Слайд 2Введение в QBASIC
Язык программирования BASIC был разработан профессорами Дартмутского Колледжа
(США)
в 1963году. Этот язык изначально задумывался как язык для людей, не являющихся профессиональными программистами, но имеющими дело с компьютерами.
Слово BASIC является аббревиатурой (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code), что в переводе означает Многоцелевой Символический Код Для начинающих. С тех пор этот язык претерпел много изменений и усовершенствований, но остался одним из наиболее подходящих языков для изучения основ программирования.
Слайд 3Нынешний QBASIC – это Quick Basic,
предложенный фирмой Microsoft. Существуют новые
версии этого языка, а так же Visual Basic, являющийся объектно-ориентированным языком. Еще один вариант Visual Basic - этоVBA (Visual Basic for Application), то есть Visual Basic для приложений. VBA встроен в программные продукты Microsoft, тем самым расширяя их возможности.
Слайд 4При проектировании языка были сформулированы восемь требований к нему:
простота в
использовании для начинающих;
общность назначения (отсутствие специализации);
возможность расширения функциональности средствами, доступными программистам;
интерактивность;
четкие и понятные сообщения об ошибках;
высокая скорость работы на небольших программах;
отсутствие необходимости понимания работы аппаратного обеспечения для написания программ;
эффективное посредничество между пользователем и операционной системой.
Слайд 5ОГЛАВЛЕНИЕ
Алфавит QBASIC
Типы данных в QBASIC
Переменные
Константы
Простейшая программа
Переменные и оператор присваивания
Ввод данных с
клавиатуры
Вывод данных на экран. Оператор PRINT
Задания
Слайд 6
Алфавит языкаQBASIC содержит:
Все латинские прописные и строчные
буквы;
Арабские цифры 0-9;
Знаки арифметических операций:
^ * / + - \
Знаки операций отношения:
= > < >= <= <>
<> - это знак больше/меньше
Слайд 7Разделители и прочие символы:
. – точка;
, - запятая;
; - точка с запятой;
: - двоеточие;
- пробел;
! – признак вещественной величины;
# - признак вещественной величины двойной точности;
% - признак целой величины;
Слайд 8Разделители и прочие символы (продолжение):
$ - признак
текстовой величины;
() – круглые скобки;
“ – кавычки;
‘ – апостроф.
Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.
Слайд 9 Данные в программировании – это та информация, которая обрабатывается в программе.
Данные могут быть числовые или текстовые. Так же данные могут быть константами или переменными.
Типы данных в QBASIC
Слайд 11Например:
102! – константа числовая, вещественная, обычной точности;
9566.46#
- константа числовая, вещественная, двойной точности;
4321% - константа числовая, целая;
“План на неделю” – константа текстовая. Заключается в кавычки.
Слайд 12Помните!
Разделителем целой и дробной частей является точка!
45.345#
Слайд 13Переменные
Переменная – это область памяти, (размер области зависит от типа данных),
в которой хранится значение, присвоенное переменной.
Каждая переменная имеет имя (идентификатор).
Имя переменной в QBASIC может содержать до 40 символов (букв латинского алфавита, цифр, специальных символов), однако всегда должно начинаться с буквы.
НАПРИМЕР:
A10
Слайд 14Создавая новые имена для своих переменных вы можете использовать как
строчные
(маленькие) , так и
заглавные (большие) буквы,
но QBASIC не различает большие и маленькие буквы
Слайд 15QBASIC поддерживает 5 типов данных. Тип переменной распознается по специальному символу,
стоящему в конце имени переменной.
Слайд 16Знак $ в конце имени переменной говорит о том, что переменная
относится к текстовой группе.
MyName$=“Павел”.
Например:
Знаки % или &, стоящие в конце имени переменной, говорят о том, что это переменная целого типа или длинного целого типа.
СH% или HC&.
Слайд 17Если имя переменной не имеет на конце специального символа, то по
умолчанию такая переменная имеет действительный (вещественный) тип
(т. е. является числом с дробной частью обычной точности).
То есть А!=2.3 и А=2.3 задают значение одной и той же переменной.
Слайд 18Если же мы хотим
обозначить переменную
как числовую
двойной точности,
то
необходимо
в конце имени переменной
приписать знак «решетка».
А#
Слайд 19Переменные
Символьные
Целые (А%)
Длинные целые (А&)
Вещественные обычной точности (А!, A)
Вещественные двойной точности (A#)
Слайд 20Примеры правильных и неправильных имен переменных:
ABc3e –
правильно,
так как состоит из
латинских букв и цифр и начинается с буквы ;
4ABCe –
Имя23 –
неправильно,
неправильно,
так как начинается с цифры;
так как включает в себя русские буквы;
Слайд 21Примеры правильных и неправильных имен переменных (продолжение):
A B C D –
A&B –
K –
неправильно,
так как буквы написаны через пробел;
неправильно,
так как включает в себя знак амперсанд, являющийся признаком длинной целой величины;
правильно;
Print –
так как Print – это зарезервированное слово – название оператора
неправильно,
Слайд 22Существует специальный оператор, с помощью которого
можно задать переменным тип, но мы
рассмотрим его позже.
Слайд 23Константы
Константы – числовые или строковые, не меняются в ходе выполнения программы.
Значения
констант записываются явно, числом или строкой символов.
Например: А%=12
A$=“Сумма равна”
X!=12.54
Слайд 24Существует специальный оператор для описания констант.
Const имя переменной=константа
Например:
Const G=100,
DNINED%=7
Если переменная описана как константа с помощью оператора Const, то QBASIC не позволит ее случайно изменить.
Слайд 25Простейшая программа
Программа на языке QBASIC состоит из последовательности инструкций – команд
компилятору.
Если в строке записано несколько инструкций, то они разделяются двоеточием.
В случае ошибки, компилятор выдает соответствующее сообщение и работа программы прекращается.
Слайд 26Начнем с самой простой программы:
CLS
PRINT “Ура! Программа работает”
END
Если нужно вывести на
экран несколько строчек, то оператор PRINT можно повторить несколько раз.
CLS
PRINT “Это моя первая программа”
PRINT “Она работает”
PRINT “УРА”
END
Слайд 27Задание 1: напишите программу, которая выводит на экран следующий текст:
В лесу
родилась елочка,
В лесу она росла.
Задание 2: что выведет на экран следующая программа?
PRINT “Раз, два, три, четыре, пять”
END
PRINT “Вышел зайчик погулять”
Слайд 28Переменные и оператор присваивания
Пусть, например, нужно выполнить вычисления по формуле:
45(15+87)-53(64+8)
Для этого
достаточно написать такую программу:
PRINT 45*(15+87)-53*(64+8)
END
То есть, мы просто включили нужную формулу в инструкцию PRINT
Сначала был произведен расчет по данной формуле, а затем результат вывели на экран
Слайд 29В следующей задаче требуется перед выполнением вычислений задать переменным значения :
Задание
3 Вычислить значение выражения (a+b)(2a+1)(b-1)
для a=12, b=17 и для a=-31, b=8
Здесь можно предложить такую программу:
A=12
B=17
PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)
A=-31
B=8
PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)
END
Слайд 30В этой программе мы впервые используем переменные. Каждая переменная в программе
обозначается своим именем. В рассматриваемом случае это А и В.
Первые строчки в нашей программе – это и есть операторы присваивания:
А=12 – в область памяти, отведенной для хранения переменной А, записываем значение 12;
В=17 - в область памяти, отведенной для хранения -переменной В записываем значение 17;
Теперь в программе везде, где встретятся имена А и В, используются значение 12 и 17 до тех пор, пока они не будут изменены другими операторами присваивания.
Слайд 31В общем виде оператор присваивания можно записать так:
переменная = арифметическое выражение
В
этой записи переменная – это имя какой-нибудь переменной, а арифметическое выражение – формула, по которой необходимо вычислять требуемое значение
В арифметическое выражение могут входить
числа и имена переменных,
объединенные знаками арифметических операций. Арифметическое выражение может быть достаточно сложным, лишь бы оно поместилось в одной строке.
Слайд 32
В операторе присваивания имя переменной, в которую присваивается рассчитанное значение выражения,
всегда должно стоять слева от знака равно (“=“).
Одно из самых важных правил записи оператора присваивания!
Слайд 33Примеры записи оператора присваивания:
D=B*B+4*A*C
S=A+B+3+D
REZ=D-S
Правильно:
Неправильно:
D+B=16
S-D=A+B+3
REZ+S=D
Слайд 34Примеры формул и соответствующих им арифметических выражений
Формула
Арифметическое выражение
А*В/С+D
(A+2*B-3*C)/(5*A+4)
Слайд 35Встроенные функции языка QBASIC
ABS( )
ATN( )
COS( )
абсолютная величина (модуль)
SIN( )
TAN( )
EXP( )
LOG( )
SQR( )
арктангенс
косинус
синус
тангенс
экспонента
натуральный логарифм
квадратный корень
Для тригонометрических функций используется радианная мера угла
Слайд 36Примеры
sinX + sin2X – cos(5X+3)
Формула
Арифметическое
выражение
sin(X)+sin(2*X)+cos(5*X+3)
SQR(B*B-4*A*C)
Слайд 37Какое значение будет иметь переменная А после выполнения следующих операторов?
1)
A=5
B=A+4
A=A+B+A*B
Ответ:
59
2)
A=1
B=A*4
A=A-B+A*B
Ответ:
1
Слайд 38Ввод данных с клавиатуры
Как правильно написать программу, чтобы она работала с
разными значениями переменнных?
Эту возможность обеспечивает инструкция ввода INPUT
Пример: Вычислите сумму двух чисел.
INPUT A,B
PRINT A+B
END
При запуске этой программы на экране появится знак вопроса. Это означает, что программа ожидает ввода с клавиатуры.
Слайд 39Наберем два числа на клавиатуре, отделив одно от другого запятой, и
нажмем клавишу Enter, чтобы отметить конец ввода.
?
5
,
6
Инструкция INPUT воcпримет эти два числа и запишет первое из них в переменную А, а второе в переменную В.
Слайд 40Общий вид оператора INPUT
INPUT [;][приглашение,] список переменных
Список переменных – это имена
переменных, перечисленные через запятую. Приглашение – это любой текст, заключенный в двойные кавычки. Если приглашение отсутствует, то на экран выводится вопросительный знак (?).
Если после слова INPUT поставить точку с запятой (;),
То после ввода текущая позиция не переместится
на следующую строчку.
Слайд 41Примеры: В предыдущей программе вместо инструкции INPUT A , В можно
написать любую из следующих инструкций:
INPUT “Введите А и В”, A, B
INPUT “A и В ->”, A, B
INPUT ; А, В
INPUT ; “sum of A and B” , A, B
Слайд 42Вывод данных на экран. Оператор PRINT.
PRINT [список вывода] [;]
Запишем общий вид
оператора PRINT:
Список вывода – это произвольные арифметические выражения или строки текста, заключенные в двойные кавычки. При этом для арифметических выражений вычисляются и печатаются их значения, а для строк выводятся все символы, заключенные в кавычки.
Слайд 43 Одно выражение от другого в списке можно отделять запятыми или точками
с запятой. Если в конце инструкции PRINT поставить точку с запятой, то после вывода не будет осуществлен переход на следующую строку.
Примеры. В программе суммирования двух чисел можно написать любую из следующих инструкций PRINT:
PRINT “сумма и произведение двух чисел”
INPUT “введите два числа”, A, B
S=A + B
P=A*B
PRINT “сумма”; A; “и”; B; “равна”; S
PRINT “произведение”; A; “на”; B; “равно”; P
END
Слайд 44Задания:
По образцу программы для суммы и произведения чисел составьте программы, которые
печатают заголовок о своем назначении, вводят с клавиатуры необходимые данные и выводят результат с нужными пояснениями для следующих задач.
Слайд 45Вычислите площадь прямоугольника по двум сторонам.
Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум
катетам.
Вычислите площадь правильного треугольника по его стороне.
Вычислите площадь круга и длину окружности данного радиуса R.
Вычислите площадь треугольника по основанию и высоте.
Вычислите площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними.
Вычислите площадь прямоугольного треугольника по катету и гипотенузе.
Вычислите площадь треугольника по трем сторонам (формула Герона).
Слайд 46Конец первой части
Благодарю за внимание.