Слайд 2Программа.
Линейный алгоритм.
Программирование – это некое формальное описание, не допускающее толкований.
Чтобы обеспечить эту формальность, язык программирования состоит из очень небольшого количества команд.
Команды выполняются последовательно одна за другой. Чтобы было легче читать программу, и чтобы эту особенность – последовательность одна за другой – было легче воспринимать, команды принято записывать друг под другом, по одной команде в строке.
Любая программа на языке Паскаль должна иметь начало и конец. Это обозначается при помощи специальных слов Паскаля:
begin (начало)
end (конец)
Слайд 3Команда write – команда вывода на экран
Что же выводит на экран
команда write? То, что указано после команды write в скобках. Содержимое скобок называется параметром.
Например, команда write (‘Привет’) выводит на экран текст «Привет». Что бы показать Паскалю, что «Привет» – это не команда, а просто текст, его нужно заключить в специальные одиночные кавычки, называемые апострофом.
Программа, которая выводит на экран слово «Привет» , выглядит так:
begin
write (‘Привет’)
end.
Слайд 4Рассмотрим программу, выводящую несколько фраз на экран. Например, «Привет! Как дела?!».
Программа будет такой:
begin
write (‘Привет’);
write (‘Как дела?!’)
end.
Символ «;» нужен каждый раз, когда перечисляется несколько команд для отделения одной команды от другой.
После выполнения программы воображаемый курсор вывода на экран остается в конце того текста, который write выводит на экран.
Слайд 5Чтобы написать текст с новой строки, следует дать команду перевести этот
курсор вывода на экран на следующую строку. Это делает другая команда языка Паскаль – writeln. Ее название построено из двух слов – write (писать) и line (строка). Таким образом, чтобы получить на экране текст в виде:
Привет!
Как дела!
Нужно написать такую программу:
begin
write (‘Привет’);
writeln;
write (‘Как дела?!’)
end.
Слайд 6Целочисленный тип данных.
Переменные.
Когда требуется вычислить что-то конкретное один раз, можно попросить
вывести результат в команде write. Например, вычислим и выведем на экран всем известный результат «2+3»:
begin
write (2+3)
end.
Хранение осуществляется в памяти компьютера, используя специальную технологию программирования, которая называется переменная (величина).
Слайд 7Целочисленные переменные – это ячейки памяти компьютера, которые могут хранить в
себе целые числа. Чтобы такое возможно было использовать в программе, требуется перед ее началом (перед begin) сообщить компьютеру, что мы в программе собираемся использовать переменные, написав специальное служебное слово var. Это не команда, а слово языка Паскаль, которое означает, что с этого места начинается раздел описания переменных программы. После слова var нужно перечислить имена переменных, которые нужны, и указать их тип данных.
Например:
var a, b, vasya : integer;
begin
end.
Слайд 8Тип данных – это указание на то, какого рода информацию планируется
хранить в переменных. В нашем случае мы собираемся хранить целые числа. Этот тип данных на Паскале называется integer.
Тип integer – основной тип данных языка Паскаль для хранения целочисленных данных. В ячейке типа integer можно хранить числа в диапазоне -2147483648…+2147483647 (чуть больше двух миллиардов по модулю).
Имена переменных – это то, как в программе мы хотим называть используемые ячейки памяти.
Они должны начинаться с буквы латинского алфавита (или символа подчеркивания). Могут содержать в себе цифры, буквы латинского алфавита и знаки подчеркивания. Пробелы и знаки препинания использовать в именах переменных нельзя. Имена переменных не могут совпадать со служебными словами языка Паскаль.
Слайд 9Рассмотрим теперь, что же можно делать с переменными типа integer.
Самое важное,
что нужно понимать при работе с переменными, – это выполнение инструкции «:=», называемой оператор присваивания.
Пример: а := 15;
Смысл этого оператора следующий. Число 15 будет помещено в ячейку-переменную «а». Значение, которое перед этим лежало в переменной «а», исчезает и заменится на число 15.
Символы оператора присваивания «:=» должны быть написаны слитно, без пробелов между ними.
Еще один пример оператора присваивания:
b := a+7;
В данном случае из ячейки-переменной «а» берется число, которое в ней хранится в этот момент, прибавляется к нему число 7, и результат кладется в ячейку-переменную «b».
Слайд 10var a, b : integer;
begin
a := 15;
b := a-3;
writeln (a, ‘ – 3 = ’,b);
b := a * 2;
writeln (a, ‘ * 2 = ’,b);
b := a div 6;
writeln (a, ‘ div 6 = ’,b);
b := a mod 6;
writeln (a, ‘ mod 6 = ’,b);
a := a + 2;
writeln (a)
end.
Результатом работы этой программы будет:
15 – 3 = 12
15 * 2 = 30
15 div 6 = 2
15 mod 6 = 3
17
Слайд 11Над целыми числами в Паскале можно осуществлять все четыре арифметические операции
(сложение, вычитание, умножение и деление).
Со сложение и вычитанием все просто – их обозначения совпадают с общепринятыми (+ и –). Операция умножения обозначается при помощи символа «*».
Чтобы четко описать, какой именно результат требуется получить в результате деления, в Паскале существует две операции целочисленного деления – div и mod.
Результатом операции div – целая часть от деления.
Например, 15 div 6 = 2.
Результатом операции mod – остаток от деления.
Например, 15 mod 6 = 3.
Перед и после слов div и mod стоят пробелы, чтобы Паскаль отделял имена переменных от названий операций.
Слайд 12Кроме арифметических операций, приведенный пример программы демонстрирует работу еще одной технологии
– использования нескольких параметров в команде writeln. В команде writeln (как и в команде write) можно перечислить через запятую несколько параметров. Если параметром является переменная, то на экране будет выведено ее текущее значение. Так, например, команда write (‘a=’ , a); означает «вывести на экран сначала текст a=, а затем текущее значение переменной «a».
Слайд 13Пример программы:
var a, b : integer;
begin
a := -6;
b := sqr (a);
writeln (‘sqr(‘,a,’) = ’,b);
end.
Результатом работы этой программы будет:
sqr (-6) = 36
abs (-6) = 6
Слайд 14Команда read/readln - спрашивает у пользователя значения переменных.
Напишем в программе команду
«read(а);» и запустим программу. Произойдет следующее: когда компьютер дойдет до выполнения строки «read(а);», программа приостановится, и компьютер станет ждать ввода пользователем целого числа с клавиатуры и нажатия им клавиши [Enter]. Введённое целое число будет записано в ячейку-переменную «а», компьютер продолжит выполнение программы со следующей команды.
Например, программа, которая вводит с клавиатуры целое число и выводит на экран число, которое на 7 больше введенного, будет такая:
var a : integer;
begin
read(а);
writeln (a + 7)
end.
Слайд 15Задача 1. Вычислите значение выражения:
7 + 34 mod 9 div 2*5
– 12.
Все операции (mod, div, *) выполняются сначала слева направо. Затем выполняются сложение и вычитание и тоже слева направо.
Вычисляем по действиям. Числами в скобках здесь обозначены результаты соответствующих действий:
1. 34 mod 9 = 7
2. (1) div 2 = 7 div 2 = 3
3. (2) * 5 = 3 * 5 = 15
4. 7 + (3) = 7 + 15 = 22
5. (4) – 12 = 22 – 12 = 10
Ответ: 10
Слайд 16Задача 2. В программе знак «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+»,
«–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.
Определить значение переменной а после выполнения алгоритма:
a := 6
b := 2
b := a/2*b
a := 2*a + 3*b
В ответе укажите одно целое число – значение переменной а.