Презентация, доклад по информатике Отношения между понятиями

Содержание

Вводная частьПри сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.Рассмотрим два понятия «квадрат» и «прямоугольник».Содержание понятий отличается одним признаком.Объем понятия «прямоугольника»больше объема понятия «квадрат», так как все квадраты – тоже прямоугольники.

Слайд 1Отношения между понятиями
Цель урока: определить какие отношения бывают между понятиями.

Отношения между понятиямиЦель урока:  определить какие отношения бывают между понятиями.

Слайд 2Вводная часть
При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.
Рассмотрим два

понятия «квадрат» и «прямоугольник».





Содержание понятий отличается одним признаком.
Объем понятия «прямоугольника»больше объема понятия «квадрат», так как все квадраты – тоже прямоугольники.



Вводная частьПри сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.Рассмотрим два понятия «квадрат» и «прямоугольник».Содержание понятий отличается

Слайд 3Отношения между понятиями удобно представлять кругами







Далекие друг от друга по

своему содержанию понятия, не имеющих общих признаков, называют несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми.



В

А

Объем
понятия В – «квадрат»

Объем
понятия А – «прямоугольник»



Отношения между понятиями удобно представлять кругами Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющих общих

Слайд 4Отношение «тождество»
Если объемы понятий совпадают, другими словами, если объем одного понятия

равен объему другого, то отношения между этими понятиями называют тождеством.
Пример: «столица России»(А)
и «город Москва»(В).
Графически представление
Отношений между ними
выглядит так:


А=В


Отношение «тождество»Если объемы понятий совпадают, другими словами, если объем одного понятия равен объему другого, то отношения между

Слайд 5Отношение «пересечений»
Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, то

есть содержат общие элементы.
Пусть понятие А – это «электронное письмо», В – «письмо на русском языке». Тогда:


В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке.


Отношение «пересечений»Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, то есть содержат общие элементы.Пусть понятие А

Слайд 6Отношение «подчинения»
Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного полностью входит

в объем другого понятия, но не исчерпывает его.
Пусть А – «клавиатура», В – «устройства ввода». Тогда



А

В

Отношение «подчинения»Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного полностью входит в объем другого понятия, но не

Слайд 7Отношение «соподчинения»
Соподчинением называется отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются,

но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию.
Пусть понятие А – «береста»,
В – «папирус»,
С – «глиняная дощечка»,
D – «магнитный диск»,
F – «носитель информации».






А

В

С

D

F

Отношение «соподчинения»Соподчинением называется отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему

Слайд 8Отношение «противоположностей»
Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.
Пусть понятие А – «компьютер

с маленькой памятью», В – «компьютер с большой памятью». Тогда:

Объемы этих двух
понятий разделены
объемом некоторого
третьего понятия, например,
понятия «компьютер со средней памятью».


Отношение «противоположностей»Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.Пусть понятие А – «компьютер с маленькой памятью», В – «компьютер

Слайд 9Отношение «противоречие»
Пусть понятие А – «новый компьютер». Тогда другое понятие с

ним в отношение противоречия, следует обозначить не-А (т.е. «неновый компьютер»).
Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:


В

А

Отношение «противоречие»Пусть понятие А – «новый компьютер». Тогда другое понятие с ним в отношение противоречия, следует обозначить

Слайд 10задания
Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения:
Понятия: птица, воробей, перелетная

птица, ласточка, аист.
Понятие: компьютер, мышь, клавиатура, жесткий диск, системный блок, монитор, оперативная память.
Понятия: космическая система, земля, Марс, Солнце, планета, Солнечная система.
Понятие: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина.
заданияОпределите отношения между понятиями и изобразите эти отношения:Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.Понятие: компьютер, мышь, клавиатура,

Слайд 11Составьте пирамиды понятий :
Понятие: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина.

растение
дерево
кустарник
Смородина

малина
Ясень


дуб

Составьте пирамиды понятий :Понятие: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина.растениедеревокустарникСмородинамалинаЯсеньдуб

Слайд 12Составьте пирамиды понятий :
Понятия: водная система, Волга, Дон, Черное море, Тихий

океан, море, Индийский океан, река, Азовское море, океан.
Понятие: салат, гуляш, компот, салат из овощей, суп гороховый, шницель, сок, щи, оливье, первое блюдо, второе блюдо, котлета, напиток, кисель, кофе, борщ, пельмени, обеденное меню.
Составьте пирамиды понятий : Понятия: водная система, Волга, Дон, Черное море, Тихий океан, море, Индийский океан, река,

Слайд 13Задания.
В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или

мороженое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек – пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?


Пирожное –
21 ребенок


Пересечение – это
Дети, которые любят,
И пироженое , мороженое.
20 человек

Всего 52 ребенка

Решение: 21+20=41 –
человек, любит
пирожное или пирожное
и мороженое
52-41=11, любят только
мороженое

Задания.В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или мороженое. Половина детей любит пирожное, а

Слайд 14Задания для самостоятельной работы
Каждый из 35 шестиклассников является читателем по крайней

мере одной из двух библиотек: школьной и районной. Из них 25 человек берут книги в школьной и районной. Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 – в районной.
Сколько шестиклассников:
Не является читателями школьной библиотеки;
Не является читателями районной библиотеки;
Являются читателями обеих библиотек;
Являются читателями только районной библиотеки;
Являются читателями только школьной библиотеки?

Задания для самостоятельной работыКаждый из 35 шестиклассников является читателем по крайней мере одной из двух библиотек: школьной

Слайд 15Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух

языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 человек, французский - 27 человек, оба языка – 18 человек.
Ответьте сколько учеников:
Изучают только английский язык;
Изучают только французский язык;
Всего в классе

Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть