Слайд 1Алгоритмизация.
Виды алгоритмов.
Слайд 2История
Исторически термин «алгоритм» произошел от фамилии арабского (узбекского) математика IX века
аль-Хорезми (полное имя — Абу Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми).
Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Имя аль-Хорезми указывает на его родину — среднеазиатское государство Хорезм.
Им было написано первое руководство по арифметике, основанное на позиционном принципе.
Слайд 3Алгоритм
это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих
от исходных данных к искомому результату.
это точно определенная последовательность простых действий, обеспечивающих решение любой задачи из некоторого класса.
Слайд 4Свойства алгоритма
Дискретность – пошаговый характер выполнения алгоритма. Переход к следующему шагу
происходит только тогда, когда закончен предыдущий.
Точность – команды, которые описывает алгоритм должны быть однозначно интерпретированы исполнителем.
Слайд 5Свойства алгоритма
Понятность – алгоритм должен быть описан в доступных действиях для
исполнителя.
Конечность – алгоритм должен приводить к какому – либо результату.
Массовость – алгоритм распределяется на конечную последовательность исходных данных.
Слайд 6Исполнитель алгоритма
это субъект или устройство, способное правильно интерпретировать описание алгоритма и
выполнить содержащийся в нем перечень действий.
Слайд 7Этапы решения задач на ЭВМ
Техническое задание (постановка задачи).
Формализация (математическая постановка задачи).
Выбор
(или разработка) метода решения.
Разработка алгоритма (алгоритмизация).
Выбор языка программирования.
Структура данных.
Оптимизация.
Подготовка отладки.
Тесты и методы «ручной» проверки.
Запись программы на языке программирования.
Тестирование и отладка программы.
Вычисление и обработка результатов.
Документирование.
Слайд 8Способы записи алгоритма
Словесно – строчный
Блок – схема
Язык программирования
Слайд 9Словесно – строчная запись
Пример суммирование двух чисел
Начало.
Ввести А, В.
С:=А+В.
Печать С.
Конец.
Слайд 10Блок схема – это схема, состоящая из древнегреческих фигур, каждая из
которых отвечает за определенное действие алгоритма
Процесс (Вычислительный блок)
Ввод – вывод данных
Пуск – остановка (начало-конец)
Решение (Логический блок)
Модификация (заголовок цикла)
Пример
Слайд 11Язык программирования (Паскаль)
program massiv;
uses crt;
var
X : array [1..100] of real;
i: integer;
summa: real;
begin
randomize;
for i:=1 to 100 do
begin
X[i]:=random;
writeln(X[i]);
summa:=summa+X[i];
end;
writeln;
writeln(summa);
end.
Слайд 12Виды алгоритмов
Линейный – обеспечивает последовательность действий, при котором команды выполняются в
порядке следования.
Слайд 13Виды алгоритмов
Разветвляющийся – обеспечивает выполнение серии команд в зависимости от результата
проверки истинности условия.
Условие (полное)
Условие (неполное)
Слайд 14Виды алгоритмов
Циклический – обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий (тела цикла).
Цикл
с параметрами
(пошаговый)
Цикл
с предусловием
Цикл
с постусловием
Слайд 15Язык программирования Pascal
В широком смысле язык программирования – это фиксированная система
обозначений и правил для алгоритмов и структур данных. Основой для языка программирования Pascal является латинский алфавит, десятичные цифры и правила, используемые для написания программ.
Слайд 16Основные понятия языка программирования
Идентификатор – имя объекта, устанавливающее соответствие объекта некоторому
набору символов.
Например: f gh k1 (1k) d_r (d r d,r )
Константы – элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Описание констант осуществляется в разделе const.
Const k=8; m=19;
Слайд 17Основные понятия языка программирования
Переменные – величины, которые могут менять свои значения
в процессе выполнения программы. Описание переменных осуществляется в разделе var.
Var g: integer;
st: string;
Тип данных – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.
Например: 5.9 и -7.456 относятся к вещественному типу (real), их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.д.
Слайд 18Типы данных
Типы данных делятся на стандартные и пользовательские.
Стандартные типы предложены разработчиками
системы программирования Turbo Pascal, например, Boolean, real, byte, string, char.
Слайд 19Типы данных
Пользовательские типы данных разрабатывается пользователями системы, для обеспечения семантического контроля
вводимых данных, значительного улучшения наглядности программы, более легкого поиска ошибок и экономии памяти. К пользовательским относят перечисляемый и интервальный типы.
Type color=(red, blue, white, black, brown);
month=1..12;
Слайд 20Основные понятия языка программирования
Выражение – конструкция языка, задающая порядок выполнения действий
над элементами данных.
Операнд – элемент данных, над которыми производиться операция.
Операция – действия, которые необходимо выполнить над операндом.
Слайд 21Основные понятия языка программирования
Оператор – предложение языка Pascal, задающее полное описание
некоторого действия, которое необходимо выполнить.
Операторы в Pascal разделяются точкой с запятой (;).
Оператор присваивания (:=) А:=78;
Оператор вызова процедуры ClrScr; {вызов стандартной процедуры очистки экрана}
Слайд 22Операторы ввода-вывода
Read обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор
остается на месте. Readln обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор осуществляется перевод курсора на новую строку.
Write предназначена для вывода значений на экран. Writeln выводит значения данных на экран и перводит курсор в начало следующей строки.
Слайд 23Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычисление площади треугольника по трем сторонам.
Program
zadacha (input, output);
var
a, b, c, p, s: real ;
begin
writeln (‘вв. знач. Сторон треугольника’);
readln (a, b, c);
p:=(a+b+c)/2;
s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln (‘площадь треугольника=’,s);
end
Слайд 24Решение задач с помощью линейного алгоритма
Найти среднее геометрическое и среднее арифметическое
двух чисел.
Program zadacha (input, output);
Var
a, b, sa, sq: real;
Begin
Writeln (‘введите значение двух чисел’);
Readln (a,b);
Sa:=(a+b)/2;
Sq:=sqrt(a*b);
Writeln (‘среднее арифметическое =’,sa, ‘среднее геометрическое =’,sq)
End.
Слайд 25Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычисление гипотенузы и площади треугольника
Паскаль program
zadacha (input, output)
Var
a,d,s,g:real;
begin
writeln ( `введите значения двух катетов `);
readln (a,b);
s:=a*b/2;
g:= sqrt(a*a+b*b)
writeln (‘площадь = ‘,s, ’гипотенуза =’,g);
end.
Слайд 26Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычислить длины медиан треугольника, заданного длинами
сторон.
Program zadacha (input,output);
var
a,b,c,m1,m2,m3:real;
begin
writeln (‘вв.знач. трез сторон треугольника’);
readln (a,b,c);
m1:=sqrt(2*a*a+2*b*b-c*c)/2;
m2:=sqrt(2*a*a+2*c*c-b*b)/2;
m3:=sqrt(2*b*b+2*c*c-a*a)/2
writeln (‘медианы= ’, m1,m2,m3);
end.
Слайд 27Решение задач с помощью линейного алгоритма
Треугольник задан величинами своих углов и
радиусом описанной окружности. Вычислить длины сторон треугольника.
Program zadacha (input, output);
var
a1,b1,c1,r,a,b,c:real;
begin
writeln (‘введите значения a1,b1,c1,r’);
readln (a1,b1,c1,r);
a:=2*r*sin(a1);
b:=2*r*sin(b1);
c:=2*r*sin(c1);
writeln (‘длины сторон= ’, a, b, c);
end.
Слайд 28Решение задач с помощью линейного алгоритма
Смешали V1 литров воды с температурой
Т1 с V2 литрами с t T2. Вычислить t и объем полученной смеси.
Program zadacha (input, output);
Var
v1, t1, v2, t2, v, t:real;
begin
Writeln (‘введите значения v1, t1, v2,t2’);
Readln (v1, t1, v2, t2);
v:-v1+v2
t: = (v1*t1+v2*t2)/(v1+v2);
Writeln (‘V смеси = ’, v, ‘T смеси = ’, t);
end.
Слайд 29Решение задач с помощью линейного алгоритма
Выделение цифр из заданного числа
Program zadacha
(input, output);
var
a, a1, c , d: integer;
begin
writeln (‘введите трехзначное число a’);
readln (a);
a1: = a mod 10;
d:=a div 10 mod 10;
c: = a div 100;
writeln (‘число единиц = ’, a1 , ‘ число десятков =’, d);
writeln (‘ число сотен = ‘ , c) ;
end.
Слайд 30Решение задач с помощью линейного алгоритма
Вычислить сумму членов арифметической прогрессии, зная
её первый член, разность прогрессии и число членов.
program zadacha (input, output);
var
n: integer;
a1, d, s:real;
begin
writeln (‘введите первый член, разность и число членов ариф. прогрессии’);
readln (a1,d,n);
s:=(2*a1 +d*(n-1))/2*n;
writlen (‘сумма членов арифметической прогрессии’,s)
End.
Слайд 31Решение задач с помощью линейного алгоритма
Определить давление на грунт опоры, имеющей
форму основания в виде круга радиусом R с вырезанный из центра квадратом со стороной А. Масса опоры М.
program zadacha (input, output);
var
m,r,a,d :real;
begin
writeln (‘вв. массу, R осн., сторону опоры’);
readln (m,r,a);
d:=9.8*m/(pi*r*r-a*a);
Writeln (‘давление на грунт=’,d);
end.
Слайд 32Решение задач с помощью линейного алгоритма
Дана, длина ребра куба. Найти площадь
грани, площадь полной поверхности и объем этого куба.
Program zadacha (input output);
Var
a, sg, sp, v, real;
begin
Writeln (`введите длину ребра куда);
Readln (a);
Sg: =a*a;
Sp: = 6*sg;
V: = a*a*a;
Writeln ( `S гр.= `, sg, `Sпов.= `, sp, `V куба = `, v) ;
End.
Слайд 33Ветвление
Оператор условия If then else
нет>; предназначен для реализации простого ветвления алгоритма.
Оператор выбора Case <селектор> of
<значение1>:<оператор1>;
<значение2>:<оператор2>;
………………………………;
<значениеN>:<операторN>
Else <оператор - нет>;
Слайд 34Ветвление
Оператор Case используется при множественном разветвлении алгоритма, например, если необходимо по
числовому значению месяца указать время года (1, 2, 12 – зима; 3, 4, 5 – весна и т.д.).
program sezon;
var n: 1..12; {перечисляемый тип, здесь допускает только значения от 1 до 12 }
begin
writeln(‘Введите числовое значение месяца’);
readln(n);
case n of
1, 2, 12: writeln(‘зима’);
3..5: writeln(‘весна’);
6..8: writeln(‘лето’)
else writeln(‘осень’);
end.
Слайд 35Решение задач с помощью ветвления
Вычислить y=1/x
Program zadacha (input,output);
Var
x,y:real;
Begin
Writeln (‘введите значение переменной
x’);
Readln (x);
If x=0 then writeln (‘при х=0 решения нет’)
Else writeln (‘при х= ’,x,’ y=’, 1/x)
End.
Слайд 36Решение задач с помощью ветвления
Даны два числа. Выдать на печать наибольшее
из них.
Program zadacha (input,output);
Var
a,b,s:real;
Begin
Writeln (‘вв. значение двух переменных а, в’);
Readln (a,b);
If a>b then s:= a else s:=b;
writeln (‘большее число = ‘ , s)
end.
Слайд 37Решение задач с помощью ветвления
Составить алгоритм выбора наименьшего из трех различных
чисел.
Program zadacha (input,output);
Var
a, b, c, min :real
Begin
Writeln(`вв.знач. трех перемен a, b, c`)
Readln(a, b, c);
Min:=a;
If d If c< min then min:= c;
Writeln( ` наименование число =`, min)
End.
Слайд 39Решение задач с помощью ветвления
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ
Program zadacha (input,output);
VAR
A,B,C,D,X1,X2,Х:REAL;
BEGIN
Writeln(‘ВВ. КОЭФ. КВАДР.
УРАВНЕНИЯ a,b,c’);
Readln (a,b,c);
D:=b*b-4*a*c;
If d>0 then begin
X1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
X2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);
Writeln (‘x1=’,x1, ‘x2=’, x2)
End
Else if d=0 then begin x:=(-b)/(2*a);
Writeln (‘x=’,x)
End
Else Writeln (‘уравнение не имеет корней’)
End.
Слайд 40Решение задач с помощью ветвления
Определение номера четверти плоскости
Program zadacha (input, output);
Var
x,y:real;
Begin
Writeln (‘введите координаты точки x,y ‘ );
Readln (x,y);
If (x>0) and (y>0)
Then k:=1
Else if (x<0) and (y>0) then k:=2
Else if (x<0) and (y<0)
Then k:=3
Else k:=4;
Writeln (‘точка находится в ‘ ,k, ‘ четверти ‘)
End.
Слайд 41Решение задач с помощью ветвления
Для данного N составить алгоритм вычисления факториала
N!=1*2*3*….*N.
Program zadacha
Var
F,I,n:integer;
begin
Writeln (‘введите натуральное число N’);
Readln (n);
F:=1;
For i:=1 to n do f:=f*I;
Writeln (n,’!=’,f)
End.
Слайд 42Решение задач с помощью ветвления
Среди чисел 1
Найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению.
Program zadacha (input, output);
Var
k, a, b: integer;
begin
k:=0
for a:=1 to 100 do
for b:= 1 to 100 do begin
if a+b=a*b then begin
k:= k+1;
Writeln (‘числа’, a, b)
end;
end
if k=0 then Writeln (‘таких чисел нет’)
end.