Слайд 1«Развитие творческого мышления учащихся средствами гипертекстовых технологий на уроках информатики в
контексте модернизации российского образования»
Мовсумова Наталья Петровна, учитель математики и информатики
ГБОУ СОШ « Центр образования»
г.о.Чапаевск
Слайд 2Нормативно-правовая база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации
Национальная общеобразовательная инициатива
«Наша
новая школа»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Стратегия государственной и молодежной политики в Российской Федерации
Слайд 3Актуальность
Образованные творческие личности востребованы во всех сферах
современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс.
Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, закономерно выдвигают необходимость переориентации на развитие творческого мышления учащихся.
Слайд 4Цель исследования: выявить значение и использование гипертекстовых технологий как средство развития
творческого мышления на уроках информатики.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся средствами гипертекстовых технологий, направленная на развитие творческого мышления.
Предмет исследования: пути и условия развития творческого мышления средствами гипертекстовых технологий для учащихся на уроках информатики.
Слайд 5Перевозникова Н.Ю.
В основу исследования положена следующая гипотеза: успешное использование гипертекстовых
технологий для развития творческого мышления учащихся на уроках информатики может быть обеспечено при соблюдении следующих педагогических условий, предусматривающих:
• Исследовательскую деятельность, способствующую развитию творческого мышления учащихся на уроках информатики;
• Использование гипертекстовых технологий, позволяющих строить учебный процесс с позиции личностного подхода, стимулирующих проявление творчества;
• Возможность обеспечения личностно-развивающего процесса как объективного феномена, который органически встроен во все педагогические процессы.
Слайд 6Задачи исследования:
• Рассмотреть понятийно-терминологический аппарат творческого мышления и гипертекстовых технологий
• Раскрыть потенциал
гипертекстовых технологий и возможности технологии ;
• Рассмотреть гипертекст в качестве средства структурирования учебной информации, способствующего модернизации процесса обучения, а также развитию самостоятельности учащихся;
• Выявить значение развития творческого мышления у учащихся, средствами гипертекстовых технологий.
Слайд 7 Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.
Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Существует множество классификаций видов мышления.
По форме выделяют 3 вида мышления:
наглядно - действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий предметами;
наглядно - образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;
словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Слайд 8 По характеру решаемых задач бывают:
теоретическое - это мышление на основе
рассуждения умозаключений;
практическое - это мышление на основе преобразования материальных предметов.
По степени развернутости выделяют два вида:
дискурсивное - это опосредованное полное логическое рассуждение (более развитое мышление);
интуитивное - на основе непосредственных восприятий предметов и явлений окружающего мира (менее развитое мышление).
По степени новизны и оригинальности выделяются два вида: репродуктивное (воспроизведение) и продуктивное (творческое) мышления.
Слайд 9Творчество - это высшая форма человеческой деятельности, выступающая как один из
наиболее квалифицированных видов труда. Нет ни одной области деятельности человека, которая бы не требовала творческих поисков. Поэтому развитие творческого мышления есть важнейшая проблема, от решения которой в значительной степени зависит общественный прогресс.
Слайд 10Развитие у учащихся творческого мышления необходимо предполагает формирование таких качеств ума
как глубина, гибкость, устойчивость, а также осознанность мыслительной деятельности и самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.
Слайд 11"Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в
1965г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин "гипермедиа" близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео".
Рис. 1. Библия. Фрагмент гиперграфа
Слайд 12Как помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении
к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике. Мы видим такие способы преодоление барьеров:
создание соответствующей обстановки (проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность);
работа в группе (большее количество идей);
после выполнения творческих заданий — обсуждение, обмен мнениями (какие возникали трудности и как вы их преодолели), обязательна фиксация сознанием полученных совместно выводов;
применение известных алгоритмов (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач);
возможность работать по индивидуальной программе;
разноплановость творческих заданий;
развитие умения задавать вопросы;
специальные упражнения(тренинг творческого мышления).
Слайд 13Педагогических аспекты использования гипертекста:
• изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для
восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного содержания;
• гипертекст, примененный на практическом занятии, дает обучаемым динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяет реализовать как самостоятельную работу, так и активные действия школьников;
• работа с гипертекстом повышает интеллектуальный уровень обучаемых;
• обучение, основанное на работе с гипертекстовым представлением информации, заставляет обучаемых задумываться о наличии информации разных видов и многовариантности способов ее представления;
• изучение материала, преподаваемого посредством гипертекста, вырабатывает у школьников четкое понимание структуры изучаемого;
• гипертекст является еще одним практическим средством, способствующим проникновению компьютерной и телекоммуникационной техники в учебный процесс средней школы.
Слайд 14В качестве гиперссылок могут выступать:
• ссылки на словарь терминов и понятий;
• ссылки
на персоналии (портреты и краткие биографические сведения);
• ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические);
• ссылки на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты);
• ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы;
• ссылки на структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления и устных развернутых ответов и др.);
• ссылки на список монографий, учебной и научной литературы;
• ссылки на список исторических событий или дат (хронологический указатель);
• ссылки на список географических названий;
• ссылки на информационные ресурсы сети Интернет.
Слайд 15Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод.
Цели и
задачи исследовательской работы:
• Расширение кругозора учащихся в области своих интересов.
• Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
• Активное включение учащихся школы в процесс самосовершенствования и самопознания.
• Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
• Формирование навыков публичного выступления перед большой аудиторией.
Слайд 16Основные направления исследовательской работы
• Включение в исследовательскую деятельность способных учащихся в
соответствии с их интересами в той или иной области знаний.
• Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования.
• Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
• Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе исследований учащихся.
• Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов.