Слайд 1Язык программирования
Pascal
Тема урока
Слайд 2Алгоритмические структуры
Какие алгоритмические структуры изображены на рисунках?
Линейный
алгоритм
Алгоритм
«ветвление»
Вставьте пропущенные слова:
2.
Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется…
1. Алгоритм – это последовательность…
команд приводящих к результату;
линейным;
3. Алгоритмическая структура выполняющая выбор при истинности или ложности условия называется …
структурой «ветвление».
Слайд 3Вставьте пропущенные слова:
2. Алгоритмическая структура в которой одна команда выполняется
многократно называется …
1. Серия команд выполняется многократно называется
телом цикла;
циклом;
3. Алгоритмическая структура в которой тело цикла выполняется определенное количество раз называется …
Цикл со счетчиком
4. Алгоритмическая структура в которой тело цикла выполняется пока истинно условие. …
Цикл с условием
Слайд 4Какие алгоритмические структуры изображены на рисунках?
цикл с счетчиком
цикл с условием
Слайд 6Языки программирования
низкого уровня
высокого
уровня
Слайд 7Язык программирования Pascal
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики
Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг.
как язык обучения студентов программированию.
Слайд 8Язык программирования Pascal
С тех пор Паскаль становился всё более и более
популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Слайд 9 Основные сведения о языках программирования
Язык – система знаков.
Язык ЭВМ (машинный
язык) – двоичная знаковая система.
Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.
Слайд 10Интерпретаторы и компиляторы
Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и
компиляция:
Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.
Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.
Слайд 11Интегрированная среда Pascal-
Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания
Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.
Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Слайд 12Интегрированная среда
В состав интегрированной среды входят:
Текстовый редактор
Компилятор
Отладчик
Справочная система
Среда выполнения программы
Слайд 13 Основные средства языка
Символы языка - это элементарные знаки, используемые при
составлении текстов.
Алфавит языка - набор таких символов:
строчные и прописные латинские буквы:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
пробел
подчеркивание: _
арабские цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
знаки операций: + - * / = <> < > <= >= := @
ограничители: . , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
спецификаторы: ^ # $
Слайд 14 Основные средства языка
Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов
Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).
Служебные слова делятся на три группы:
операторы (READ, WRITELN и др.)
имена функций (SIN, COS и др.)
ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)
Слайд 15Структура программы
Заголовок программы
Раздел описаний
Тело программы
Любая программа на Паскале
имеет определенную структуру:
Слайд 16Структура программы
PROGRAM имя;
Const; - раздел констант;
Var; - раздел переменных;
BEGIN
оператор 1;
оператор 2;
…..
оператор n-1;
оператор
n;
Readln
END.
Слайд 17Операторы ввода-вывода
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода- вывода.
Слайд 18Оператор ввода READ
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.
Когда
в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.
Имеет вид:
READ(а,b,...)
READLN(а,b,..,),
где а,b,... – имена вводимых переменных
READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Слайд 19Оператор вывода WRITE
Для вывода информации на экран используется оператор WRITE.
Имеет вид:
WRITE(а,b,...)
WRITELN(а,b,..), где а,b,... – список выводимых констант, переменных, выражений.
Слайд 20Среда программирования Pascal АВС
Закрывающая кнопка
Полосы прокрутки
Имя файла
Рабочая область
Главное меню
Кнопка пуск
Слайд 23Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение целых чисел:
Program p1;
Var
a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}
Begin
WriteLn('Введите два целых числа через пробел');
ReadLn(a,b);
с:=a*b;
WriteLn('Их произведение равно: ', с);
End.
Слайд 24Компиляция программы
После того как текст программы набран, его следует перевести
в машинный код. Для этого программу отправляют на компиляцию, выбрав из главного меню F9 или RUN
Сначала компилятор проверяет, не содержит ли программа синтаксических ошибок.
Обнаружив ошибку, останавливает свою работу, устанавливает курсор в то место программы, где найдена ошибка и выводит сообщение на красном фоне. жёлтым цветом
Успешная компиляция приводит к появлению сообщения о количестве строк программы и объёме доступной оперативной памяти.
Слайд 25Запуск программы
Для того чтобы запустить программу, из главного меню выбираем
меню Run и в вертикальном меню выбираем пункт Run (F9). После этого появляется окно, в котором осуществляется диалог с программой. На экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор находится в следующей строке. Вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:
Их произведение равно: ...
Вместо точек будет выведено значение переменной с, т.е. число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша .
Слайд 26Сохранение программы
Для того чтобы сохранить программу, необходимо:
- в главном меню
и выбрать меню Файл;
в вертикальном меню выбрать пункт Сохранить или
Сохранить как;
- в появившемся окне набрать имя файла и нажать клавишу .
Например, pr1.pas. Файл с именем pr1. pas сохраняется в корневом каталоге диска D; pas — расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.
Слайд 27Выход из системы программирования Pascal АВС
Для того чтобы закончить работу,
необходимо:
- в главном меню выбрать меню файл;
- в вертикальном меню выбрать пункт выход.
Слайд 28Практическая
работа
Практическая
работа
Слайд 291.Какие языки программирования есть?
2.Кто создал язык программирования Паскаль?
3.В каком году?
4.Нозовите интегрированную
среду Паскаля?
5.Что такое трансляция?
6. Что такое интерпретаторы и компиляторы?
7.Какие основные средства языка Паскаль?
8. Какая структура программы?
9.Как запустить Паскаль АВС?
Слайд 30Домашнее задание
Знать, что такое программа, транслятор, структура программы, правила работы
в среде Pascal АВС.
Составить программу для вычисления площади прямоугольника, значения длины и ширины прямоугольника вводятся с клавиатуры.