Слайд 1Раздел «Алгоритмизация и программирование»
Дисциплина "Информатика и ИКТ" (1 курс)
ГОУ СПО
ЯО Угличский механико-технологичский техникум
Слайд 2Основные понятия
Алгоритм – это понятное и точное указание исполнителю совершить последовательность
действий, направленных на решение поставленной задачи.
Исполнителем может быть человек и техническое устройство.
Примерами алгоритмов могут быть аптечные и поваренные рецепты, инструкции по эксплуатации бытовой техники, математические алгоритмы умножения, деления и др.
Слайд 3Свойства алгоритма
Дискретность – разделение информационного процесса в алгоритме на отдельные команды
(шаги).
Понятность – алгоритм должен составляться в расчете на конкретного исполнителя с учетом его возможностей.
Определенность – команды должны быть предельно четкими и однозначными.
Конечность – любой алгоритм должен завершиться за конечное число шагов.
Корректность - любой алгоритм создан для решения определенной задачи. Решение будет правильным для любых допустимых исходных данных.
Массовость – алгоритм может применяться для многократного решения при различных наборов исходных данных
Слайд 4Способы описания алгоритмов
Словесный – на алгоритмическом
языке, на языке программирования;
Input x,
y
P=x*y
S=x+y
Print S, P,
Графический – с помощью
блок – схем.
Слайд 5Стандартные обозначения, принятые в блок схемах
Слайд 6Стандартные обозначения, принятые в блок схемах
Слайд 8Линейный алгоритм
Алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно,
без пропусков и повторений называется линейным.
Линейный алгоритм решения имеют простейшие задачи.
Действие 1
Действие 2
Действие 3
Слайд 9Пример 1. Вычислить площадь круга при заданном значении радиуса R.
Дано:
Математическая модель
R S = 3,14*R2
S-?
Блок – схема Программа на языке Бейсик
начало
конец
R
S
S=3,14*R2
Слайд 10
Даны два действительных числа x,y. Вычислить их сумму, разность, произведение и
частное.
Дано: Математическая модель
x, y S=x+y R= x-y P=x*y C=x/y
S, R, P, C
Блок – схема Программа на языке Бейсик
Слайд 11Задачи
Составить алгоритм вычисления площади треугольника со сторонами a,b,c (a,b,c –вещественные числа).
Вычислить
периметр и площадь прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов.
Даны два действительных числа x,y. Вычислить их сумму, разность, произведение и частное.
Три сопротивления R1, R2, R 3 соединены параллельно. Найти сопротивление соединения Rобщ.
Слайд 12
Даны два действительных числа x,y. Вычислить их сумму, разность, произведение и
частное.
Дано: Математическая модель
x, y S=x+y R= x-y P=x*y C=x/y
S, R, P, C
Блок – схема Программа на языке программирования
Слайд 13Язык программирования QBasic
Оператор INPUT (ввод) позволяет присвоить значение переменным с клавиатуры
во время выполнения программы.
Формат записи оператора
INPUT«комментарий»;список переменных
Пример записи оператора
INPUT«ввести значение х1,х2,х3»;х1,х2,х3
Слайд 14Язык программирования QBasic
Оператор PRINT (вывод) позволяет вывести информацию в зонном (,)
и уплотненном формате(;).
Формат записи оператора
PRINT список выражений
Пример записи оператора
PRINT 20,А,В;2
Слайд 15Язык программирования QBasic
Оператор REM является строкой комментария.
Формат записи оператора
REM комментарий
Пример записи
оператора
REM вычисление суммы 3 чисел
Слайд 16Язык программирования QBasic
Оператор END (конец) завершает выполнение программы, закрывает все файлы,
не выходя из системы QBasic
Формат записи оператора
END
Слайд 17Математические функции
и выражения
Слайд 18Пример 1. Написать программу вычисления площади круга при заданном значении радиуса
R.
Дано: Математическая модель
R S = 3,14*R2
S-?
