Слайд 1Типы данных
Переменная
Математические операции
Оператор Оператор read, write
Оператор Оператор if
Паскаль.
Слайд 3Типы данных. Назначение
Типы данных определяют:
Возможные значения переменных
Внутреннюю форму представления числа в
памяти PC
Операции на данными
В языке Паскаль (Делфи) типы данных (переменных) указывают в программе заранее!
Слайд 5Типы данных. Описание.
Пример программы:
program parimer;
var x:bute;
begin
read(x);
write(x);
end.
Описание типа данных в программе
Варианты описание
переменных в программе:
a) var переменная:тип данных;
b) var переменная1,переменная2:тип данных;
Вопрос к аудитории:
Какие значения можно вводить с клавиатуры?
Слайд 6Типы данных. Примеры
Пример программы:
program parimer;
var x:real;
begin
read(x);
write(x);
end.
Вопрос к аудитории:
Введено с клавиатуры значение:
125;
b)
true;
c) Привет
Что будет происходить после ввода значений?
Слайд 8Переменные. Определение.
Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и
передачи данных внутри программы.
Описание переменной:
См. в тетради тему “Типы данных”
Слайд 9Переменные. Работа с переменными.
Присвоение значение переменной:
а) переменная:= значение переменной;
b) переменная:= переменная;
Значение
(или значение переменной) которое ПЕРЕДАЕТСЯ переменной
Переменная которой ПРИСВАЕВАЕТСЯ значение
Слайд 10Переменные. Примеры
Передача переменной числового значения “3”:
var x:byte;
begin
x:=3;
end.
Передача переменной числового значения “54666”:
var
x:string;
begin
x:=‘Текс’;
end.
Слайд 11Переменные. Примеры
Передача переменной X числового значения переменной Y. Вывод на экран
значения переменной Y:
var x,y:byte;
begin
read(x);
y:=x;
write(y);
end.
Слайд 12Переменные. Примеры
Задача. Увеличить переменную X на единицу
var x,y,c:byte;
begin
x:=3;
x:=x+1;
end.
x:=x+1;
Старое значение “x”
Новое значение
“x”
Слайд 13Переменные. Примеры
Задача. Поменять местами значения переменных X и Y:
var x,y,c:byte;
begin
c:=y;
y:=x;
x:=c
end.
Слайд 14Паскаль.
Математические операции.
Слайд 16Математические операции. Функции
Abs(X)
Возвращает абсолютное значение числа X.
Cos(X), Sin(X)
Возвращает косинус (синус) числа
X, где X - угол в радианах.
Ln(x)
Возвращает число, равное натуральному логарифму от числа X.
Pi
Число Пи.
Sqr(X)
Возвращает число, равное квадрату числа X.
Sqrt(X)
Возвращает число, равное квадратному корню из числа X.
Слайд 17Математические операции. Примеры.
Задача. Сложить два числа 2 и 6. Вывести результат
на экран:
var x:byte;
begin
x:=2+6;
write(x);
end.
Слайд 18Математические операции. Примеры.
Задача. Прибавить единицу к введенному с клавиатуры числа. Вывести
результат на экран.
var x:integer;
begin
read(x);
x:=x+1;
write(x);
end.
Слайд 19Математические операции. Примеры.
Задача. Возвести в квадрат число введенное с клавиатуры. Вывести
результат на экран.
Решение 1:
var x:integer;
begin
read(x);
x:=x*x;
write(x);
end.
Решение 2:
var x:integer;
begin
read(x);
x:=sqr(x);
write(x);
end.
Слайд 21Оператор read.
Оператор чтения данных с экрана:
Read(x) – читает с экрана и
присваевает его переменной х
Read(x,y) - читает поочередно с экрана значения и присваивает его переменной х и y соответственно.
Слайд 22Оператор write.
Оператор чтения данных с экрана:
Write(x) – выводит на экран значение
переменной x.
Write(‘text’) – выводит на экран значение переменной текст “text”.
Write(x:10:3) – выводит значение переменной округленной до 3 знаков после запятой.
Write('Число',y) – выводит на экран текст “Число” и значение переменной y.
Write('Число',y,’отрицательное’) – выводит на экран текст “Число”, значение переменной y и текст “отрицательное”
Слайд 24Оператор if. Описание.
Описание 1: if условие then оператор 1;
Логическое условие
(простое или составное)
Оператор 1
Определение: “Оператор 1” выполняется тогда и только тогда, когда “условие” является истинным!
Описание 2: if условие then оператор 1 else оператор 2;
Определение: “Оператор 2” выполняется тогда и только тогда, когда “условие” является ложным!
Слайд 25Оператор if. Другие определения.
Описание:
if условие then оператор 1 else оператор2;
Если условие истинно то оператор 1 иначе оператор 2;
Описание на русском языке:
Слайд 26Оператор if. Логические операции.
Логические операции используются для проверки различных условий. Если
условие выполняется, то оно считается истинным (true), если нет – ложным (false).
Пример.
1.) Если x = 5, то x>3 – выражение будет истинно (true).
2.) Если x = 8, то x<=7 – выражение будет ложно (false).
Слайд 27Оператор if. Примеры.
Задача: Составить программу для вывода на экран сообщения о
том является ли число отрицательным или положительным.
Решение 1:
program test;
var x:real;
begin
writeln('Введите число');
read(x);
if x>=0 then write('Число является положительным');
end.
Решение 2:
....
if x>=0 then write('Число является положительным') else write('Число является отрицательным');
…
Слайд 28Оператор if. Примеры.
Задача: Даны два числа вывести наибольшее их них.
Решение:
program test;
var x,y:integer;
begin
writeln('Введите число 1');
read(x);
writeln('Введите число 2');
read(y);
if x>y then write('Число ’,x,’больше числа ’, y)
else write('Число ‘,y,’больше числа ’, x);
end.
Слайд 29Оператор if. Примеры.
Задача: Проверить является ли число четным.
Решение 1:
program
chetno;
var x:integer;
begin
writeln('Введите число');
read(x);
if (x mod 2)=0 then write('Число четное') else write('Число не четное');
end.
Слайд 30Оператор if. Задачи.
Задача 1. Проверить является ли число больше 8.
Задача 2.
Проверить делится ли число на 3.
Задача 3. Проверить является ли число нечетным (условие проверки “(x mod 2)=0” не использовать).
Задача 4. Даны два числа, вывести на экран наименьшее из них.
Задача 5. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 5; в противном случае – вычесть 1. Результат вывести на экран.
Задача 6. Даны 3 целых числа, найти количество положительных чисел.
Слайд 31Оператор if. Составные лог. операторы.
Логические операторы and (логическое “и”), or (логическое
“или”) – позволяют создавать составные логические выражения.
Таблица истинности для and (“и”)
Слайд 32Оператор if. Составные лог. операторы.
Таблица истинности для or (“или”)
Слайд 33Оператор if. Составные лог. операторы.
Таблица истинности для not (отрицание)
Слайд 34Оператор if. Примеры выражений.
Пример 1:
X = 5 и Y
= 6
Выражение (x<7) and (y>5) – истинно
true
true
Выражение (x<1) and (y>5) – ложно
false
true
Слайд 35Оператор if. Примеры выражений.
Пример 2:
X = 5 и Y
= 6
Выражение (x<7) or (y>5) – истинно
true
true
Выражение (x<1) or (y>5) – истинно
false
true
Слайд 36Оператор if. Примеры выражений.
Пример 3:
X = 5 и Y
= 6
Выражение (not x<7) – ложно
true
Выражение (not x<1) – истинно
false
Слайд 37Оператор if. Примеры.
Задача: Составить программу для проверки является ли число больше
5 и меньше 20 одновремено.
Решение:
program test;
var x:integer;
begin
writeln('Введите число');
read(x);
if (x>5) and (x<20) then write('Является')
else write('Не является');
end.
Слайд 38Оператор if. Программные скобки.
Описание 3:
if условие then
begin
оператор 1;
оператор
2;
...
оператор n;
end;
Открытие программных скобок
Закрытие
программных скобок
Слайд 39Оператор if. Программные скобки.
Задача:
Поменять местами переменные, если первая переменна больше второй.
…
If
x > y then
begin
c:=y;
y:=x;
x:=y;
end;
writeln(x,’ ’,y);
end.
Слайд 40Оператор if. Программные скобки.
Задача:
Составить программу для вычисления корней квадратного уравнения
…
d:=
B*B-4*A*C;
If d > 0 then
begin
x1:=(-1)*B+sqr(d);
x2:=(-1)*B-sqrt(d);
writeln(‘Первый корень равен ’,x1);
writeln(‘Второй корень равен ’,x2);
end;
If d = 0 then …
If d < 0 then …
end.
Слайд 42Циклы.
Определение 1:
Многократно повторяющийся участок вычислительного процесса называется циклом.
Определение 2:
Если заранее известно
количество необходимых повторений, то цикл называется арифметическим. Если же количество повторений заранее неизвестно, то говорят об итерационном цикле.
Слайд 43Циклы.
В итерационных циклах производится проверка некоторого условия, и в зависимости от
результата этой проверки происходит либо выход из цикла, либо повторение выполнения тела цикла.
Если проверка условия производится перед выполнением блока операторов, то такой итерационный цикл называется циклом с предусловием (цикл "пока"), а если проверка производится после выполнения тела цикла, то это цикл с постусловием (цикл "до").
Слайд 44Циклы.
Особенность этих циклов заключается в том, что тело цикла с постусловием
всегда выполняется хотя бы один раз, а тело цикла с предусловием может ни разу не выполниться. В зависимости от решаемой задачи необходимо использовать тот или иной вид итерационных циклов.
Слайд 45Циклы. Арифметические циклы.
Описание:
for переменная := значение 1 to значение 2 do
оператор;
Оператор for вызывает оператор, находящийся после слова do, по одному разу для каждого значения в диапазоне от “значения 1” до “значения 2”.
Слайд 46Циклы. Арифметические циклы.
Задача:
Вывести на экран числа от 1 до 16.
Решение:
…
i:=0;
for i:=1
to 16 do WriteLn(x);
…
Слайд 47Циклы. Арифметические циклы.
Задача:
Вывести на экран таблицу умножения на 8.
Решение:
…
for i:=1 to
10 do WriteLn(‘8 * ‘,i,’= ’,8*i);
…
Слайд 48Циклы. Арифметические циклы.
Задача:
Даны целые числа К и N (N > 0).
Вывести N раз число К.
Даны два целых числа А и В (А < В). Вывести в порядке возрастания все
целые числа, расположенные между А и В (включ|ая сами числа А и В ), а также количество N этих чисел.
Даны два целых числа А и В (А < В). Вывести в порядке убывания все
целые числа, расположенные между А и В (не включая числа А и В ), а
также количество N этих чисел.
Слайд 49Циклы. Арифметические циклы.
Задача:
Дано вещественное число — цена 1 кг конфет. Вывести
стоимость 1.2,
1.4, ..., 2 кг конфет.
Даны два целых числа А и В (А < В). Найти сумму всех целых чисел
от А до В включительно.
Даны два целых числа А и В (А < В). Найти произведение всех целых
чисел от А до В включительно.
Даны два целых числа А и В (А < В). Найти сумму квадратов всех целых
чисел от А до В включительно.