Презентация, доклад Представление числовой информации с помощью систем счисления

Содержание

Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.)«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Слайд 1Представление числовой информации с помощью систем счисления
9 класс

Представление числовой информации с помощью систем счисления9 класс

Слайд 2Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.)
«Мысль – выражать все числа

немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»
Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.)«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по

Слайд 3История систем счисления
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами

и цифрами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведем свой семейный бюджет и т.д. и т.п.
Числа, цифры…они с нами везде.
А две тысячи лет назад что знал человек о числах?
А пять тысяч лет назад?

Сегодня, в 21 веке, человечество для записи чисел использует в основном десятичную систему счисления.

А что такое система счисления?

История систем счисленияСовременный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами: мы запоминаем номера автобусов

Слайд 4Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора

специальных знаков.


Основание – это количество цифр используемых системой счисления.


Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков.Основание – это количество цифр

Слайд 5Виды систем счисления
Позиционные

Непозиционные

Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа.

Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.

Виды систем счисления Позиционные           НепозиционныеСистема счисления, в

Слайд 6Анатомического происхождения
Десятичная
Пятеричная
Двенадцатеричная
Двадцатеричная
Алфавитные
Славянская
Древнеармянская
Древнегрузинская
Древнегреческая
Прочие
Римская
Вавилонская
Машинные
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
Обозначения в различных системах счисления (Обозначения в различных системах счисления

(Приложение1).
Анатомического происхожденияДесятичнаяПятеричнаяДвенадцатеричнаяДвадцатеричнаяАлфавитныеСлавянскаяДревнеармянскаяДревнегрузинскаяДревнегреческаяПрочиеРимскаяВавилонскаяМашинныеДвоичнаяВосьмеричнаяШестнадцатеричнаяОбозначения в различных системах счисления (Обозначения в различных системах счисления (Приложение1).

Слайд 7Непозиционные системы
Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень,

1 баран, …)




Использовалась в древности (10-11 тыс.лет до н.э.). Для записи чисел применялся только один символ – палочка.
Неудобства: громоздкая запись, большая вероятность ошибки.
В дальнейшем люди стали группировать палочки по 3, 5, 10 штук. И при записи стали использовать знаки, соответствующие группе из нескольких предметов.

Непозиционные системыУнарная – одна цифра обозначает единицу (1 день,  1 камень, 1 баран, …)Использовалась в древности

Слайд 8Древнеегипетская десятичная (непозиционная)
Возникла во второй половине 3 тыс. до н.э. Для

обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и т.д. использовались специальные значки – иероглифы. Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, для изображения числа 3252 рисовали три цветка лотоса (3 000), два свернутых пальмовых листа (200), пять дуг (50) и два шеста (2). Причем знаки можно было записывать сверху вниз, справа налево, вперемежку.
Древнеегипетская десятичная (непозиционная)Возникла во второй половине 3 тыс. до н.э. Для обозначения ключевых чисел 1, 10, 100

Слайд 9
В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие систему Древнего

Египта.

Звезда – тысяча рублей
Колесо – сто рублей
Квадрат – десять рублей
Х - рубль
| - копейку.

В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие систему Древнего Египта.Звезда – тысяча рублейКолесо – сто

Слайд 10Славянская система счисления
алфавитная система счисления (непозиционная)
Более совершенные непозиционные с/с.
К их

числу относились славянская, греческая, финикийская и др. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 10 до 900) обозначались буквами алфавита.
В России славянская нумерация сохранилась до конца 17 века. При Петре I возобладала арабская нумерация, которой пользуемся до сих пор.
Греки над буквами, обозначающими числа, ставили специальный знак – титло.
Славянская система счисленияалфавитная система счисления (непозиционная)Более совершенные непозиционные с/с. К их числу относились славянская, греческая, финикийская и

Слайд 11Римская система счисления
Знакомая нам римская система принципиально ненамного отличается от египетской.


В ней для обозначения чисел
1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000
используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, С, D и М (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления.
Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр».

Римская система счисленияЗнакомая нам римская система принципиально ненамного отличается от египетской. В ней для обозначения чисел

Слайд 12Римская система счисления
Правила:
(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
если младшая

цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы (частично непозиционная!)
Примеры:
MDCXLIV =

1000

+ 500

+ 100

– 10

+ 50

– 1

+ 5

2389 = 2000 + 300 + 80 + 9

2389 = M M C C C L X X X I X

M M

CCC

LXXX

IX

= 1644

Римская система счисленияПравила:(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подрядесли младшая цифра (только одна!) стоит слева от

Слайд 13Примеры:
MMCMXCV =
1895 =

Примеры:MMCMXCV =1895 =

Слайд 14Индийская мультипликативная (позиционная)
Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна

от другой в древнем Междуречье (Вавилон), у племени Майя и в Индии, что говорит о неслучайности перехода к позиционным системам счисления.
В 5в. в Индии и Китае зародились системы, которые использовали не только принцип сложения, но и умножения.
Индийская мультипликативная (позиционная)Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна от другой в древнем Междуречье (Вавилон),

Слайд 15Десятичная (позиционная)
Современная десятичная система нумерации возникла на основе индийской. Такая с/с

дает принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись компактна и удобна для арифметических операций.
В 10 веке десятичная система доходит до Испании, в начале 12в. она появляется и в других странах Европы. Она получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского.
С введением десятичных дробей десятичная система стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.
Десятичная (позиционная)Современная десятичная система нумерации возникла на основе индийской. Такая с/с дает принципиальную возможность записывать сколь угодно

Слайд 16Вавилонская шестидесятеричная (позиционная)
2 тыс. лет до н.э. Первая система, основанная на

позиционном принципе. Сыграла большую роль в развитии математики и астрономии. До сих пор час делим на 60 минут, минуту – на 60 секунд, окружность – на 360 градусов.
Все числа составлялись из двух знаков: прямой клин (для обозначения единиц) и лежачий клин (для обозначения десятков). Число 60 снова обозначалось прямым клином, также, как и 3600. Для определения значения числа надо было его запись разбить на разряды справа налево. Цифра в каждом последующем разряде была в 60 раз больше той же цифры в предыдущем.
Таблицу умножения вавилоняне никогда не запоминали, так как это было практически невозможно. При вычислении они пользовались готовыми таблицами умножения.
Вавилонская шестидесятеричная (позиционная)2 тыс. лет до н.э. Первая система, основанная на позиционном принципе. Сыграла большую роль в

Слайд 17Позиционные системы счисления
Десятичная система: первоначально – счет на пальцах изобретена в Индии,

заимствована арабами, завезена в Европу.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10

Другие позиционные системы:
двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (информатика)
двенадцатеричная (1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов)
двадцатеричная (1 франк = 20 су)
шестидесятеричная (1 минута = 60 секунд, 1 час = 60 минут)

Позиционные системы счисленияДесятичная система:  первоначально – счет на пальцах изобретена в Индии, заимствована арабами, завезена в

Слайд 18Пример 1.
Свернутая форма
Х10=673,4910
Развернутая форма

2 1 0

-1 -2
673 ,4 9 10 =
6*102+7*101+3*100 +4*10-1 +9* 10-2
=6*100+7*10+3*1+0,4+0,09=673,4910
Пример 1.Свернутая формаХ10=673,4910Развернутая форма2   1  0   -1   -2673 ,4 9

Слайд 19Пример 2.
Свернутая форма
Х10=101,112
Развернутая форма


4 3 2 1 0 -1

-2

2 1 0 -1 -2
101 ,11 2 =
1*22+0*21+1*20 +1*2-1 +1* 2-2 =4+0+1+1/2+1/4=5,7510

Пример 2.Свернутая формаХ10=101,112Развернутая форма 4 3 2 1  0 -1 -2 2 1  0

Слайд 20Записать в развернутой форме следующие числа
12345,678910
1000110,11012
123,7068
102123
12A5B0F,5E16
1143,1215
555,556
1203,14

Записать в развернутой форме следующие числа12345,6789101000110,11012123,706810212312A5B0F,5E161143,1215555,5561203,14

Слайд 21Записать в свернутой форме
4·103 +0·102 +2·101 +9·100 +8·10-1

1·25 +1·24 +1·23

+0·22 + 1·21 +1·20 +1·2-1 +1·2-2

6·163 +10·162 +0·161 +12·160 +1·16-1

1·54 +3·53 + 0 · 52+ 4·51 +0 · 50+ 0 · 5-1+ 1·5-2
Записать в свернутой форме4·103 +0·102 +2·101 +9·100 +8·10-1 1·25 +1·24 +1·23 +0·22 + 1·21 +1·20 +1·2-1 +1·2-2

Слайд 22Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую

Перевод чисел  из десятичной системы счисления  в любую другую

Слайд 23Представим число записанное в десятичной системе счисления в позиционных системах счисления:
двоичной,

восьмеричной, шестнадцатеричной.

6210 = А2

6710 = А8

9110 = А16

Представим число записанное в десятичной системе счисления  в позиционных системах счисления:двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.6210 = А26710 =

Слайд 24
Представим число 6210
в двоичной системе счисления:
31
0
15
7
3
1
Ответ: 6210 = 1111102

Представим число 6210 в двоичной системе счисления:31015731Ответ: 6210 = 1111102

Слайд 25
67
Представим число 6710
в восьмеричной системе счисления:
8
3
1

Ответ: 6710 = 1038

67Представим число 6710 в восьмеричной системе счисления:831Ответ: 6710 = 1038

Слайд 26

Представим число 9110
в шестнадцатеричной системе счисления:
91
5

Ответ: 9110 = 5B16

Представим число 9110 в шестнадцатеричной системе счисления:915Ответ: 9110 = 5B16

Слайд 27Правила перевода
Из десятичной системы счисления
в позиционные системы счисления:
Разделить десятичное число

на основание системы счисления. Получится частное и остаток.

Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления.

Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системы счисления.
Правила переводаИз десятичной системы счисления 			в позиционные системы счисления:Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное

Слайд 28Перевод дробных чисел
Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений

на основание новой С.С. до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность;
полученные целые части произведения привести в соответствие с алфавитом новой С.С. ;
составить дробную часть числа в новой С.С., начиная с целой части первого произведения.

1 способ - универсальный

Перевод дробных чиселПоследовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой С.С. до тех

Слайд 290,73410 = х2 =х 8 =х16
0, 734
х 2
468
х 2
1
0
936
х 2
1
872
0,73410=0,1012
1
1
0
0, 734
х

8

872

х 8

5

6

976

х 8

7

808

0,73410=0,5678

7

5

6

0, 734

х 16

744

х 16

11

11

904

х 16

14

464

0,73410=0,BBE16

E

B

B

0,73410 = х2 =х 8 =х160, 734х 2468х 210936х 218720,73410=0,10121100, 734х 8872х 856976х 878080,73410=0,56787560, 734х 16744х 161111904х

Слайд 30Перевод чисел в десятичную систему счисления из любой другой

Перевод чисел  в десятичную систему счисления  из любой другой

Слайд 31Перевод чисел в десятичную систему счисления из любой другой
Представить число в

развернутом виде и вычислить полученное выражение

1 способ - универсальный

Перевод чисел  в десятичную систему счисления  из любой другойПредставить число в развернутом виде и вычислить

Слайд 32Представим число 20103214
в десятичной системе счисления:
Ответ: 20103214=82510
512+0+256+0+48+8+1= 82510
а0=1
Свойство степени


6 5 4 3 2 1 0
20103214 = 2∙46+0∙45+1∙44+0∙43+3∙42+2∙41+1∙40=

Представим число 20103214 в десятичной системе счисления:Ответ: 20103214=82510512+0+256+0+48+8+1= 82510 а0=1Свойство степени 6  5  4

Слайд 33Представим число 3478
в десятичной системе счисления:
Ответ: 3478=23110
2 1

0
3478= 3∙82+4∙81+7∙80=192+32+7=23110
Представим число 3478 в десятичной системе счисления:Ответ: 3478=231102   1  03478= 3∙82+4∙81+7∙80=192+32+7=23110

Слайд 34Представим число A7В16
в десятичной системе счисления:
Ответ: А7В16 = 268310
2

1 0
А7В 16 =
10*162+7*161+11*160=2560+112+11=
268310
Представим число A7В16 в десятичной системе счисления:Ответ: А7В16 = 2683102  1 0А7В 16 = 10*162+7*161+11*160=2560+112+11=268310

Слайд 35Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а

затем проверьте результаты, выполнив обратные действия.

12510
22910
209,12510


Закрепление пройденного материала

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные действия.

Слайд 36Закрепление пройденного материала
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты,

выполнив обратные действия.

101101112
10110112
110100,112
5178
123,418
АВС16
1DE,C816

Закрепление пройденного материала Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные действия.10110111210110112110100,1125178123,418АВС161DE,C816

Слайд 37Итоги урока. Что нового узнали для себя на уроке, и что вам

уже было знакомо? Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС? Какие моменты вам были не понятны?
Итоги урока. Что нового узнали для себя на уроке, и что вам уже было знакомо?  Каково

Слайд 38 Домашнее задание. п. 3.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс,

Н.Д. Угринович), читать, ответить на вопросы, выучить определение СС; № 3,1 – 3,5 ответить на вопросы в конце параграфа.
Домашнее задание.  п. 3.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс,  Н.Д. Угринович), читать, ответить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть