Слайд 1Язык программирования Паскаль
Слайд 2Язык Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1970 г.
как язык со строгой типизацией и интуитивно понятным синтаксисом.
Слайд 3Алфавит языка Паскаль:
1) 26 латинских строчных и 26 латинских
прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ - * / = <> < > <= >= :=
4) ограничители:
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
5) служебные слова:
SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN, FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE, DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL
6) буквы русского языка используются в комментариях.
Слайд 4
Структура программы: обзор
Программа содержит ключевые слова, идентификаторы, комментарии.
Ключевые слова используются
для выделения синтаксических конструкций и подсвечиваются жирным шрифтом в редакторе(пример: and array as auto begin case class )
Идентификаторы служат в качестве имен программ, модулей, процедур, функций, типов, переменных и констант. Идентификатором считается любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Буквой считается также символ подчеркивания "_".
Например, a1, _h, b123 - идентификаторы, а 1a, ф2 - нет.
Слайд 5Программа на языке Pascal имеет следующий вид:
program имя программы;
раздел uses
раздел описаний
begin
операторы
end.
Слайд 6Первая строка (program имя программы;) называется заголовком программы и не является
обязательной.
Раздел uses состоит из нескольких подряд идущих секций uses, каждая из которых начинается с ключевого слова uses, за которым следует список имен модулей и пространств имен .NET, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать следующие подразделы:
Слайд 71.раздел описания переменных :
Переменные могут быть описаны в разделе описаний,
а также непосредственно внутри любого блока begin/end.
Раздел описания переменных начинается с ключевого слова var, после которого следуют элементы описания вида
список имен: тип;
или
имя: тип := выражение;
или
имя := выражение;
Имена в списке перечисляются через запятую. Например:
var
a,b,c: integer;
d: real := 3.7;
s := 'PascalABC forever';
al := new List;
p1 := 1;
Слайд 82.раздел описания констант :
Раздел описания именованных констант начинается со служебного слова
const, после которого следуют элементы описания вида
имя константы = значение;
или
имя константы : тип = значение;
Например:
const
Pi = 3.14;
Count = 10;
Name = 'Mike';
Слайд 93.раздел описания типов :
Раздел описания типов начинается со служебного слова type,
после которого следуют строки вида
имя типа = тип;
Например,
type
arr10 = array [1..10] of integer;
Слайд 104.раздел описания процедур и функций
Что такое процедуры и функции
Процедура или
функция представляет собой последовательность операторов, которая имеет имя, список параметров и может быть вызвана из различных частей программы. Функции, в отличие от процедур, в результате своего выполнения возвращают значение, которое может быть использовано в выражении. Для единообразия функции и процедуры называются подпрограммами.
Описание процедур и функций
Любая используемая в программе процедура или функция должна быть предварительно описана в разделе описаний.
Описание процедуры имеет вид:
procedure имя(список формальных параметров);
раздел описаний
begin
операторы
end;
Описание функции имеет вид:
function имя(список формальных параметров): тип возвращаемого значения;
раздел описаний
begin
операторы
end;
Слайд 11
Далее следует блок begin/end, внутри которого находятся операторы, отделяемые один от
другого символом "точка с запятой". Среди операторов может присутствовать оператор описания переменной, который позволяет описывать переменные внутри блока.
Слайд 12«Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на
экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:
Для ввода:
read(Переменную)
readln(Переменную)
И для вывода:
write(Текст в »)
writeln(Текст в »)
«В чем разница между read и readln, write и writeln?»:
Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как Line), то курсор переносится на следующую строку.
Слайд 13 Оператор присваивания
Оператор присваивания предназначен для задания переменной вычисляемого значения соответствующего
выражения. Выражения составляются с использованием констант (предопределенных, определенных программистом, непосредственно вписанных в выражение), переменных, функций с использованием знаков допустимых для данных типов данных выражений и круглых скобок.
Формат оператора присваивания:
<идентификатор переменной>:=<выражение>;
Пример: a:=7;
b:=a+8;
c:=a+b;
Тип выражения должен совпадать с типом переменной или быть совместимым с ним.
Слайд 15Например:
program MyProgram;
var
a,b: integer;
x: real;
begin
readln(a,b);
x := a/b;
writeln(x);
end.
Слайд 16uses GraphABC;
begin
var x := 100;
var y := 100;
var
r := 50;
Circle(x,y,r);
end.
Слайд 17program HelloWorld;
begin
writeln('Hello World!')
end.
Слайд 18Задача 1. Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, !»
Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string.
Program Hello_boy_girl; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду}
var name: string; {объявляем name -- это новая переменная}
Begin
Write('Введите свое имя: '); {так как мы используем write, курсор будет мигать после двоеточия}
Read(name); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Привет,',name,'!'); {Обратите внимание!Переменная отделяется от кавычек ЗАПЯТЫМИ!}
End.
Слайд 19Для самостоятельного решения:
Задача 2. Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем
вывести «Вам <возраст> лет».
Подсказка:
Очевидно, что для решения этой задачи Вам потребуется целочисленный тип данных — Integer.
Слайд 20Решение задачи:
Program How_old_are_you;
var years: integer; {объявляем years -- это новая переменная}
Begin
Writeln('Сколько
вам лет?'); {так как мы используем writeln,каретка будет мигать под надписью}
Read(years); {Считываем все, что ввел пользователь}
Write('Вам ',years,' лет.');
End.