Слайд 1Если копировать содержимое C15 в C20, то какая формула будет занесена
в С20?
Слайд 2В ячейке C20 будет формула =A20*B20
В ячейке D18 будет формула =
B18*C18
Слайд 3Если копировать содержимое C1 в E3, то какая формула будет занесена
в E3?
Слайд 4Таким образом, в ячейке E3 будет формула =$B$2+C3
Слайд 5Задача
Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка
«зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.
Слайд 6В ячейки A2:K6 заносим данные (1 – «зачет», 0 – «незачет»),
а в ячейки L2:M6 – формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(B2:K10). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6.
Слайд 7Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно,
то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Слайд 1:
общий вид условной функции
ЕСЛИ (<условие>;
<выражение 1>;
<выражение 2>).
Слайд 8Слайд 2:
построение логических выражений
(общий случай).
Логические выражения строятся с помощью операций
отношения (<, >, <= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Слайд 9особенности записи логических операций в электронных таблицах.
Сначала записывается имя логической операции
(И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Пример:
ЕСЛИ (И(А5<=40; А5>=18); "Да"; "Нет").
Вернемся к решению задачи 1: в ячейку М2 надо занести формулу =ЕСЛИ(L2>=6; "зачет"; "незачет"). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки МЗ:М6.
Слайд 3:
Слайд 10Слайд 4:
Даны коэффициенты а, b, с квадратного уравнения (а ≠
0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни.
Решение.
Исходной информацией являются коэффициенты а, b, с. Готовим таблицу, представленную на рис
В ячейки А2:С2 заносим числовые значения коэффициентов.
В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения
=В2^2-4*А2*С2.
Слайд 11В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ(D2>=0; "Да"; "Нет"). Таким образом, если
выполняется условие D2>=0 (т.е. если дискриминант неотрицателен), то в ячейке Е2 будет отображаться текст «Да»,
в противном случае - «Нет».
Слайд 12Слайд 5:
Даны коэффициенты k, b уравнения прямой у
= kx + b и координаты (х, у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой.
Решение.
Если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки в уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу в виде, представленном на рисунке.
Слайд 13В ячейки А2, В2 заносим численные значения коэффициентов k, b; в
ячейки С2:С6, D2:D6 - координаты пяти точек; в ячейку Е2 - формулу =ЕСЛИ($А$2*С2+$В$2=D2; "Да"; "Нет"). Далее копируем эту формулу для ячеек ЕЗ:Е6. Таким образом, если условие у = kx + b выполняется для данной точки с координатами (х, у), то в соответствующей ячейке столбца Е будет отображаться текст «Да», в противном случае - «Нет».
Слайд 14Слайд 6:
Даны координаты вершин прямоугольника (х1, у1), (х1, у2), (х2, у2),
(x2, y1), расположенного в первом квадранте, со сторонами параллельными осям координат (0 < х1 < x2, 0 < у1 < у2) и даны координаты точки (х, у) (рис. 6). Определить, лежит ли эта точка внутри прямоугольника (включая его границы).
Слайд 15Решение.
Если точка с координатами (х, у) лежит внутри прямоугольника или на
его границе, то должны выполняться следующие условия:
x ≥ x1 И x ≤ x2 И y ≥ y1 И y ≤ y2 (1)
Слайд 16Готовим таблицу в виде,
представленном на рисунке.
В ячейки A2:F2 заносим соответствующие
данные.
В ячейку G2 заносим формулу =ЕСЛИ (И(Е2>=$А$2;
Е2<=$В$2; F2>=$C$2; F2<=$D$2); "Да"; "Нет").
Слайд 17Слайд 7:
Пять абонентов звонят из города А в город Б.
Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.
Слайд 19Если звонок идет по льготному тарифу, то должно выполняться условие:
День недели
= "суббота" ИЛИ День недели = "воскресенье" ИЛИ Праздник = "да"
ИЛИ Время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8.
Поэтому в ячейку G3 заносим формулу
ЕСЛИ (ИЛИ(С3="суббота"; С3="воскресенье"; D3="Да"; Е3>=20; Е3<=8); $D$1*F3; $B$1*F3)
Ссылки на ячейки D1 и В1 абсолютные, так как при копировании формул
имена этих ячеек
не должны меняться.
Слайд 20Задание на дом
Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.
Задача (уровень 1).
Стоимость абонемента
на посещение бассейна в воскресенье на 10% выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость 10 проданных абонементов, если цена абонемента в будний день составляет 50 рублей.
Задача (уровень 2).
Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.
Задача (уровень 3).
Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превышает 6 месяцев, но не достигает 10 месяцев, то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.