Слайд 1Логика в информатике.
Учитель информатики МБОУ-СОШ № 2 им. А.И.Герцена
по учебнику Угриновича
Н.Д.
Слайд 2Употребляйте с пользой время.
Учиться надо по системе.
Сперва хочу вам в долг
вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, не тронутый доныне,
На них приучат к дисциплине,
Чтоб взял он направленья ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось.
Что вы привыкли делать дома
Единым махом наугад,
Как люди пьют или едят,
Вам расчленят на три приема
И на субъект и предикат.
В мозгах как и в мануфактуре,
Есть ниточки и узелки.
Посылка не по той фигуре
Грозит запутать челноки.
(Гёте "Фауст")
Слайд 3Законы правильного мышления
Познание истины—одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и
человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для чего? Для того, чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.
Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми.
Слайд 4Представьте себе круг вашего знания по логике сегодня, только в начале
ее изучения. Это знание невелико, и его можно изобразить небольшим кружочком — вот так: О
Вне этого кружочка лежит все то, чего вы пока не знаете. Его граница является границей вашего знания, но одновременно она является и границей вашего незнания.
Сократ знал, конечно же, гораздо больше в этой области знаний, чем вы сейчас, потому что много размышлял и не боялся высказывать то, о чем он думал.
Круг его знания изобразим в виде большого круга.
Заметим, что граница его незнания существенно больше границы вашего. Теперь вам понятно, почему он воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю!»?
Слайд 5Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е.
логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.
Мыслить логично — значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Представьте себе, что вас спросили: «Почему днем бывает светло?» А вы ответили: «Потому что днем свет делает день светлым». Вы нарушили правила логики и, по сути, ничего не объяснили.
Слайд 6Логика – одна из древнейших наук.
Её основателем считается величайший древнегреческий философ
Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории «понятие» и «суждение», подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.
Он впервые отделил логические формы мышления (речи) от его содержания.
.
Слайд 7Логика ( от греч. LOGOS – слово, понятие, рассуждение, разум) –
наука о формах и способах мышления.
Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира.
Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира отвлекаясь от содержательной стороны.
Слайд 8Предметом исследования науки логики является человеческое мышление.
Слайд 9
Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки
объекта, которые отличают его от других объектов.
Примеры понятий:
апельсин, трапеция, белизна, река Нил, студент медицинского института, машина, компьютер.
Слайд 10Понятие
содержание и объём.
Содержание – указать признаки, необходимые и достаточные для
выделения данного объекта от других.(компьютер)
Объём – множество объектов, предметов, на которое распространяется это понятие. (персональный, карманный, сервер…)
Слайд 11 Существенными называют такие признаки, каждый из которых необходим, а вместе
достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех остальных.
Апельсин – круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный.
Слайд 12Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений).
Высказывание
строится на основе понятий и в форме повествовательного предложения.
Слайд 13
Суждение (высказывание, утверждение) -
форма мышления, в которой что-либо утверждается или
отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.
Суждения могут быть:
истинными или ложными,
простыми и сложными.
Примеры суждений:
Этот апельсин вкусный. (простое)
Если прошел дождь, то на улице весна. (сложное)
Слайд 14Содержание суждения – это то, о чём идёт речь, его смысл.
Одно
и то же суждение может быть истинным или ложным с разных точек зрения разных людей а зависимости от их взглядов, жизненного опыта, воспитания, образованности.
н-р: свободу, безопасность, комфорт
знания большие деньги
Слайд 15Логическая форма суждения - это строение, способ связи составных частей суждения
Н-р:
все
реки впадают в море
Все книги имеют страницы Все S есть Р
Все школьники - отличники
Или
Люди не боги
Все медузы не имеют головы все S не есть Р
Слайд 16
Солнце светит для всех.
(истинное высказывание)
Все ученики любят информатику.
(ложное высказывание)
А ты
любишь информатику?
(не высказывание)
Посмотри в окно
(не высказывание)
3 = 2*Х – 5 > 0
(не высказывание)
Слайд 17
Умозаключение – форма мышления, с помощью которой которой из одного или
нескольких суждений (посылки), мы получаем новое суждение - заключение (вывод, умозаключение).
Пример умозаключений:
Все люди смертны.(истинное суждение)
Сократ – человек.(истинное суждение)
Сократ смертен.
Слайд 18Посылки умозаключения должны быть только истинными суждениями.
Всякое умозаключение имеет свою форму,
которая может быть правильной или неправильной.
Н-р: параллелограмм, квадрат.
Или металл – вода – ток.
Слайд 19Перечислите существенные признаки понятий:
Яблоко, квадрат, слон, зима
Определите объёмы понятий:
Столица России, столица,
город, знаменитый полководец, бесконечность.
Слайд 20Оцените правильность рассуждения:
Сидящий встал;
Кто встал, тот стоит;
Значит, сидящий стоит.
Слайд 21Сделайте заключения из каждой пары посылок (если это возможно):
а) Тем, кто
лыс, расческа не нужна.
Ни одна ящерица не имеет волос.
Значит,….
б) Ни один добрый поступок не является незаконным. Всё что законно, можно делать без страха.
Следовательно….
в) Некоторые уроки трудны. Всё, что трудно, требует внимания. Значит, ….
Слайд 22Уточним:
1) Какого цвета этот дом?
2) Число х не превосходит 1.
3) Пейте
томатный сок!
4) Сумма чисел 5 и х равна 10.
5) вы читали произведения Булгакова?
6) Закройте дверь!
7) 4х-3.
Слайд 23Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной логикой.
Это название происходит
от основного принципа логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.
Слайд 24Основной принцип формальной логики предполагает, что:
каждое рассуждение, выраженное на некотором языке,
имеет содержание и форму;
содержание и форма различаются и могут быть разделены;
содержание не оказывает влияния на правильность рассуждения (поэтому от него можно отвлечься);
для оценки правильности рассуждения существенна лишь его форма;
форму рассуждения необходимо выделить в «чистом» виде и затем на основе только формы решать вопрос о правильности рассуждения.
Слайд 25
Спасибо за внимание.
Д.З. параграф 3.1.