Презентация, доклад по информатике Системы счисления, 8 класс

Содержание

Содержание:Двоичное кодирование в ПКЧто такое система счисления?Непозиционные системы счисленияПозиционные системы счисленияПеревод в 10-тичную ССПеревод из 10-тичной ССПеревод из 2-ной в 8-ную и обратноПеревод из 2-ной в 16-ную и обратноОпросАрифметические операции в позиционных СССложение и вычитание в

Слайд 1 Системы счисления
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 128»
И.А. Мерс

Системы счисленияучитель информатикиМБОУ «СОШ № 128»И.А. Мерс

Слайд 2Содержание:
Двоичное кодирование в ПК
Что такое система счисления?
Непозиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Перевод

в 10-тичную СС
Перевод из 10-тичной СС
Перевод из 2-ной в 8-ную и обратно
Перевод из 2-ной в 16-ную и обратно
Опрос
Арифметические операции в позиционных СС
Сложение и вычитание в 2-ой СС
Умножение в 2-ой СС
Сложение и вычитание в 8-ой СС
Решение примеров


Содержание:Двоичное кодирование в ПКЧто такое система счисления?Непозиционные системы счисленияПозиционные системы счисленияПеревод в 10-тичную ССПеревод из 10-тичной ССПеревод

Слайд 3Двоичное кодирование в компьютере
Вся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена

двоичным кодом с помощью двух цифр: 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами, или двоичным кодом.
С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов.
Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
0 – отсутствие электрического сигнала;
1 – наличие электрического сигнала.

Двоичное кодирование в компьютереВся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр:

Слайд 4С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение.

Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

меню

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в

Слайд 5Система счисления
Почему мы используем цифры от 0 до 9? А

как можно считать еще? Оказывается, существует множество вариантов! И это зависит от такого понятия, как система счисления.

Система счисления (СС) — способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами.

меню

Система счисления Почему мы используем цифры от 0 до 9? А как можно считать еще? Оказывается, существует

Слайд 6Виды систем счисления
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
ПОЗИЦИОННЫЕ
НЕПОЗИЦИОННЫЕ
В непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра,

не зависит от положения в числе.
XXI

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от её положения в числе (позиции).
211

Виды систем счисленияСИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯПОЗИЦИОННЫЕНЕПОЗИЦИОННЫЕВ непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения в числе.

Слайд 7Непозиционные системы счисления
Ярким примером фактически непозиционной системы счисления является римская, в

которой в качестве цифр используются латинские буквы:
I обозначает 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M -1000.
Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. Например, II = 1 + 1 = 2, здесь символ I обозначает 1 независимо от места в числе.
Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц.
Пример: число 1789. Одна тысяча M, семь сотен DCC, восемьдесят LXXX, девять IX. Запишем их вместе: MDCCLXXXIX.
MDCCLXXXIX=1000+(500+100+100)+(50+10+10+10)+(10-1)=1789
Для изображения чисел в непозиционной системе счисления нельзя ограничится конечным набором цифр. Кроме того, выполнение арифметических действий в них крайне неудобно.

меню

Непозиционные системы счисленияЯрким примером фактически непозиционной системы счисления является римская, в которой в качестве цифр используются латинские

Слайд 8Первые позиционные системы счисления
Самой первой такой системой, когда счетным "прибором" служили

пальцы рук, была пятеричная.
Следующей возникла двенадцатеричная система счисления. Возникла она в древнем Шумере. Возможно, что она возникала у них из подсчёта фаланг на руке большим пальцем.
На ее широкое использование в прошлом указывает сохранившиеся в ряде стран способы отсчета времени, денег и соотношения между некоторыми единицами измерения. Год состоит из 12 месяцев, а половина суток состоит из 12 часов.
Элементом двенадцатеричной системы в современности может служить счёт дюжинами.
Английский фунт состоит из 12 шиллингов.
Первые позиционные системы счисленияСамой первой такой системой, когда счетным

Слайд 9Следующая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем

вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
В более позднее время использовалась арабами, а также древними и средневековыми астрономами. Шестидесятеричная система счисления, как считают исследователи, являет собой синтез уже вышеупомянутых пятеричной и двенадцатеричной систем.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Следующая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в

Слайд 10Десятичная система счисления
Десятичная система счисления — позиционная система счисления по

основанию 10.
Предполагается, что основание 10 связано с количеством пальцев на руках у человека.
Наиболее распространённая система счисления в мире.
Для записи чисел используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами.
Десятичная система счисления Десятичная система счисления — позиционная система счисления по основанию 10.Предполагается, что основание 10 связано

Слайд 11Двоичная система счисления
Двоичная система счисления — позиционная система счисления с

основанием 2.
Используются цифры 0 и 1.
Двоичная система используется в цифровых устройствах, поскольку является наиболее простой и удовлетворяет требованиям:
Чем меньше значений существует в системе, тем проще изготовить отдельные элементы.
Чем меньше количество состояний у элемента, тем выше помехоустойчивость и тем быстрее он может работать.
Простота создания таблиц сложения и умножения — основных действий над числами

Двоичная система счисления Двоичная система счисления — позиционная система счисления с основанием 2. Используются цифры 0 и

Слайд 12Алфавит двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления
Количество используемых цифр называется

основанием системы счисления.
Алфавит двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисленияКоличество используемых цифр называется основанием системы счисления.

Слайд 13Соответствие десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления

При одновременной работе с

несколькими системами счисления для их различения основание системы обычно указывается в виде нижнего индекса, который записывается в десятичной системе:
32110 — это число 321 в десятичной системе счисления;
1010000012 — то же число, но в двоичной системе.
Двоичное число 1010000012 можно расписать в виде:

1010000012 = 1*28 + 0*27 + 1*26 + 0*25 + 0*24 +0*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20.
Соответствие десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисленияПри одновременной работе с несколькими системами счисления для их различения

Слайд 14Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную
Чтобы перевести целое

число из позиционной системы счисления с основанием p в десятичную, нужно справа налево, начиная с 0, расставить разряды, потом каждую цифру умножить на основание системы счисления из которой переводим в степени этого разряда.
Например, переведем число 110012 в десятичную систему счисления. Для этого представим это число в виде степеней двойки и произведем вычисления в десятичной системе счисления.
110012 = 1*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 1*16 +1*8 + 0*4 + 0*2 + 1*1 = 16 + 8 + 0 + 0 + 1 = 2510
Рассмотрим еще один пример. Переведем число 12,348 в десятичную систему счисления.
12,348 = 1*81 + 2*80 + 3*8-1 + 4*8-2 = 1*8 + 2*1 + 3*1/8 +4*1/64 = 10 + 0,375 + 0,0625 = 10,437510

0

1

2

3

4

0

1

-1

-2

меню

Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичнуюЧтобы перевести целое число из позиционной системы счисления с

Слайд 15Перевод целых десятичных чисел в 2, 8, 16-ую системы счисления



Перевод целых десятичных чисел  в 2, 8, 16-ую системы счисления

Слайд 16Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую
Перевод из десятичной

системы счисления в систему счисления с основанием p осуществляется последовательным делением десятичного числа и его десятичных частных на p, а затем выписыванием последнего частного и остатков в обратном порядке.
Переведем десятичное число 2010 в двоичную систем счисления (основание системы счисления p=2). В итоге получили 2010 = 101002.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другуюПеревод из десятичной системы счисления в систему счисления с

Слайд 17Перевести десятичное число 26 в двоичную, троичную, шестнадцатеричную системы
2610→Х2

26

0
13 1
6 0
3 1
1 1

2610=110102

2610→Х3

26 2
8 2
2 2

2610=2223

2610→Х16

26 10
1 1

2610=1А16

ПЕРЕВОД ЦЕЛОГО ДЕСЯТИЧНОГО ЧИСЛА МЕТОДОМ ПОЭТАПНОГО ДЕЛЕНИЯ




Перевести десятичное число 26 в двоичную, троичную, шестнадцатеричную системы 2610→Х226  013  16   03

Слайд 18Перевести десятичную дробь 0,375
0 375
* 2
0 750

2
1 500
2
1 000

0,37510=0,0112

0 375
* 3
1 125
3
0 375
3
1 125

0,37510=0,1013

0 375
16
2 250
3 75
6 000

0,37510=0,616


Перевести десятичную дробь 0,3750 375*   20 750    21 500

Слайд 19Переведи в 2-ую СС

26,37510→Х2

2610=110102

0,37510=0,0112

26,37510=11010,0112

Переведи в 2-ую СС26,37510→Х22610=1101020,37510=0,011226,37510=11010,0112

Слайд 20Прочитайте стихотворение. Переведите встречающиеся в нем числительные из двоичной системы счисления

в десятичную.

Необыкновенная девчонка
(А. Н. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в 101-ый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Прочитайте стихотворение. Переведите встречающиеся в нем числительные из двоичной системы счисления в десятичную.Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)Ей

Слайд 21Задания:
Запишите число в римской системе счисления:
2013=
Запишите в развернутом виде числа:
123410

=
3458 =
110102 =
Переведите числа в десятичную систему счисления:
2748 =
BE16=
110,1012=
Как будет записываться число 2410 в двоичной системе счисления? 12310 в восьмеричной?

меню

Задания:Запишите число в римской системе счисления:2013=Запишите в развернутом виде числа: 123410 = 3458 = 110102 =Переведите числа

Слайд 22Перевод 2 ↔ 8 СС
Очень просто! Направо и налево от точки

откладываем триады - группы по три цифры, после чего записываем их в соответствующем 8-ном виде. Неполные триады дополняются нулями.
Пример:
1011010,011012 = 001 011 010,011 0102 = 132,328

Обратно - с точностью до наоборот:
257,318 = 010 101 111, 011 0012 = 10101111,0110012






Перевод 2 ↔ 8 СС	Очень просто! Направо и налево от точки откладываем триады - группы по три

Слайд 23Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2n)
Перевести число 11001010011010101112


в восьмеричную систему счисления

001 100 101 001 101 010 111
1 4 5 1 5 2 7

Получаем 14515278

меню

Системы счисления, используемые в ЭВМ  (с основанием 2n) Перевести число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисления

Слайд 24Перевод 2 ↔ 16 СС
Очень просто! Направо и налево

от точки откладываем тетрады - группы по четыре цифры, после чего записываем их в соответствующем 16-ном виде. Неполные тетрады дополняются нулями.
Пример:
1011010110,0110012 = 0010 11 01 0110,011 0102 = 132,328

Обратно - с точностью до наоборот:
257,318 = 010 101 111, 011 0012 = 10101111,0110012






Перевод 2 ↔ 16 СС  Очень просто! Направо и налево от точки откладываем тетрады - группы

Слайд 25Перевести число 11001010011010101112
в шестнадцатеричную систему счисления

0110 0101

0011 0101 0111
6 5 3 5 7

Получаем 6535716

Перевести число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления   0110 0101 0011 0101 0111

Слайд 26Перевести число из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную
14515278

Х16

меню

Перевести число из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную14515278       Х16меню

Слайд 27Согласны ли Вы с утверждениями….?

Согласны ли Вы с утверждениями….?

Слайд 28Проверь себя
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
меню

Проверь себя++++++++++меню

Слайд 29
«Арифметические операции в позиционных системах счисления»

«Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Слайд 30Все позиционные системы счисления «одинаковы», а именно, во всех них выполняются

арифметические операции по одним и тем же правилам:

справедливы одни и те же законы арифметики:
-коммутативный (переместительный): m + n = n + m
m · n = n · m
ассоциативный (сочетательный): (m + n) + k = m + (n +  k) = m + n + k
(m · n) · k = m · (n ·  k) = m · n · k
дистрибутивный (распределительный): (m + n) · k = m ·  k + n ·  k

справедливы правила сложения, вычитания и умножения столбиком;

правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

меню

Все позиционные системы счисления «одинаковы», а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем

Слайд 31Сложение в двоичной системе счисления:
0+0=0 0+1=1

1+0=1 1+1=102
1 + 1 + 1 = 112

перенос

1 0 1 1 02
1 1 1 0 1 12

1

1

0

0

0

1

1

0

2


1

1

1

1

Сложение
в 10-ой СС
99
1
100


Сложение в двоичной системе счисления:  0+0=0    0+1=1  1+0=1    1+1=1021

Слайд 32Примеры:

Примеры:

Слайд 33Вычитание в двоичной системе счисления:
0-0=0 1-1=0
1-0=1 102-1=1
заем

1 0 0 0 1 0 12
1 1 0 1 12

1



0 102

1

0

0 1 1 102

0

1

0

Вычитание
в 10-ой СС
100
1
99

Вычитание в двоичной системе счисления:0-0=0   1-1=01-0=1  102-1=1заем  1 0 0 0 1 0

Слайд 34Примеры:
меню

Примеры:меню

Слайд 35Умножение в двоичной системе счисления:

Умножение в двоичной системе счисления:

Слайд 361010111112
меню

1010111112меню

Слайд 37Арифметические операции в 8-ричной СС
сложение
1 5 68
+ 6 6

28

1

1

6 + 2 = 8 = 1*8 + 0

5 + 6 + 1 = 12 = 1*8 + 4

1 + 6 + 1 = 8 = 1*8 + 0

1

Перенос 1 в след. разряд

Перенос 1 в след. разряд

1

08

0

4

Перенос 1 в след. разряд

Арифметические операции в 8-ричной ССсложение1 5 68 +  6 6 28 116 + 2 = 8

Слайд 38Пример

Пример

Слайд 39Арифметические операции в 8-ричной СС
вычитание
2 1 5 68
- 6

6 28

1

6 -2 = 4
5 - 6 + 1*8 = 7
0 - 6 + 1*8 = 2

заем

48

2

7



заем

Арифметические операции в 8-ричной ССвычитание2 1 5 68 -  6 6 28 16 -2 = 45

Слайд 40Примеры
меню

Примерыменю

Слайд 41Решение примеров

Решение примеров

Слайд 42Задание №1

1. Переведите числа данные в десятичной СС в двоичную ,

а затем в шестнадцатеричную СС:
а) 143,25
б) 312,5
2. Переведите данное число в десятичную СС:
а) 10110101,1 б)100100110,10101
Задание №1	1. Переведите числа данные в десятичной СС в двоичную , а затем в шестнадцатеричную СС:		а) 143,25		б)

Слайд 43ОТВЕТ на задание №1
1. 143,2510 10001111,012

8F,416
312,510 100111000,12 138,816
2. 10110101,12 181,510
100100110,10112 294,06562510
ОТВЕТ на задание №11. 143,2510     10001111,012      8F,416

Слайд 44Задание №2
Переведите в восьмеричную и шестнадцатеричную СС:

110010,1012 1011010011,012

1101111011,012

101000010,01112
Задание №2Переведите в восьмеричную и шестнадцатеричную СС:110010,1012    1011010011,0121101111011,012   101000010,01112

Слайд 45ОТВЕТ на задание № 2
110010,1012=62,58=32,А16

1011010011,012=1323,28=2D3,416

1101111011,012=1573,28=37B,416

101000010,01112=502,348=142,716

ОТВЕТ на задание № 2110010,1012=62,58=32,А161011010011,012=1323,28=2D3,4161101111011,012=1573,28=37B,416101000010,01112=502,348=142,716

Слайд 46Задание №3
1. Сложите данные числа:
110011001,00112+ 111011101,01012
2. Выполните вычитание:
1101100110,012 – 110000010,10112
3.Выполните умножение:
10011112

х 10001002
Задание №31. Сложите данные числа:110011001,00112+ 111011101,010122. Выполните вычитание:1101100110,012 – 110000010,101123.Выполните умножение:10011112 х 10001002

Слайд 47Ответ на задание №3

1. 110 011 001,00102 2. 1 101

100 110,01002 + 111 011 101,01012 - 110 000 010,10112

1 101 110 110,01112 0 111 100 011,10012

3. 1 001 1112
х 1 000 1002

1 010 011 111 1002
Ответ на задание №3 1. 110 011 001,00102		2.  1 101 100 110,01002

Слайд 48Задание №4
1. Переведите число данное в десятичной CC в двоичную ,

а затем в шестнадцатеричную CC:
а) 67010 б)16210
2. Переведите данное число в десятичную CC:
а) 11111001112 б)10010112
Задание №4	1. Переведите число данное в десятичной CC в двоичную , а затем в шестнадцатеричную CC:		а) 67010

Слайд 49ОТВЕТ на задание №4
1. 67010

1010011110 2 29Е16
16210 101000102 А216

2. 11111001112 99910
10010112 7510
ОТВЕТ на задание №41. 67010       1010011110 2

Слайд 50Восстановить неизвестные цифры, обозначенные *, определив вначале в какой системе счисления

изображены числа.

А) 5 * 5 5 Б) 1 5 2 6
* 2 2 7 * 4 2
* 1 5 * 4 6 5 4

Решение

А)

5

*

5

5

*

2

2

7

*

1


5

*

4

1) 5+7=12=1 ◾ 8+4 р=8

2) 5+2+1=8=1 ◾ 8+0 *=0

3) *+2+1=5 *=2

4) 5+*=1 5+*=1 ◾ 8+1 *=4

5) *=1

Б)

1

5

2

6

*

4

2

6

5

4

1) 6-2=4

2) 2+р-4=5 р=7

3) 4+7-*=6 *=5

0

2

4

1

5

Восстановить неизвестные цифры, обозначенные *, определив вначале в какой системе счисления изображены числа.А)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть