Слайд 1Анализ и совершенствование бизнес-процессов
2. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией.
Слайд 2Понятие процесса
Понятие «процессный подход» появилось впервые после выхода в свет новой
версии международных стандартов ИСО 9000:2000.
Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ИСО 9000).
Слайд 3Функциональный подход к управлению организацией
Функционально-ориентированная организация – организация, структура которой неизменна,
имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность «сверху - вниз».
Слайд 4Особенности функционально-ориентированной организации
Строгая вертикальная иерархия управления.
Жесткое разделение труда, сгруппированное в соответствии
со спецификой выполняемых действий.
Управление, ориентированное на выполнение однородных действий.
Слайд 5Схематическое представление прохождения процесса по отделам организации
Слайд 6Чем характерна функциональная структура
Невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой
природы вертикальной иерархии.
Буфер на пути инноваций – защита от изменений, которые могут привести к неоправданному риску.
Нет ориентации на клиента, главный потребитель - вышестоящий начальник.
Непроизвольная разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам.
Нет заинтересованности работающих в конечном результате - системы их оценки оторваны от результативности работы.
Рост накладных расходов – сначала процесс разбивается на множество операций, а затем «склеивается» через управленческий аппарат («отрицательная экономия на масштабе» - предприятия больше платят за «клей» чем за работу).
Каждое подразделение - обособленный островок методов управления и автоматизации (20% - время выполнения операции, 80% - передача результатов).
Слайд 7Процессный подход
Существуют две точки зрения на то, что представляет процесс:
процесс -
это организация ресурсов,
процесс - это организационная деятельность.
Определение по ИСО 9000:2000 : «процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».
Слайд 8Процессный подход
Бизнес-процесс - цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых
используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения определенных результатов для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.
Процессно-ориентированная организация – это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом.
Слайд 10Процессный подход
Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру
предприятия, а на сами бизнес-процессы (БП).
В этом подходе,
предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество БП,
система управления предприятием ориентирована на управление как каждым БП в отдельности, так и всеми БП предприятия,
система качества предприятия ориентирована на обеспечение качества выполнения БП.
Слайд 11Процессы должны быть:
непрерывными, последовательными, документально оформлены,
нацеленными на создание результата, имеющего ценность
для потребителя,
контролируемы, то есть обеспечены точками, метода и средствами контроля,
рационально выстроены, чтобы исключить «возвраты» или лишние и неэффективные операции,
снабжены каналами передачи информации и пр.
Слайд 12Процесс является объектом управления, для чего необходимо предусмотреть наличие следующих факторов:
ресурсы,
необходимые для функционирования процессов с заданной эффективностью и результативностью,
средства и способы достижения запланированных результатов и установленных целей,
процедуры управления изменениями процессов,
порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствия или сбоев в процессе и т. д.
Слайд 13Схема процесса
Основная деятельность
Вход
Контроль
Хранение и доставка
Потребитель
Доработка или утилизация
Управление процессом
Ресурсы
Информация о ходе процесса
Показатели процесса
Показатели продукта
Удовл-ть клиента
Контрольные точки
Владелец процесса
Выход
Слайд 15Процессный подход позволяет:
перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях
и Должностные инструкции) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес-процессов;
выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями, выполняемыми тем или иным подразделением);
сменить ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на Заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого, именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии
Слайд 16Процессный и функциональный подходы
Противопоставление процессного и "функционального" подхода принципиально неверно.
Слайд 17Анализ и совершенствование бизнес-процессов
3. Основы управления процессами
Слайд 18Концепция управления бизнес-процессами
TQM (Total Quality Management) — система всеобщего управления качеством;
стандарты
ИСО серии 9000 — стандарты, регламентирующие требования к системам менеджмента качества;
BPMS (Business Process Management System) — системы управления бизнес-процессами;
ERP (Enterprise Resource Planning) — комплексная система планирования и управления ресурсами организации.
Слайд 19Total Quality Management (TQM)
Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Слайд 20TQM
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не
только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала.
Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
качества продукции,
качества организации процессов,
уровня квалификации персонала.
позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.
Слайд 21TQM
Качество определяется следующими категориями:
степенью реализации требований клиентов,
значениями финансовых показателей компании,
уровенем удовлетворенности
служащих компании своей работой.
TQM включает 2 механизма:
Quality Assurance (QA) — контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.
Quality Improvements (QI) — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
Слайд 22В основе TQM лежат следующие принципы:
ориентация на потребителя,
вовлечение работников, что даёт
возможность организации с выгодой использовать их способности,
подход к системе качества как к процессу,
системный подход к управлению,
постоянное улучшение.
Слайд 23Стандарты ИСО серии 9000
Стандарты ИСО серии 9000 — серия международных
стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.
Серия стандартов ИСО 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации.
В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Слайд 24BPMS (Business Process Management System)
Процессы могут и должны совершенствоваться вместе
с динамически меняющимися потребностями бизнеса.
Автоматизация бизнес-процессов, например, за счет внедрения концепции управления бизнес-процессами (Business Process Management — BPM) может существенно улучшить показатели компании.
Подготовительная фаза к внедрению BPMS заставляет компании определить для каждого процесса его этапы, что часто приводит к выявлению их избыточности и неэффективности.
Слайд 25Жизненный цикл управления процессами в BPM
Слайд 26Особенности концепции BPM
Стратегическое управление бизнес-процессами (от миссии организации к целям процессов),
в том числе с опорой на сбалансированную систему показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC)
Методология моделирования бизнес-процессов должна учитывать стратегии управления бизнес-процессами.
Методология анализа бизнес-процессов должна поддерживать: логический анализ, анализ характеристик процесса, результатов моделирования, рисков, ресурсного окружения процессов и др.
Методология оптимизации бизнес-процессов должна поддерживать реинжиниринг и постепенное (постоянное) совершенствование.
Инструментальные средства должны обеспечивать моделирование различных уровней организации: от стратегий управления и описания процессов до поддержки информационной инфраструктуры на основании моделей бизнес-процессов и технологий управления потоками работ
Слайд 27Основные факторы внедрения системы процессного управления:
Наличие концепции (цели и задачи, принципы
их достижения).
Наличие документированной системы процессов.
Наличие нормативной базы (регламентов).
Наличие механизма реализации регламентов.
Наличие у персонала знаний и навыков в рамках концепции, документации, регламентов.
Соблюдение требований системы всеми вовлеченными сторонами (участниками процессов).
Слайд 28Управленческие циклы
Цикл управления по Тейлору
Слайд 29Управленческие циклы
Цикл PDCA (Шухарт)
Э. Деминг пропагандировал использование предложенного Шухартом цикла в
качестве основного способа достижения непрерывного улучшения процессов. Он также ввел модификацию цикла PDCA - цикл PDSA ("study" - изучать).
Слайд 30Управленческие циклы
Цикл Исикавы
Слайд 31Управленческие циклы
Шесть Сигм:
система настройки регулярных бизнес-процессов на снижение всех типов дефектов
и потерь с помощью последовательного выполнения проектов по устранению корневых причин дефектов на основе количественных исследований процессов.
Слайд 32Бизнес-процесс как объект управления
Конвейер – это тщательно продуманная система организации труда,
где изготовление некоторого изделия разбито на операции - такие единицы работ, которые могут быть выполнены одним участником.
Бизнес-процесс – это организация труда, регламентирующая порядок выполнения операций с целью добиться наивысшей возможной производительности труда и качества результата.
Слайд 33Бизнес-процесс как объект управления
Бизнес-процесс – это: цепь логически связанных, повторяющихся действий,
в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов (ИСО 9000:2000).
Управление - это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Слайд 34Управление бизнес-процессами
Термин «управление бизнес-процессами» имеет несколько значений:
управление предприятием с использованием бизнес-процессов;
управление
бизнес-процессами, которые требуют постоянного контроля и вмешательства со стороны менеджера процесса.
Слайд 35Уровни управления бизнес-процессами
Оперативное управление экземплярами процесса, предполагает контроль параметров исполнения каждого
экземпляра с целью выявить те из них, которые выполняются с отклонениями.
Тактическое управление на уровне группы бизнес-процессов, предполагает контроль показателей, характеризующих работу совокупности экземпляров на краткосрочном временном интервале.
Стратегическое управление на уровне схемы процесса предполагает контроль параметров на долгосрочном временном интервале.