Блок – схема На языке Бейсик
начало
конец
R
S
S=3,14*R2
REM вычисление площади круга
INPUT«ввести значение радиуса R»;R
S=3,14*R^2
PRINT S
END
Слайд 19
Задача 3. Даны два действительных числа x,y. Вычислить их сумму, разность,
произведение и частное.
Дано: Математическая модель
x, y S=x+y R= x-y P=x*y C=x/y
S, R, P, C
Блок – схема Программа на языке программирования
REM вычисление суммы, разности, произведения частного Х,Y
INPUT «ввести значение x, y»; x, y
P=x*y
C=x/y
S=x+y
R= x-y
PRINT S, R, P, C
END
Слайд 20Задачи для самостоятельной работы
1. Дана длина ребра куба. Найти площадь грани,
площадь полной поверхности и объем этого куба.
2. Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.
3. Вычислить корни квадратного уравнения a*x^2+b*x+c=0, заданного коэффициентами a, b, c. Предполагается а≠0 и D>0.
4. Полторы кошки за полтора часа съедают полторы мышки. Сколько мышек съедят Х кошек заY часов.
Слайд 21Задачи для самостоятельной работы
Слайд 24Работа с символьными данными
Выделение определенной части символьного выражения – функции LEFT$,
MID$, RIGHT$.
Замена части символьного выражения – оператор MID$.
Обработка числовой информации в тексте –функцииVAL и STR$.
Определение количественных характеристик символьных строк – функции LEN и INSTR.
И др.
Слайд 25Функции
LEN(X$) – вычисляет длину строки символов X$;
INSTR(I,X$,Y$) – отыскивает место
первого появления строки символов Y$ в строке X$ и выдает номер позиции, на которой она была найдена. I- номер позиции, с которой должен начаться поиск. Если I отсутствует, то поиск начинается с первой позиции
Слайд 26Выделение определенной части символьного выражения
Имеются три функции, которые позволяют выделить определенную
часть символьного выражения: правую RIGHT$, левую- LEFT$, среднюю MID$.
Формат записи функции LEFT$:
LEFT$(x$,n), где x$-исходное символьное выражение; n – количество символов, выделяемых из символьного выражения, начиная с крайнего левого символа текстовой строки.
Слайд 27Формат записи функции MID$,
MID$ (x$, n, m), x$- исходное символьное
выражение, n- определяет начальную позицию символьного выражения, начиная с которой будет выделена подстрока, m – длина подстроки.
Например.
x$=«Колесо»
PRINT MID$ (x$, 2, 3)
Слайд 28Формат записи функции RIGHT$
RIGHT$(x$, n ) ,где x$-исходное символьное выражение; n
– количество символов, выделяемых из символьного выражения, начиная с крайнего правого символа текстовой строки.
Слайд 29Задания
1. Используя функции LEFT$, MID$, RIGHT$, составить свою фамилию из 4
слов.
Например. «Иванова» из слов «диван», «коза», «ворона», «лак».
A$= «диван»
B$= «коза»
C$= «ворона»
D$= «лак»
PRINT MID$(A$,2,4);MID$(B$,2,1);LEFT$(C$,1); MID$(D$,2,1)
Слайд 30Задание
2. Зашифровать фразу «завтра не учимся», используя 8 слов.
Слайд 31Обработка графической информации
Слайд 32Работа с графической информацией
Графические программные средства позволяют создавать на экране дисплея
сложные изображения с различной глубиной свечения точек, а также выводить одновременно с графической текстовую информацию.
Слайд 33Операторы и функции, используемые при работе с графикой.
Слайд 34Оператор SCREEN
Устанавливает режим и параметры работы дисплея.
Формат записи
SCREEN{1 2} [,[цветное
изображение][,[активная страница][, отображаемая страница]]]
{ }- указывается параметр выбора
[ ] - параметр не обязательный
Слайд 35Оператор SCREEN
SCREEN 1,0 – цветное изображение
SCREEN 1,1 – средняя разрешающая способность,
ширина текстовой строки 40 колонок
SCREEN 2 -средняя разрешающая способность, ширина текстовой строки 80 колонок
SCREEN 0,0,0 – переход от графического режима к текстовому.
Слайд 36Оператор COLOR
Позволяет выбрать фон и палитру цветов для переднего плана.
Формат записи
оператора
COLOR[фон] [, палитра цветов переднего плана]
Для цветного изображения фон выбирается из таблицы
Слайд 37Цвета, используемые при цветном графическом режиме
Слайд 38Оператор LINE
Позволяет начертить отрезок, линию или прямоугольник.
Формат записи
LINE[(x1,y1)] - (x2,y2) [,[цвет][,[B[F]]
,
где (x1,y1), (x2,y2) – координаты точек начала и конца отрезка;
B[F] – рисуется прямоугольник (закрашенный).
Если (x1,y1) отсутствует, то в качестве начальной точки используется координата точки, которая последней участвовала в обработке.
Слайд 39Оператор CIRCLE
Позволяет получить на экране дисплея эллипс, круг.
Формат записи
CIRCLE (x1,y1),R[,[цвет][,[начало]
[,[конец][,сжатие]]]]
Где (x1,y1) – координаты центра эллипса, R – любое числовое выражение, значение которого задает большую полуось эллипса
Слайд 40Задание 1
Построить прямоугольник с помощью 4 линий.
SCREEN 2
KEY OFF: CLS очистка экрана
LINE
(200,50) - (400,50)
LINE – (400,100)
LINE – (200,100)
LINE – (200,50)
(200,50)
(200,100)
(400,100)
(400,50)
Слайд 41Задание 2
Построить три прямоугольника, вложенных друг в друга.
(79, 24)
(159, 49)
(239, 74)
(319,
Слайд 43Задание 4
Получение четырех эллипсов.
REM
SCREEN 1
KEY OFF: CLS
CIRCLE (100,100), 100
CIRCLE (100,100), 100,
1, , , 3/10
CIRCLE (100,100), 100, 2, , , 4/10
CIRCLE (100,100), 100, 3, , , 5/10
END
Слайд 44Задание 5
Построение двух взаимно перпендикулярных эллипсов.
SCREEN 1
KEY OFF: CLS
CIRCLE (320,100), 50,
, , , 2
CIRCLE (320,100), 100, , , , 5/30
END
Слайд 45Задание 6
Варианты построения дуг эллипсов
SCREEN 2
KEY OFF: CLS
PI=3.14
CIRCLE (160,50), 50, ,
PI, PI/2
CIRCLE (160,50), 40, , PI/2 ,PI
CIRCLE (320,50), 50, ,-PI/2,- PI
CIRCLE (480,50), 40, , -PI, PI/2
CIRCLE (160,150), 50, , PI/2, PI/4
CIRCLE (160,150), 40, , PI/2 , -PI/4
CIRCLE (320,150), 50, , 0, PI/4
CIRCLE (480,150), 50, , PI/4 , -3/4*PI
CIRCLE (480,150), 40, , -PI/4, -3/4*PI
END
Слайд 49Нелинейные структурные элементы программ
В нелинейных частях программы используются операторы переходов, по
которым управление передается в нужное место программы.
По назначению операторы переходов делятся на две группы:
операторы для организаций ветвлений, которые позволяют выбрать одно из двух возможных направлений продолжения программы;
Операторы для организации циклов, позволяющих обращаться к группам операторов и выполнять несколько раз.
Слайд 50Операторы переходов
Организация ветвлений
Организация циклов
Безусловные переходы
Условные переходы
простых
сложных
GOSUB
GOTO
RETURN
IF – GOTO
IF – THEN –
Слайд 52Ветвлением называется такая алгоритмическая структура, в которой выбирается один из возможных
путей выполнения алгоритма с непременным выходом на общее продолжение.
Каждый такой путь называется ветвью алгоритма. Существует две
формы ветвления: полная, неполная.
Условие
Серия команд 1
Серия команд 2
Да
Нет
Условие
Серия команд 1
Да
Нет
Слайд 53
На алгоритмическом языке структура ветвление записывается в форме:
Если выполняется условие то
выполняется серия команд 1 иначе выполняется серия команд 2
Если выполняется условие то выполняется серия команд 1
Слайд 54
Условия могут быть простыми и сложными.
Простое условие – это выражение, составленное
из двух переменных, арифметических выражений или двух текстовых величин, связанных одним из знаков сравнения (< > = <= >= < >)
Слайд 55
Сложное условие – это последовательность простых условий, объединенных между собой знаками
логических операций (AND, OR, NOT). Например, 7 7
Слайд 56Ветвление на языке Бейсик
IF условие THEN действие1 ELSE действие2
Слайд 57Дано
А,В,С – некоторые числа.
Найти: Х1, Х2
Математическая модель.
D=B^2 – 4 * A
* C
Если D>0 то X1= (-B+SQR(D))/(2*A) и
X2= (-B-SQR(D))/(2*A) иначе «решений нет»
Задание 1
Найти корни квадратного уравнения a*x^2+b*x+c=0
Слайд 59Задание 2
Ввести значение переменной Х, если число больше 10 , то
вывести на экран «достаточно» иначе «мало».
Слайд 60Задание 3
Найти модуль числа Х.
Дано: Математическая модель:
Х Если Х
Слайд 64Циклы
Циклом называется программа (или часть программы), многократно выполняемая при заданном условии.
Цикл
охватывает последовательность операторов, заключенную между оператором перехода и оператором, который позволяет возвратиться на начало цикла.
Слайд 65Циклы на языке Бейсик
Общая структура арифметического цикла
Оператор FOR - TO
Последовательность операторов
оператор NEXT
Выход
Вход
Операторы FOR – TO (для – к ) и NEXT (следующий) предназначены для многократного выполнения операторов, заключенных в этом блоке.
Слайд 66
FOR переменная цикла = начальное значение цикла ТО
конечное значение цикла
STEP значение шага цикла,
Начальное и конечное значения цикла и шага могут быть записаны с помощью арифметических выражений. Значение шага может быть записаны как с положительным, так и с отрицательным знаком. Если STEP равен 1, то операнд может отсутствовать.
NEXT всегда заканчивает блок.
В операторе перечисляются переменные цикла, которые были указаны в операторе FOR – ТО.
Слайд 67Задание 1. Задана последовательность чисел от 1 до 10. Найти сумму
квадратов этих чисел. Составить алгоритм и программу.
Дано
[1; 10],
Step 1
Найти: S
Математическая модель:
S = 0,
I =1
Если, то S = S+I^2 данная последовательность повторяется до тех пор пока значение I не достигнет 10
Слайд 68
начало
конец
S=0
I=1
I>10
Напечатать
S
Да
Нет
S=S+I^2
I=I+1
1 шаг: I=1, S=1
2 шаг: I=2, S=5
3 шаг: I=3, S=14
4 шаг:
I=4, S=30
5 шаг: I=5, S=55
6 шаг: I=6, S=91
7 шаг: I=7, S=140
8 шаг: I=8, S=204
9 шаг: I=9, S=285
10 шаг: I=10, S=385
11 шаг: I=11 вывод S=385
Слайд 69Задание 2
Найти произведение членов последовательности 12,14,16,18,20,22.
Составить блок схему
Слайд 70Задание 1. Составить программу, подсчитывающую количество букв «А» в тексте.
REM Сколько
букв А в тексте
INPUT «Введите текст»; S$
L=LEN(S$)
K=0
FOR I=1 TO L
X$=MID$(S$,I,1)
IF X$=«А» THEN K=K+1
NEXT I
PRINT «в тексте», К , «букв А»
Слайд 71Используемая литература
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов.
– М.: Бином, 2007.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.