Слайд 1Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности учителя информатики
Выполнила: Шишикина Е.А.
Слайд 2Образовательные технологии
- это необходимый инструментарий современного школьного и вузовского преподавателя. В
них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования.
Слайд 3Причины введения новых технологий
Глобализация (процесс преодоления отчуждения как экономики любой страны
от мировой экономики, так и жизни отдельного человека от жизни человеческого рода в целом, поэтому характеризуется процессами становления и гармонизации многомерного мира во всех формах проявления)
Слайд 4Причины введения новых технологий
Открытость (становление открытого общества связывают с процессами массовой
социальной и межкультурной коммуникации, открытости новому знанию и новым технологиям, новым взглядам и культурам, новым условиям жизни и деятельности, новым способам общения и средствам реализации творческого потенциала)
Слайд 5Причины введения новых технологий
Неопределенность (требует от современного человека готовности к быстрой
смене жизни и деятельности, новым проблемам или неожиданным обстоятельствам)
Слайд 6Метод
Путь исследования или познания;
Совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения
действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Слайд 7Методика
Организующее начало в построении профессиональной деятельности педагога;
Источником появления новой методики чаще
всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности.
Слайд 8Технология
Процедурное воплощение компонентов организуемого педагогом процесса в виде системы действий;
Цикл или
алгоритм действий субъектов образовательного процесса;
Возможность построения педагогической системы на основе определенного набора приемов;
Редукция образовательных целей к целям деятельности конкретного педагога по реализации государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины или фрагмента образовательного процесса, организуемого для реализации образовательной программы и успешного ее освоения или для решения других, не менее важных образовательных задач;
Способ реализации конкретного процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса однозначно;
Конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временных и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей.
Слайд 9Виды технологий
Технологии обучения;
Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса;
Технологии актуализации потенциала
субъектов образовательного процесса;
Экспертно-оценочные технологии.
Слайд 10Технологии обучения
Технология модульного обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология контекстного обучения;
Технология обучения в сотрудничестве;
Технология
проведения семинара в форме диалога;
Технология «Дебаты»
Слайд 11Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса
Технология поиска информации;
Технология организации работы
студентов с учебной литературой (психологический аспект);
Портфолио – технология накопления и систематизации информации
Портфолио в вузе;
Технология организации контент-анализа;
Технология организации самостоятельной работы
Слайд 12Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса
Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды;
Технология
самопрезентации;
Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности;
Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде»;
Технология «Развитие компетентностей студентов в организации своей учебной деятельности»;
Тренинг диагностического мышления;
Технология развития критического мышления;
Технология повышения коммуникативной компетентности педагога
Слайд 13Экспертно-оценочные технологии
Технология рейтинга учебных достижений;
Технология создания оценочных материалов для итоговой государственной
аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подхода;
Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ;
Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя.
Слайд 14Технология модульного обучения
Сущность модульного обучения: организовать учебную деятельность в соответствии с
модульной учебной программой.
Содержание образования: законченные самостоятельные модули, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению.
Слайд 15Принципы модульного обучения
Принцип модульности;
Структуризация содержания обучения;
Опоры на методы деятельности участников учебного
процесса (формирование оперативных и действенных знаний);
Динамичность (свободное изменение содержания модуля);
Гибкость;
Перспектива;
Паритетность (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося);
Разносторонность методического консультирования.
Слайд 16Этапы подготовки модулей
Анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его
представления в модульном аппарате;
Постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных н достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей;
Разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности педагога и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям обучающихся;
Экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей.
Слайд 17Технология проблемного обучения
Психологической основой организации проблемного обучения является противоречие, возникающее в
сознании учащегося, между тем, что он знает, и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную педагогом проблему, выполнить проблемное задание или решить проблемную ситуацию.
Слайд 18Технология проблемного обучения
Обеспечивает:
Побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
Стимулирует проявляет
проявление активности, инициативы самостоятельности и творчества;
Развивает интуицию и мышление;
Учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;
Обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений – обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;
Вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета;
Приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;
Создает условия для творческой самореализации в учебном процессе.
Слайд 19Этапы организации проблемного обучения
Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном
материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению;
Анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным;
Разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;
Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;
Выдвижение гипотезы, поиск идеи решения;
Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого решения;
Проверка решения;
Конкретизация полученных результатов.
Слайд 20Технология контекстного обучения
- обучение, в котором с помощью всей системы дидактических
форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. (А.А.Вербицкий)
Слайд 21Технология контекстного обучения
Базовые формы деятельности:
Учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность)
с ведущей ролью лекции и семинара;
Квазипрофессиональная (деловые игры и другие игровые формы);
Учебно-профессиональная (производственная практика, «реальное» дипломное проектирование).
Слайд 22Кейс-технологии
- Обучение способам решения практико- ориентированных неструктурированных образовательных, научных или профессиональных
проблем.
Слайд 23Принципы разработки кейс-технологии
Соответствие кейса цели его создания и применения в образовательных
целях;
Актуальность и типичность отбираемых ситуаций или событий;
Определение уровня их сложности;
Демонстрация ярких примеров из каждого типа отбираемых событий и ситуаций;
Определение и раскрытие потенциала таких ситуаций в развитии аналитического мышления;
Дискуссионный характер обсуждения событий или способов решения жизненных ситуаций;
Отбор ситуаций, допускающих разные варианты решения.
Слайд 24Этапы создания кейс-технологии
Определить цель создания кейса;
Соотнести отобранные ситуации и события с
главной целью работы с этой информации;
Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса;
Собрать информацию и данные для кейса, используя различные источники;
Подготовить первичный материал для представления его в кейс;
Оформить кейс в каком-то определенном виде, доступном для других пользователей;
Обсудить кейс с привлечением как можно более широкой аудитории и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией;
Подготовить методические рекомендации по использованию кейса.
Слайд 25Технология обучения в сотрудничестве
Используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального
характера учебной деятельности субъектов и их стремлений исключительно к индивидуальным образовательным достижениям.
Слайд 26Технология обучения в сотрудничестве
Цель: формирование умений у субъектов образовательного процесса эффективно
работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов.
Виды: кооперация и сотрудничество
Слайд 27Технология обучения в сотрудничестве
Кооперация – взаимодействие людей, объединенных друг с другом
для выполнения краткосрочной деятельности, когда одно задание можно выполнить только с учетом результатов другого.
Сотрудничество – взаимодействие, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь.
Слайд 28Технология проведения семинара в форме диалога
Цели:
Для активизации деятельности субъектов образовательного процесса
усвоения учебного содержания;
Обучения социальным ролям в ходе коллективного принятия решения.
Слайд 29Технология проведения семинара в форме диалога
Формы работы:
Групповые дискуссии: обсуждения, диспуты, дебаты
и др.;
Конструктивный совместный поиск решений проблемы: метод «мозгового штурма», синектика, разработка проектов и др.;
Тренинг: микрообучение, психотренинг и др.;
Ролевые игры: деловые, организационно-деятельные и др.
Слайд 30Технология «Дебаты»
Является механизмом приобщения школьников или студентов к нормам и ценностям
гражданского, научного или профессионального сообщества, а также адаптации их к условиям современного общества, рынка и производства, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.
Слайд 31Технология «Дебаты»
Принципы:
Дебаты не могут быть направлены против личности, можно формулировать аргументы
против идей и суждений оппонентов, но не критиковать самих оппонентов;
Основа дебатов – честность;
Дебаты в вузовской образовательной практике предназначены для обучения и развития студентов, их социализации.
Слайд 32Технология поиска информации
Свойства информации:
Полнота;
Актуальность и значимость;
Ясность;
Адекватность, точность, корректность интерпретации, приема и
передачи;
Интерпретируемость и понятность интерпретатору;
Достоверность;
Избирательность;
Адресность;
Массовость;
Кодируемость и экономичность кодирования, актуализации сообщений;
Сжимаемость и компактность;
Защищенность и помехоустойчивость;
Доступность;
Ценность.
Слайд 33Технология поиска информации
Информация может быть:
По ее изменчивости при актуализации: постоянная, переменная,
смешанная;
Стадии использования: первичная, вторичная;
Полноте: избыточная, достаточная, недостаточная;
Отношению к цели системы: синтаксическая, семантическая, прагматическая;
Отношению к элементам системы: статическая, динамическая;
Отношению к структуре системы: структурированная, относительная;
Отношению к управлению системой: управляющая, советующая, преобразующая;
Отношению к территории: федеральная, региональная, местная, относящаяся к юридического лицу, относящаяся к физическому лицу;
Доступности: открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная;
Предметной области: статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая и др.
Слайд 34Технология организации работы студентов с учебной литературой
Мотив – деятельность;
Цель – действие;
Условия
– операция.
Слайд 35Технология организации работы студентов с учебной литературой
Виды учебной литературы:
Учебные программы и
учебно-методические комплексы;
Учебники;
Учебные пособия;
Первоисточники;
Словари и справочная литература
Слайд 36Технология организации работы студентов с учебной литературой
Виды работы с текстом:
Прием тезирования
(способ осмысления авторской идеи в форме кратких формулировок);
Реферирование текста (имеет диалоговый характер, т.к. ориентирована на будущего читателя);
Комментирование научного текста (при выписывании цитат или составлении основных тезисов читатель посредством пометок на полях тетради выражает свое согласие или несогласие с прочитанным);
Ответы на контрольные вопросы.
Слайд 37Портфолио – технология накопления и систематизации информации
Портфолио представляет собой технологию работы
с результатами учебно-познавательной деятельности школьников или студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.
Слайд 38Виды портфолио
Портфолио достижений: суммирует результаты работы по конкретному блоку учебного материала;
Рефлексивное
портфолио: основано на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д.
Проблемно ориентированное портфолио: отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной)
Портфолио развития навыков гуманитарного мышления: отражает работу на уровне анализа – оценивания – сравнения.
Слайд 39Цель применения технологии
Научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме,
работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины – прослеживать динамику отношения школьника или студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.
Слайд 40Технология организации контент-анализа
Принципы отбора и конструирования технологий организации научно-исследовательской деятельности студентов:
Интегральность;
Вариативность;
Диалогичность;
Доступность;
Субъектность
Слайд 41Концептуальный контент-анализ
Категориальная модель предмета анализа;
Система единиц счета;
Определение мер (единиц) измерения.
Слайд 42Этапы исследования категориальной модели:
Формулировка целей и задач контент-анализа исходя из общих
целкй и задач исследования, его объекта, предмета;
Выделение смысловых единиц анализа (понятий, тем, качеств объекта исследования);
Составление перечня категорий анализа – в качестве категорий могут выступать основные понятия или базовые характеристики объекта исследования и соответствующие им признаки, эмпирические референты;
Составление классификаций, типологий признаков объекта;
Строгое описание процедуры фиксации единиц счета в тексте и их отнесения к соответствующим категориям и разделам типологий.
Слайд 43Технология организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов – это планируемая работа, выполняемая
по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Слайд 44Технология организации самостоятельной работы
Аудиторная: различные виды контрольных, творческих и практических заданий
во время семинаров.
Внеаудиторная: выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, реферата, курсового проекта.
Слайд 45Уровни самостоятельной работы
Дословное и преобразующее воспроизведение информации;
Самостоятельные работы по образцу;
Реконструктивно-самостоятельные работы;
Эвристические
самостоятельные работы;
Творческие (исследовательские) самостоятельные работы.
Слайд 46Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды
Характер учебной деятельности и ее значимость
для профессионально-личностного развития студентов;
Самостоятельность и принятие студентами ответственности за свое образование в вузе;
Обратная связь и знание результатов образовательной деятельности студентов;
Саморефлексия преподавателя
Слайд 47Технология самопрезентации
Сущность технологии: с помощью специальных донести до сознания слушающего важную
и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения.
Слайд 48Этапы подготовки презентации
Подготовка презентации:
Постановка целей;
Построение концепции сообщения;
Выбор структуры выступления;
Введение и заключение;
Подбор
и поиск материалов для презентации;
Проверка сбалансированности материалов;
Подготовка мультимедийной информации;
Процесс презентации:
Начало;
Основная часть;
Заключение;
Результат
Слайд 49Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности
Цель: активировать
мотивацию эффективного профессионального обучения и личностного развития у студентов основного и завершающего этапов обучения и ознакомить их с методологическими приемами, способствующими реализации указанной цели.
Слайд 50Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде»
Цель: достичь
большей позитивности в системе отношений с собой, сокурсниками и преподавателями.
Слайд 51Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде»
Когнитивные задачи:
глубокое
осознание связи практического выражения системы отношений с личностными установками, сформированными в процессе воспитания и жизненного опыта;
тренинг коррекции непозитивных личностных установок;
практикум по закреплению позитивных установок в восприятии и осознании действительности.
Слайд 52Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде»
Эмоциональные задачи:
развитие
самопознания и рефлексии;
развитие навыков саморегуляции;
развитие навыков использования внешних средств воздействия на эмоциональную сферу;
развитие навыков корректного выражения эмоций посредством юмора.
Слайд 53Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде»
Поведенческие задачи:
выработать
умения понимать себя, лругих и адекватно ситуации организовывать взаимодействия;
выработать возможность свободно реализовывать при взаимодействии собственную независимую позицию.
Слайд 54Технология «Развитие компетентности студентов в организации своей учебной деятельности»
Задачи:
Развитие самостоятельности в
программировании, организации процесса познания и профессионального становления и адекватной оценке своей результативности;
Развитие психических функций, обеспечивающих процесс обучения;
Развитие ответственности за процесс и результат профессионального обучения.
Слайд 55Тренинг диагностического мышления
Направлен на развитие и формирование у будущих специалистов системы
общих и специфических умений, которые способствуют решению профессиональных задач проблемного типа.
Слайд 56Тренинг диагностического мышления
Диагностическое мышление – специфика умственной деятельности диагноста, обеспечивающая наиболее
эффективное использование данных науки и личного опыта применительно к конкретному диагностическому случаю.
Слайд 57Тренинг диагностического мышления
Формирование умений:
Адекватно и своевременно обнаруживать те явления, которые свидетельствуют
о возникновении задачи;
Учитывать объективные и субъективные условия, имеющие значения для решения;
Устанавливать совокупность этих условий и скрытых за ними явлений;
Выявлять причины рассогласования между актуальным содержанием проблемы и тем состоянием, которое было бы комфортным и адекватным в данной ситуации;
Устранять рассогласования в получаемой информации и отсеивать неадекватные и субъективные данные о явлении;
Проявлять чувствительность к противоречиям в содержании проблемной ситуации и сообщаемой информации;
Уметь принимать решение при нескольких альтернативах и одновременном существовании разных причин.
Слайд 58Технология развития критического мышления
Цели:
Познакомить с базовыми принципами критического мышления;
Познакомить с некоторыми
приемами и средствами развития критического мышления в вузовской образовательной практике.
Слайд 59Технология повышения коммуникативной компетентности педагога
Технология направлена на повышение эффективности решения педагогических
задач и улучшение качества общения участников образовательного процесса.
Слайд 60Технология повышения коммуникативной компетентности педагога
Коммуникативная компетентность – способность осуществлять общение эффективно,
т.е. владение приемами и навыками передачи информации, эмоций, высоким уровнем точности межличностного восприятия и понимания партнера по общению, способствующие успешности совместной деятельности.
Слайд 61Технология повышения коммуникативной компетентности педагога
Этапы педагогического общения:
Прогностический этап;
Начальный период общения;
Управление общением
в развивающемся педагогическом процессе;
Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Слайд 62Технология рейтинга учебных достижений
Рейтинг – числовой показатель достижений в классификационном списке.
Слайд 63Технология рейтинга учебных достижений
Принципы проведения рейтинга:
Открытость;
Обратная связь;
Доступность.
Слайд 64Технология рейтинга учебных достижений
Состав рейтинга:
Целевой компонент;
Содержательный компонент;
Стабилизационный компонент;
Прогностический компонент.
Слайд 65Технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках
компетентностного и модульного подхода
Содержание оценочных материалов;
Технология создания фонда оценочных средств вуза:
Предварительных этап;
Основной этап.
Слайд 66Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ
Цель: оценка потенциала и ориентации образовательной программы
на позитивные изменения в «личностном измерении» тех, кто будет ее осваивать.
Слайд 67Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ
Принципы условия эффективности и корректности:
Экологичности;
Диалога и сотрудничества;
Добровольного
участия в экспертизе;
Междисциплинарности;
Практической ориентированности;
Разносторонности и плюрализма;
Креативности;
Конструктивности;
Незавершенности;
Личной ответственности.
Слайд 68Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя
В период аттестации и аккредитации
вуза;
При проведении конкурса на замещение вакансий, избрании преподавателей на ту или иную должность;
Для принятия управленческих решений;
На этапе разработки программ развития вуза;
При подведении итогов;
Система повышения квалификации кадров.