Презентация, доклад на тему Системы счисления (10 класс)

Содержание

Система счисленияСистема счисления (СС, с.с.) — это способ записи чисел с помощью специальных знаков — цифр.Числа: 12, 45 789, XIV.Цифры: 0, 1, 2, 3,... I, V, X,... Система счисленияНепозиционная система счисленияПозиционная система счисленияСистемы счисления, в которых значение числа

Слайд 1ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ
Непозиционные и позиционные системы счисления
Алфавит и основание

системы счисления
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯНепозиционные и позиционные системы счисленияАлфавит и основание системы счисления

Слайд 2Система счисления
Система счисления (СС, с.с.) — это способ записи чисел с

помощью специальных знаков — цифр.
Числа: 12, 45 789, XIV.
Цифры: 0, 1, 2, 3,... I, V, X,...

Система счисления

Непозиционная система счисления

Позиционная система счисления

Системы счисления, в которых значение числа НЕ зависит от позиции цифры в нем

Системы счисления, в которых значение числа зависит от позиции цифры в нем

Система счисленияСистема счисления (СС, с.с.) — это способ записи чисел с помощью специальных знаков — цифр.Числа:	12, 45

Слайд 3Унарная с.с. — одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1

баран).

Римская с.с.
I – 1 (палец);
V – 5 (пять пальцев);
X – 10 (две ладони);
L – 50 (Quinquaginta);
C – 100 (Centum);
D – 500 (Demimille);
M – 1000 (Mille).

Непозиционные системы счисления

Меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него, а в остальных случаях знаки складываются:

IV → 5 – 1 = 4
VI → 5 + 1 = 6

Унарная с.с. — одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран).Римская с.с.I	– 1 (палец);V	– 5

Слайд 4Примеры:
MDCXLIV =
Непозиционные системы счисления
1000
+ 500
+ 100
– 10
+ 50
– 1
+ 5
2389 =

2000 + 300 + 80 + 9

2389 = MMCCCLXXXIX

= 1644

Для записи больших чисел надо вводить новые знаки-цифры.
Невозможность записи дробных чисел.
Сложность выполнения арифметических операций.

Примеры: MDCXLIV =Непозиционные системы счисления1000+ 500+ 100– 10+ 50– 1+ 52389 = 2000  +  300

Слайд 5Алфавит системы счисления — это набор цифр, с помощью которых записываются числа.
Пример:
{0,

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

Основание — это количество цифр в алфавите системы счисления. Записывается в виде нижнего индекса.
Пример:
1010, 2345, 1342560.

Позиционные системы счисления

Алфавит системы счисления — это набор цифр, с помощью которых записываются числа.Пример:{0, 1, 2, 3, 4, 5,

Слайд 6Позиционные системы счисления
десятичная — количество пальцев на руках, используется при счете;
двенадцатеричная —

количество фаланг пальцев на руке при подсчете их большим (1 дюжина = 12 штук);
шестидесятеричная (60 = 12 × 5), используется в единицах измерения времени, астрономии, геометрии и др. областях.
Позиционные системы счислениядесятичная — количество пальцев на руках, используется при счете;двенадцатеричная — количество фаланг пальцев на руке

Слайд 7Задание
Запишите цифры от 0 до 10 в следующих с. с.:
0
1
10
11
100
101
110
1000
111
1001
1010
0
1
2
10
11
12
20
22
21
100
101
0
1
2
3
10
11
12
20
13
21
22
0
1
2
3
4
10
11
13
12
14
20
0
1
2
3
4
5
10
12
11
13
14

ЗаданиеЗапишите цифры от 0 до 10 в следующих с. с.:011011100101110100011110011010012101112202221100101012310111220132122012341011131214200123451012111314

Слайд 8Разряд — это позиция цифры в числе.






ai Цифры числа
q Основание системы счисления (210

= 102, 310 = 103)
n Число разрядов целой части числа
m Число разрядов дробной части числа

Развернутая запись числа

3 7 8

2 1 0


разряды

= 3 × 102 + 7 × 101 + 8 × 100

Aq = ± (an-1qn-1 + an-2qn-2 + ... + a0q0 + a-1q-1 + a-2q-2 + ... + a-mq-m)

Разряд — это позиция цифры в числе.ai	Цифры числаq	Основание системы счисления (210 = 102, 310 = 103)n	Число разрядов

Слайд 9Знать:
понятие систем счисления, особенности позиционных и непозиционных систем счисления;
формулу развернутой записи числа.
Читать

§ 9 стр. 88
Задачи № 1—3.



Домашнее задание



Знать:понятие систем счисления, особенности позиционных и непозиционных систем счисления;формулу развернутой записи числа.Читать § 9 стр. 88Задачи №

Слайд 10ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ
Перевод в 10 с.с.
Перевод целой и

дробной части числа из 10 с.с.
ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯПеревод в 10 с.с.Перевод целой и дробной части числа из 10 с.с.

Слайд 11Для перевода числа в 10 с.с., необходимо записать его в развернутой

форме и произвести вычисления.
Полученный результат будет записан в 10 c.с.



Пример:
3 2 1 0 -1 -2
1243,445

Перевод в 10 с.с. из других с.с.

Aq = ± (an-1qn-1 + an-2qn-2 + ... + a0q0 + a-1q-1 + a-2q-2 + ... + a-mq-m)

= 1 × 53 + 2 × 52 + 4 × 51 + 3 × 50 + 4 × 5-1 +
+ 4 × 5-2 = 1 × 125 + 2 × 25 + 4 × 5 + 3 × 1 + 4 × 1/5 +
+ 4 × 1/25 = 125 + 50 + 20 + 3 + 0,8 + 0,16 = 198,9610

Для перевода числа в 10 с.с., необходимо записать его в развернутой форме и произвести вычисления.Полученный результат будет

Слайд 12Алгоритм перевода целой части числа:

Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.

Последовательно

выполнять деление исходного числа и получаемых частных на основание с.с. до тех пор, пока не получим ноль.

Полученные остатки привести в соответствие с алфавитом новой с.с.

Составить число в новой с.с, записывая его начиная с последнего остатка.

Перевод из 10 с.с. в другие с.с.

Алгоритм перевода целой части числа:Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых

Слайд 13Пример:
Перевести число 3710 в 2, 8 и 16 с.с.
Перевод из 10

с.с. в другие с.с.

3710 = 1001012

3710 = 458

3710 = 2516

Пример:Перевести число 3710 в 2, 8 и 16 с.с.Перевод из 10 с.с. в другие с.с.3710 = 10010123710

Слайд 14Алгоритм перевода дробной части числа:

Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.

Последовательно

выполнять умножение исходного числа и получаемых дробных частей произведения на основание системы счисления до тех пор, пока не получим ноль или нужную точность представления числа.

Полученные целые части произведений привести в соответствие с алфавитом новой с.с.

Составить дробную часть числа, начиная с целой части первого произведения.

Перевод из 10 с.с. в другие с.с.

Алгоритм перевода дробной части числа:Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.Последовательно выполнять умножение исходного числа и получаемых

Слайд 15Пример:
Перевести число 0,187510 в 2, 8 и 16 с.с.
Перевод из 10

с.с. в другие с.с.

0,187510 = 0,00112

1,0000

4,0000

3,0000

0,187510 = 0,148

0,187510 = 0,316

Пример:Перевести число 0,187510 в 2, 8 и 16 с.с.Перевод из 10 с.с. в другие с.с.0,187510 = 0,00112

Слайд 16Алгоритм перевода смешанных чисел:

Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.

Перевести в

новую с.с. целую часть числа.

Перевести в новую с.с. дробную часть числа.

В итоговой записи числа в новой с.с. сначала записывается целая часть, затем дробная. В качестве разделителя используется запятая.

Перевод из 10 с.с. в другие с.с.

Алгоритм перевода смешанных чисел:Основание новой с.с. выразить в 10 с.с.Перевести в новую с.с. целую часть числа.Перевести в

Слайд 17Пример:
Перевести число 25,5310 в 2 с.с., оставив три знака после запятой.
Перевод

из 10 с.с. в другие с.с.

0,24

25,5310 = 11001,1002

Пример:Перевести число 25,5310 в 2 с.с., оставив три знака после запятой.Перевод из 10 с.с. в другие с.с.

Слайд 18Знать:
правила перевода чисел.
Читать § 10, стр. 91.
Задачи № 3—8, 14, 17,

28, 29.
Подготовиться к проверочной работе.

Домашнее задание



Знать:правила перевода чисел.Читать § 10, стр. 91.Задачи № 3—8, 14, 17, 28, 29.Подготовиться к проверочной работе.Домашнее задание

Слайд 19СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ С ОСНОВАНИЕМ Q = 2N

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ С ОСНОВАНИЕМ Q = 2N

Слайд 20Системы счисления с основанием 2n

Системы счисления с основанием 2n

Слайд 21Алгоритм перевода числа из 2 с.с. в систему счисления с основанием

q = 2n:
Целую часть числа разбить справа налево на группы по n цифр в каждой.

Дробную часть числа разбить слева направо на группы по n цифр в каждой.

Недостающие разряды заполнить нулями.

Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n.

Перевод чисел в системах счисления с основанием 2n

Алгоритм перевода числа из 2 с.с. в систему счисления с основанием q = 2n:Целую часть числа разбить

Слайд 22Пример:

1011101,101112 → A8, A16

001 Ι 011 Ι 101, Ι 101 Ι

110 = 135,568
0101 Ι 1101, Ι 1011 Ι 1000 = 5D,B816

Перевод чисел в системах счисления с основанием 2n

00

0

0

000

135,568

5D,B816

Пример:1011101,101112 → A8, A16001 Ι 011 Ι 101, Ι 101 Ι 110 = 135,5680101 Ι 1101, Ι

Слайд 23Алгоритм перевода числа, из системы счисления с основанием q = 2n

в 2 с.с.:
Каждую цифру числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в 2 с.с.

Пример:

Перевод чисел в системах счисления с основанием 2n

76,0258 → A2 →

AF,3416 → A2 →

111 Ι 110, Ι 000 Ι 010 Ι 1012

1010 Ι 1111, Ι 0011 Ι 01002

Алгоритм перевода числа, из системы счисления с основанием q = 2n в 2 с.с.:Каждую цифру числа заменить

Слайд 24Для перевода из 8 с.с. в 16 с.с. и обратно рекомендуется

использовать промежуточный перевод в 2 с.с.




Пример:

Перевод чисел в системах счисления с основанием 2n

16

10

8

2

AB,C16 = 1010 I 1011, I 11002 = 010 I 101 I 011, I 110 I 0002 = = 253,68
7,128 = 111, I 001 I 0102 = 0111, I 0010 I 10002 =7,2816

Для перевода из 8 с.с. в 16 с.с. и обратно рекомендуется использовать промежуточный перевод в 2 с.с.Пример:Перевод

Слайд 26Знать:
правила перевода чисел.
Читать § 11, стр. 102.
Задачи № 1—8.
Подготовиться к проверочной

работе.



Домашнее задание



Знать:правила перевода чисел.Читать § 11, стр. 102.Задачи № 1—8.Подготовиться к проверочной работе.Домашнее задание

Слайд 27АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПОЗИЦИОННЫХ С.С.
Сложение, вычитание, умножение и деление
Арифметические операции в 2,

8 и 16 системах счисления
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПОЗИЦИОННЫХ С.С.Сложение, вычитание, умножение и делениеАрифметические операции в 2, 8 и 16 системах счисления

Слайд 28Арифметические операции в 10 системе счисления
Выполните арифметические операции:

999910
+ 11110
1011010





1000010

110

999910





Арифметические операции в 10 системе счисленияВыполните арифметические операции:999910+ 11110 1011010••••1000010—   110 999910••••

Слайд 29Сложение и вычитание в 2 с.с.
0 + 0 = 0
0 +

1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10

0 – 0 = 0
10 – 1 = 1
1 – 0 = 1
1 – 1 = 0


1102
+ 112

10012




101012
+ 1012

110102




1102
— 112

112




110002
— 1112

100012


102

1

1

Сложение и вычитание в 2 с.с.0 + 0 = 00 + 1 = 11 + 0 =

Слайд 30
101012 1112
— 1112 112
1112
1112

0

Умножение и деление в 2 с.с.

0 × 0 = 0
0 × 1 = 0
1 × 0 = 0
1 × 1 = 1

0 ÷ 0 = ×
0 ÷ 1 = 0
1 ÷ 0 = ×
1 ÷ 1 = 1


101012
× 1012

101012
+ 000002
101012
11010012

101012 1112 — 1112 112  1112  1112   0Умножение и деление в 2

Слайд 31Сложение и вычитание в 8 с.с.


4
0
8
0
1
Сложение:
6 + 2 = 8 =

8 + 0
5 + 6 + 1 = 12 = 8 + 4
1 + 6 + 1 = 8 = 8 + 0



5

7

8

1

Вычитание:

(6 + 8) – 7 = 7
(5 – 1 + 8) – 7 = 5
(4 – 1) – 2 = 1


Сложение и вычитание в 8 с.с.••40801Сложение:6 + 2 = 8 = 8 + 05 + 6 +

Слайд 32A 5 B16
+ C 7 E16


1 6 D 916
10 5

11
+ 12 7 14

11 + 14 = 25 = 16 + 9
5 + 7 + 1 = 13 = D16
10 + 12 = 22 = 16 + 6


13

9

6

1

Сложение в 16 с.с.

A 5 B16+  C 7 E16∙1 6 D 91610 5 11+ 12 7 1411 + 14

Слайд 33С 5 B16
– A 7 E16


1 D D16
12 5 11

10 7 14


(11 + 16) – 14 = 13 = D16
(5 – 1) + 16 – 7 = 13 = D16
(12 – 1) – 10 = 1

13

1

13

Вычитание в 16 с.с.

С 5 B16–  A 7 E16∙1 D D1612 5 11– 10 7 14∙(11 + 16) –

Слайд 34Знать:
правила арифметических операций.
Читать § 12—14.
Задания в конце §.



Домашнее задание


Знать:правила арифметических операций.Читать § 12—14.Задания в конце §.Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть