Слайд 1«Профиль мотивационной сферы учащихся школы (анализ анкет). Формирование мотивации учебной деятельности
учащихся на уроках математики и информатики»
г. Калининград
2019
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №45
Слайд 2Тест «Мое отношение к учению» (мотивация)
Тест по теме «Мое отношение к
учению» (мотивация) проведен 19.03.2019 среди учащихся 4-10 классов, ( 322 человека в 15 классах).
Цель: тест проведен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4- бальной шкале.
4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен;
2 – скорее не согласен; 1 – не согласен.
Слайд 4Ситуация оценивания:
опросник содержит 27 высказываний, объединенных в
9 шкал:
1 -
отметка,
2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания),
3 – познавательная мотивация;
4 – учебная мотивация,
5 – широкие социальные мотивы;
6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;
7 - прагматическая внешняя утилитарная мотивация;
8 – социальная мотивация – позиционный мотив;
9 – отрицательное отношение к школе.
Слайд 5Высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал
1. Отметка:
чтобы быть отличником;
чтобы хорошо закончить
школу;
чтобы получать хорошие отметки.
2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц:
чтобы родители не ругали;
потому что этого требуют учителя;
чтобы сделать родителям приятное.
Слайд 63.Познавательная мотивация:
потому что учиться интересно;
потому что на уроках я узнаю много
нового;
потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
4. Учебная мотивация:
чтобы получить знания;
чтобы развивать ум и способности;
чтобы стать образованным человеком.
Слайд 75. Социально – широкие социальные мотивы:
чтобы в будущем приносить людям пользу;
потому
что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом;
потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни.
6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте:
чтобы продолжить образование;
чтобы получить интересную профессию;
чтобы в будущем найти хорошую работу.
Слайд 87. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать;
чтобы получить подарок
за хорошую учебу;
чтобы меня хвалили.
8. Социально – позиционный мотив:
чтобы одноклассники уважали;
потому что у нас в школе хорошие учителя, и я хочу, чтобы меня уважали;
потому что не хочу быть в классе последним.
Слайд 99. Негативное отношение к учению и школе:
мне не хочется учиться;
я не
люблю учиться;
мне не нравится учиться.
Слайд 10Обработка результатов:
подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал.
Строится профиль
мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы.
Профили мотивационной сферы:
Учебно - познавательный – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальный – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешней мотивации – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальный– стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Слайд 11
Обработан материал в программе Microsoft Excel, в которой автоматически произведен расчет
данных, определен вид мотивации учащихся.На основе данных построены диаграммы.
Слайд 20Сводная диаграмма к тесту
«Мое отношение к учению (мотивация)» среди учащихся
4-10 классов МАОУ СОШ №45
Слайд 21
Уровни оценивания: оценивается мотивационный профиль.
1.Особое внимание на пик «негативное отношение
к школе» у конкретного ученика или класса, группы учащихся.
2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная —одобрение).
3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
4. Выражены пики учебно - познавательной и социальной мотивации и при этом низкие показатели негативного отношения к школе.
Слайд 22Анализ результатов
На основании проведённого анкетирования выяснено, что:
1) 25% опрошенных имеют социальную
мотивацию;
2) 25% опрошенных имеют учебно-познавательную мотивацию;
3) 22% опрошенных имеют внешнюю мотивацию;
4) 19% опрошенных имеют социальная мотивация одобрения;
5) 9% опрошенных имеют негативное отношение к учению и школе.
Нет явного преобладания шкал, выражены учебно - познавательная и социальная шкалы.
Слайд 23Вывод
Предлагаю:
Провести классные часы, посвященные теме "Мое отношение к учению».
Результаты анкетирования
по теме "Мое отношение к учению (мотивация)" представить на родительских собраниях, файлы с обработкой результатов на каждого ученика будут отправлены классным руководителям в Элжур.
Ввести в практику работы психологические тренинги личностного роста для учащихся.
Слайд 24
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся на уроках математики и информатики»
Все
наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Развитие мотивации - важнейшая задача
учителя.
Слайд 25Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с
каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее.
Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом”.
Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, основы программирования, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).
Слайд 26 1) Я хочу рассказать о тех приёмах мотивации, которые я применяю
на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.
2) На примерах практики покажу, как и инновационные технологии способствуют повышению мотивации учения.
Слайд 27Приём 1:
Обращение к жизненному
опыту детей: практико-ориентированные проекты
Приём заключается в
том, что я обсуждаю с детьми хорошо знакомые им жизненные ситуации.
Например, в 9-11 классе при изучении Табличного редактора Excel, мы составляем расчёт стоимости покупок в магазине, решаем простейшие экономические задачи. Знакомимся с простейшими математическими встроенными операциями.
Обращение к опыту детей – это не только приём для создания мотивации.
Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
Практические навыки, полученные на уроках информатики, пригодятся им в профессиональной деятельности.
Многие навыки они начинают применять уже в школе: подготовка рефератов, презентаций.
Слайд 29Приём 2:
Ролевой подход
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается
выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Например, в 7-8 классе, изучив тему «Устройства компьютера» учащимся предлагается представить информацию об устройствах компьютера с помощью мимики и жестов, урок-викторина «Ты, я и информатика».
Также на уроках при выполнении практической работы я даю возможность учащимся побывать в роли учителя, помогая и объясняя другим учащимся выполнить задания. Учащиеся 9-х классов охотно помогают друг другу, выполняя практическую работу за компьютером.
Слайд 31Приём 3:
Применение интернет ресурсов в
учебном процессе
Слайд 32
Приём 3:
Применение интернет ресурсов в
учебном процессе
Слайд 38Участие 5Б класса в предметной неделе по математике
Слайд 40 «Технология портфолио ученика»- технология, способствующая повышению мотивации учения.
Один из разделов
портфолио ученика-достижения ребенка. Здесь, как правило, хранятся различные грамоты, награды и дипломы, полученные за те или иные виды деятельности.
Слайд 41Участие в конкурсе по информатике «КИТ»
Слайд 44
Проект «Урок цифры» — это серия необычных уроков программирования и обучения цифровым навыкам.
Слайд 48В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования
положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать.
Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.