n; writlen (‘сумма членов арифметической прогрессии’,s)
End.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычислить сумму членов арифметической прогрессии, зная её первый член, разность прогрессии и

Слайд 32Решение задач с помощью линейного алгоритма
Определить давление на грунт опоры, имеющей

форму основания в виде круга радиусом R с вырезанный из центра квадратом со стороной А. Масса опоры М.
program zadacha (input, output);
var
m,r,a,d :real;
begin
writeln (‘вв. массу, R осн., сторону опоры’);
readln (m,r,a);
d:=9.8*m/(pi*r*r-a*a);
Writeln (‘давление на грунт=’,d);
end.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаОпределить давление на грунт опоры, имеющей форму основания в виде круга радиусом

Слайд 33Решение задач с помощью линейного алгоритма
Дана, длина ребра куба. Найти площадь

грани, площадь полной поверхности и объем этого куба.
Program zadacha (input output);
Var
a, sg, sp, v, real;
begin
Writeln (`введите длину ребра куда);
Readln (a);
Sg: =a*a;
Sp: = 6*sg;
V: = a*a*a;
Writeln ( `S гр.= `, sg, `Sпов.= `, sp, `V куба = `, v) ;
End.

Решение задач с помощью линейного алгоритмаДана, длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем

Слайд 34Ветвление
Оператор условия If then else

нет>; предназначен для реализации простого ветвления алгоритма.
Оператор выбора Case <селектор> of
<значение1>:<оператор1>;
<значение2>:<оператор2>;
………………………………;
<значениеN>:<операторN>
Else <оператор - нет>;


ВетвлениеОператор условия If  then else ; предназначен для реализации простого ветвления алгоритма.Оператор выбора Case of			:;

Слайд 35Ветвление
Оператор Case используется при множественном разветвлении алгоритма, например, если необходимо по

числовому значению месяца указать время года (1, 2, 12 – зима; 3, 4, 5 – весна и т.д.).
program sezon;
var n: 1..12; {перечисляемый тип, здесь допускает только значения от 1 до 12 }
begin
writeln(‘Введите числовое значение месяца’);
readln(n);
case n of
1, 2, 12: writeln(‘зима’);
3..5: writeln(‘весна’);
6..8: writeln(‘лето’)
else writeln(‘осень’);
end.

ВетвлениеОператор Case используется при множественном разветвлении алгоритма, например, если необходимо по числовому значению месяца указать время года

Слайд 36Решение задач с помощью ветвления
Вычислить y=1/x
Program zadacha (input,output);
Var
x,y:real;
Begin
Writeln (‘введите значение переменной

x’);
Readln (x);
If x=0 then writeln (‘при х=0 решения нет’)
Else writeln (‘при х= ’,x,’ y=’, 1/x)
End.

Решение задач с помощью ветвленияВычислить y=1/xProgram zadacha (input,output);Varx,y:real;BeginWriteln (‘введите значение переменной x’);Readln (x);If x=0 then writeln (‘при

Слайд 37Решение задач с помощью ветвления
Даны два числа. Выдать на печать наибольшее

из них.
Program zadacha (input,output);
Var
a,b,s:real;
Begin
Writeln (‘вв. значение двух переменных а, в’);
Readln (a,b);
If a>b then s:= a else s:=b;
writeln (‘большее число = ‘ , s)
end.
Решение задач с помощью ветвленияДаны два числа. Выдать на печать наибольшее из них. Program zadacha (input,output);Vara,b,s:real;Begin Writeln

Слайд 38Решение задач с помощью ветвления
Составить алгоритм выбора наименьшего из трех различных

чисел.
Program zadacha (input,output);
Var
a, b, c, min :real
Begin
Writeln(`вв.знач. трех перемен a, b, c`)
Readln(a, b, c);
Min:=a;
If d If c< min then min:= c;
Writeln( ` наименование число =`, min)
End.

Решение задач с помощью ветвленияСоставить алгоритм выбора наименьшего из трех различных чисел.Program zadacha (input,output);Vara, b, c, min

Слайд 39Решение задач с помощью ветвления
Составить алгоритм, который для заданного числа x

определяет, принадлежит ли x отрезку [A,B] program zadacha (input, output); var a, b, x:real; begin writeln (‘ введите значение переменной x‘); readln (x); writeln (‘вв. Нач. и кон. Точки отрезка , a, в’); readln (a,d); If (xb) then writeln (‘точка не прин. отрезку’) else writeln (‘точка прин. отрезку’) end.

Решение задач с помощью ветвленияСоставить алгоритм, который для заданного числа x определяет, принадлежит ли x отрезку [A,B]

Слайд 40Решение задач с помощью ветвления
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ
Program zadacha (input,output);
VAR
A,B,C,D,X1,X2,Х:REAL;
BEGIN
Writeln(‘ВВ. КОЭФ. КВАДР.

УРАВНЕНИЯ a,b,c’);
Readln (a,b,c);
D:=b*b-4*a*c;
If d>0 then begin
X1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
X2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
Writeln (‘x1=’,x1, ‘x2=’, x2)
End
Else if d=0 then begin x:=(-b)/(2*a);
Writeln (‘x=’,x)
End
Else Writeln (‘уравнение не имеет корней’)
End.

Решение задач с помощью ветвленияРЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯProgram zadacha (input,output);VARA,B,C,D,X1,X2,Х:REAL;BEGINWriteln(‘ВВ. КОЭФ. КВАДР. УРАВНЕНИЯ a,b,c’);Readln (a,b,c);D:=b*b-4*a*c;If d>0 then beginX1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);X2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);Writeln

Слайд 41Решение задач с помощью ветвления
Определение номера четверти плоскости
Program zadacha (input, output);
Var


x,y:real;
Begin
Writeln (‘введите координаты точки x,y ‘ );
Readln (x,y);
If (x>0) and (y>0)
Then k:=1
Else if (x<0) and (y>0) then k:=2
Else if (x<0) and (y<0)
Then k:=3
Else k:=4;
Writeln (‘точка находится в ‘ ,k, ‘ четверти ‘)
End.

Решение задач с помощью ветвленияОпределение номера четверти плоскостиProgram zadacha (input, output);Var x,y:real;BeginWriteln (‘введите координаты точки x,y ‘

Слайд 42Решение задач с помощью ветвления
Для данного N составить алгоритм вычисления факториала

N!=1*2*3*….*N.
Program zadacha
Var
F,I,n:integer;
begin
Writeln (‘введите натуральное число N’);
Readln (n);
F:=1;
For i:=1 to n do f:=f*I;
Writeln (n,’!=’,f)
End.

Решение задач с помощью ветвленияДля данного N составить алгоритм вычисления факториала N!=1*2*3*….*N.Program zadachaVarF,I,n:integer;beginWriteln (‘введите натуральное число N’);Readln

Слайд 43Решение задач с помощью ветвления
Среди чисел 1

Найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению.
Program zadacha (input, output);
Var
k, a, b: integer;
begin
k:=0
for a:=1 to 100 do
for b:= 1 to 100 do begin
if a+b=a*b then begin
k:= k+1;
Writeln (‘числа’, a, b)
end;
end
if k=0 then Writeln (‘таких чисел нет’)
end.

Решение задач с помощью ветвленияСреди чисел 1

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть