Слайд 1Раздел 1. Технические средства обучения и методика их применения
Подготовила:
Табашина О.Н.
Слайд 2Введение
В настоящее время информационная компетентность учителя становится важной составляющей его профессионализма.
Поэтому актуально обучение будущих учителей, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.
Слайд 3Введение
Традиционно на занятиях используются : доска и мел, плакаты и схемы,
стенды.
Эти средства помогали в визуализации информации и в определенной степени повышали качество обучения.
Однако они имеют существенные ограничения, так как не способны обеспечить ее восприятие одновременно большим числом обучающихся и не воспроизводит динамики процесса.
Слайд 4Введение
Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной
образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Они способны задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную).
Слайд 5Введение
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление.
Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель-обучающийся».
Слайд 61.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Эффективность использования современных ТСО определяется
тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения – техническим, методическим и организационным.
Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.
Слайд 71.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Но даже сверхсовременные ТСО не
обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.
Слайд 81.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Большое значение имеет организационное обеспечение
ТСО в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования. Одна из причин слабого использования ТСО состоит в том, что много учителей, плохо разбираются в технике, боятся технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, это является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ТСО.
Слайд 91.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Степень применения ТСО зависит от
характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения.
Слайд 101.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Возможны условно выделяемые три уровня
использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.
На эпизодическом уровне ТСО используются педагогом от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда преподаватель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс обучения. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением СО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Слайд 11Уровни использования ТСО
На эпизодическом уровне ТСО используются педагогом от случая к
случаю.
Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс обучения.
Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала с применением СО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Слайд 121.1. Система критериев педагогической эффективности средств обучения
Однако при любой степени технизации
учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а даже современные ТСО будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.
Слайд 131.2. Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения
Использование ТСО будет эффективным и
продуктивным, если содержательный материал, передаваемый с помощью ТСО, будет отвечать следующим дидактическим принципам:
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип наглядности
Сознательность и творческая активность
Принцип систематичности
Принцип связи обучения с жизнью и практикой
Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся
Принцип положительного эмоционально фона обучения
Принцип воспитывающего обучения
Принцип проблемности
Принцип мотивации
Принцип компьютеризации обучения
Слайд 14Принцип доступности
Смысл этого принципа заключается в том, что на каждом этапе
обучения, воспитания, развития следует предлагать учащемуся такую информацию через ТСО, которую он сможет тут же понять.
Однако необходимо при этом не занижать возможности обучаемого, а наоборот создавать все условия для выполнения, усвоения материала на высоком уровне сложности, стимулирующем мыслительную активность и интерес учащегося, т.е. доступность это не легкость, а посильная трудность в обучении.
Слайд 15Принцип научности
Данный принцип означает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленных
в науке положений, учебной информации, шедевров культуры и искусства.
Каждое явление должно рассматриваться с разных сторон, в единстве и развитии, т.е. процесс обучения должен воспитывать диалектический подход.
Слайд 16Принцип наглядности или «золотое правило дидактики»
Классическая дидактика установила принцип наглядности исходя
из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения явлений, вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.
Слайд 17Сознательность и творческая активность
Принцип заключается в задаче обеспечить оптимально благоприятное соотношение
педагогического руководства и сознательного творчества учащихся.
Слайд 18Принцип систематичности
Означает, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.
Систематичность обучения предполагает усвоение учащимся учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязи.
Современная педагогика рассматривает этот принцип как от легкого к трудному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к целому; как логическую последовательность и связь между явлениями, предметами, изучаемыми на разных ступенях обучения.
Слайд 19Принцип связи обучения с жизнью и практикой
Практика является основой познания. Использование
данного принципа должно нацеливать учащихся на применение усвоенных знаний, художественных впечатлений для решения практических творческих, жизненных задач, выработку собственных взглядов, собственного опыта.
Слайд 20Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся
Он означает способность
обучаемого при необходимости воспроизвести изученное через ТСО и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.
Этот принцип требует, чтобы в обучении гармонично сочеталась работа произвольной и непроизвольной памяти. Непроизвольно запоминается то, что для человека интересно, важно, связано с положительными эмоциями.
При этом повторение не должно рассматриваться, как только копирование пройденного. Повторять – это, значит, воспроизводить изученное с позиции новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями.
Слайд 21Принцип положительного эмоционально фона обучения
Эмоции играют огромную роль в деятельности человека,
в процессе обучения вообще. Поэтому преподавателю необходимо создавать и культивировать положительный эмоциональный фон обучения, убирать негативные моменты, страх, а это в свою очередь зависит от многих моментов – в том числе и от умелого использования ТСО, от культуры педагогического общения педагога, от его педагогического мастерства.
Слайд 22Принцип воспитывающего обучения
Обучение должно давать не только знания, развивать интеллектуально-эмоциональную сферу
обучаемого, но и формировать в целом личность: воспитывая, мы, обучаем, а, обучая – воспитываем.
Слайд 23Принцип проблемности
Данный принцип означает, что развитие индивидуальности учащегося зависит от характера
его деятельности. Проблема является начальным моментом мыслительной деятельности. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять, когда возникает познавательное затруднение.
Проблемное обучение развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что педагог ставит проблемы, а потому, что учащийся сам их решает.
Слайд 24Принцип мотивации
Соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и
отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношение учащихся к знаниям, учению, труду, другим ценностям.
Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у учащихся системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций – интеллектуально-эмоциональной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. ТСО могут выступать в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы, поскольку создают очень важное для всей последующей учебной деятельности эмоциональное состояние.
Слайд 25Принцип компьютеризации обучения
Относится к числу новых принципов обучения. Реализация этого принципа
вызвала активное внедрение в учебный процесс средств новых информационных технологий обучения, предусматривает формирование компьютерной грамотности учащихся и использование компьютеров в профессиональной деятельности, совершенствование процесса обучения на основе компьютерных технологий для индивидуализации процесса обучения, обеспечения активной самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.