Слайд 1Представление числовой информации с помощью систем счисления
9 класс
Слайд 2Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.)
«Мысль – выражать все числа
немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»
Слайд 3История систем счисления
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами
и цифрами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведем свой семейный бюджет и т.д. и т.п.
Числа, цифры…они с нами везде.
А две тысячи лет назад что знал человек о числах?
А пять тысяч лет назад?
Сегодня, в 21 веке, человечество для записи чисел использует в основном десятичную систему счисления.
А что такое система счисления?
Слайд 4Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора
специальных знаков.
Основание – это количество цифр используемых системой счисления.
Слайд 5Виды систем счисления
Позиционные
Непозиционные
Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа.
Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.
Слайд 6Анатомического происхождения
Десятичная
Пятеричная
Двенадцатеричная
Двадцатеричная
Алфавитные
Славянская
Древнеармянская
Древнегрузинская
Древнегреческая
Прочие
Римская
Вавилонская
Машинные
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
Обозначения в различных системах счисления (Обозначения в различных системах счисления
(Приложение1).
Слайд 7Непозиционные системы
Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день,
1 камень,
1 баран, …)
Использовалась в древности (10-11 тыс.лет до н.э.). Для записи чисел применялся только один символ – палочка.
Неудобства: громоздкая запись, большая вероятность ошибки.
В дальнейшем люди стали группировать палочки по 3, 5, 10 штук. И при записи стали использовать знаки, соответствующие группе из нескольких предметов.
Слайд 8Древнеегипетская десятичная (непозиционная)
Возникла во второй половине 3 тыс. до н.э. Для
обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и т.д. использовались специальные значки – иероглифы. Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, для изображения числа 3252 рисовали три цветка лотоса (3 000), два свернутых пальмовых листа (200), пять дуг (50) и два шеста (2). Причем знаки можно было записывать сверху вниз, справа налево, вперемежку.
Слайд 9
В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие систему Древнего
Египта.
Звезда – тысяча рублей
Колесо – сто рублей
Квадрат – десять рублей
Х - рубль
| - копейку.
Слайд 10Славянская система счисления
алфавитная система счисления (непозиционная)
Более совершенные непозиционные с/с.
К их
числу относились славянская, греческая, финикийская и др. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 10 до 900) обозначались буквами алфавита.
В России славянская нумерация сохранилась до конца 17 века. При Петре I возобладала арабская нумерация, которой пользуемся до сих пор.
Греки над буквами, обозначающими числа, ставили специальный знак – титло.
Слайд 11Римская система счисления
Знакомая нам римская система принципиально ненамного отличается от египетской.
В ней для обозначения чисел
1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000
используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, С, D и М (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления.
Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр».
Слайд 12Римская система счисления
Правила:
(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
если младшая
цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы (частично непозиционная!)
Примеры:
MDCXLIV =
1000
+ 500
+ 100
– 10
+ 50
– 1
+ 5
2389 = 2000 + 300 + 80 + 9
2389 = M M C C C L X X X I X
M M
CCC
LXXX
IX
= 1644
Слайд 14Индийская мультипликативная (позиционная)
Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна
от другой в древнем Междуречье (Вавилон), у племени Майя и в Индии, что говорит о неслучайности перехода к позиционным системам счисления.
В 5в. в Индии и Китае зародились системы, которые использовали не только принцип сложения, но и умножения.
Слайд 15Десятичная (позиционная)
Современная десятичная система нумерации возникла на основе индийской. Такая с/с
дает принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись компактна и удобна для арифметических операций.
В 10 веке десятичная система доходит до Испании, в начале 12в. она появляется и в других странах Европы. Она получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского.
С введением десятичных дробей десятичная система стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.
Слайд 16Вавилонская шестидесятеричная (позиционная)
2 тыс. лет до н.э. Первая система, основанная на
позиционном принципе. Сыграла большую роль в развитии математики и астрономии. До сих пор час делим на 60 минут, минуту – на 60 секунд, окружность – на 360 градусов.
Все числа составлялись из двух знаков: прямой клин (для обозначения единиц) и лежачий клин (для обозначения десятков). Число 60 снова обозначалось прямым клином, также, как и 3600. Для определения значения числа надо было его запись разбить на разряды справа налево. Цифра в каждом последующем разряде была в 60 раз больше той же цифры в предыдущем.
Таблицу умножения вавилоняне никогда не запоминали, так как это было практически невозможно. При вычислении они пользовались готовыми таблицами умножения.
Слайд 17Позиционные системы счисления
Десятичная система:
первоначально – счет на пальцах
изобретена в Индии,
заимствована арабами, завезена в Европу.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Основание (количество цифр): 10
Другие позиционные системы:
двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (информатика)
двенадцатеричная (1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов)
двадцатеричная (1 франк = 20 су)
шестидесятеричная (1 минута = 60 секунд, 1 час = 60 минут)
Слайд 18Пример 1.
Свернутая форма
Х10=673,4910
Развернутая форма
2 1 0
-1 -2
673 ,4 9 10 =
6*102+7*101+3*100 +4*10-1 +9* 10-2
=6*100+7*10+3*1+0,4+0,09=673,4910
Слайд 19Пример 2.
Свернутая форма
Х10=101,112
Развернутая форма
4 3 2 1 0 -1
-2
2 1 0 -1 -2
101 ,11 2 =
1*22+0*21+1*20 +1*2-1 +1* 2-2 =4+0+1+1/2+1/4=5,7510
Слайд 20Записать в развернутой форме следующие числа
12345,678910
1000110,11012
123,7068
102123
12A5B0F,5E16
1143,1215
555,556
1203,14
Слайд 21Записать в свернутой форме
4·103 +0·102 +2·101 +9·100 +8·10-1
1·25 +1·24 +1·23
+0·22 + 1·21 +1·20 +1·2-1 +1·2-2
6·163 +10·162 +0·161 +12·160 +1·16-1
1·54 +3·53 + 0 · 52+ 4·51 +0 · 50+ 0 · 5-1+ 1·5-2
Слайд 22Перевод чисел
из десятичной системы счисления
в любую другую
Слайд 23Представим число записанное в десятичной системе счисления
в позиционных системах счисления:
двоичной,
восьмеричной, шестнадцатеричной.
6210 = А2
6710 = А8
9110 = А16
Слайд 24
Представим число 6210
в двоичной системе счисления:
31
0
15
7
3
1
Ответ: 6210 = 1111102
Слайд 25
67
Представим число 6710
в восьмеричной системе счисления:
8
3
1
Ответ: 6710 = 1038
Слайд 26
Представим число 9110
в шестнадцатеричной системе счисления:
91
5
Ответ: 9110 = 5B16
Слайд 27Правила перевода
Из десятичной системы счисления
в позиционные системы счисления:
Разделить десятичное число
на основание системы счисления. Получится частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системы счисления.
Слайд 28Перевод дробных чисел
Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений
на основание новой С.С. до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность;
полученные целые части произведения привести в соответствие с алфавитом новой С.С. ;
составить дробную часть числа в новой С.С., начиная с целой части первого произведения.
1 способ - универсальный
Слайд 290,73410 = х2 =х 8 =х16
0, 734
х 2
468
х 2
1
0
936
х 2
1
872
0,73410=0,1012
1
1
0
0, 734
х
8
872
х 8
5
6
976
х 8
7
808
0,73410=0,5678
7
5
6
0, 734
х 16
744
х 16
11
11
904
х 16
14
464
0,73410=0,BBE16
E
B
B
Слайд 30Перевод чисел
в десятичную систему счисления
из любой другой
Слайд 31Перевод чисел
в десятичную систему счисления
из любой другой
Представить число в
развернутом виде и вычислить полученное выражение
1 способ - универсальный
Слайд 32Представим число 20103214
в десятичной системе счисления:
Ответ: 20103214=82510
512+0+256+0+48+8+1= 82510
а0=1
Свойство степени
6 5 4 3 2 1 0
20103214 = 2∙46+0∙45+1∙44+0∙43+3∙42+2∙41+1∙40=
Слайд 33Представим число 3478
в десятичной системе счисления:
Ответ: 3478=23110
2 1
0
3478= 3∙82+4∙81+7∙80=192+32+7=23110
Слайд 34Представим число A7В16
в десятичной системе счисления:
Ответ: А7В16 = 268310
2
1 0
А7В 16 =
10*162+7*161+11*160=2560+112+11=
268310
Слайд 35Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а
затем проверьте результаты, выполнив обратные действия.
12510
22910
209,12510
Закрепление пройденного материала
Слайд 36Закрепление пройденного материала
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты,
выполнив обратные действия.
101101112
10110112
110100,112
5178
123,418
АВС16
1DE,C816
Слайд 37Итоги урока.
Что нового узнали для себя на уроке, и что вам
уже было знакомо?
Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС?
Какие моменты вам были не понятны?
Слайд 38 Домашнее задание.
п. 3.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс,
Н.Д. Угринович), читать, ответить на вопросы, выучить определение СС;
№ 3,1 – 3,5 ответить на вопросы в конце параграфа.