Слайд 1Понятие массива
Левченко Е.А.
Учитель МБОУ «Школа 17»
г. Владивосток
Слайд 2Понятие массива
Формат записи оператора
Порядок работы массива
Практическая часть
Слайд 3Массив — это набор значений, логически связанных друг с другом, например число
учеников в каждом классе школы.
Массив – упорядоченная совокупность однотипных данных (элементов), обозначенных общим именем и различающихся с помощью индексов.
Слайд 4В математике принято сходные по характеру величины обозначать одним общим именем,
а различать их по индексу.
Члены последовательности обозначают А1, А2, А3, А4, …, Аn. Где А – имя математической величины, а n – индекс.
В Бейсике: А(1), А(2), А(3), …, А(n),
где А – это имя массива, а значение в круглых скобках – индекс.
Слайд 5В Бейсике для описания массивов используется оператор DIM (размерность).
Данный оператор используется
для того, чтобы указать общее количество переменных в заданном массиве, что необходимо для правильного распределения памяти компьютера при работе с данной программой.
Слайд 6
Формат записи оператора DIM:
DIM имя_массива(максимальный_индекс)
Пример описания массива:
DIM B(35)
Объявление одномерного числового массива
B для 36 чисел.
Объявление массива с переменным размером
INPUT “Введите количество элементов массива»; N
DIM A(N)
…….
Слайд 7Размер массива может быть константой (числом), переменной или арифметическим выражением, но
в любом случае размер должен иметь точное значение, иначе Бейсик не сможет отвести нужное количество ячеек памяти.
ВАЖНЫМ является не имя индекса, а его итоговое значение.
Слайд 8Объявление массива происходит в самом начале программы.
Массив нельзя объявлять дважды, это
приводит к ошибке.
Ошибка возникает и в том случае, если вы будете обращаться к элементу массива, превосходящему его максимальный индекс.
Слайд 9DIM_А(6)
Означает, что в памяти компьютера отводится область из 7 ячеек (начальным
индексом любого массива является ноль) и называется эта область именем А.
массив А, состоящий из элементов
А(0), А(1), А(2), А(3), А(4), А(5), А(6).
А(0) А(1) А(2) А(3) А(4) А(5) А(6)
Слайд 10DIM_А(6)
А(0) А(1) А(2)
А(3) А(4) А(5) А(6)
Каждый элемент массива обладает именем, индексом и значением.
А(4) имеет значение 11.
А – имя, 4 – индекс, 11 – значение.
Нельзя путать значение и индекс.
Слайд 11Индекс – это номер элемента в массиве. Индексы – это целые
выражения, принимающие положительные значения.
Значение – это число (или слово) на данный момент записанное в эту область памяти, отведенную под данный элемент.
Слайд 12
!!! В процессе работы программы значения ячеек массива (содержимое ячеек) может
меняться, название и размер массива в процессе работы остаются без изменения!!!
Слайд 13 Пример: Найдите средний рост 10 учеников класса. Сколько учеников среднего
роста, ниже среднего роста и выше среднего.
Порядок работы массива:
Объявление массива (задание максимального размера массива).
Заполнение массива.
Обработка элементов массива.
Вывод результата обработки массива.
Слайд 14CLS
DIM R(10) ‘в группе 10 человек
FOR I=1 TO 10 ‘установили цикл на
10 чел.
INPUT R(I) ‘вводим с клавиатуры рост ученика
NEXT I ‘переходим к следующему ученику
Теперь можно распечатать введенные значения, чтобы их видеть
FOR I=1 T0 10
PRINT R(I);
NEXT I
Далее посчитаем средний рост
Слайд 15PRINT ‘переведем курсор на новую строку
S=0
FOR I=1 TO 10
S=S+R(I)
NEXT I
Переменная S
содержит сумму роста всех учеников
SR = INT(S/10) ‘оставили целую часть от среднего роста
PRINT «Средний рост=»; SR
Мы определили средний рост учеников класса.
Слайд 16
Теперь посчитаем количество учеников среднего роста:
K=0
IF R(I) =SR THEN K=K+1
NEXT I
PRINT
«Учеников Среднего роста -»; K; «человек»
Далее определим сколько учеников имеют рост ниже среднего. (Самостоятельно)
Слайд 17
Теперь посчитаем количество учеников ниже среднего роста:
K=0
IF R(I) < SR THEN
K=K+1
NEXT I
PRINT «Учеников ниже среднего роста -»; K; «человек»
Далее определим сколько учеников имеют рост выше среднего. (Самостоятельно)
Слайд 18Теперь посчитаем количество учеников выше среднего роста:
K=0
FOR I=1 TO 10
IF R(I)
> SR THEN K=K+1
NEXT I
PRINT «Учеников выше среднего роста -»; K; «человек»
Данный пример можно делать с меньшим количеством циклов. Но мы только начали работать с массивами, поэтому задача расписана подробно.
Слайд 20Массив используют в следующих случаях:
Когда все данные для работы программы должны
быть представлены в памяти компьютера, например для сортировки этих данных.
Когда результаты работы программы должны быть сохранены в памяти компьютера и несут одинаковую смысловую функцию
Слайд 21Самостоятельная работа.
Посчитайте средний возраст вашей семьи.
В магазине 15 наименований шоколада по
разной стоимости. Сколько видов шоколада по цене выше среднего.
В спортивной секции занимаются 12 ребят разных возрастов. Посчитайте сколько учеников ниже среднего возраста.
Посчитайте среднюю температуру воздуха на этой недели.
Слайд 22
ВЫ познакомились с новым понятием программирования – массивы, научились решать некоторые
стандартные задачи на одномерные массивы. Задач на обработку массивов данных встречается очень много и мы должны научится решать эти задачи, в том числе и с помощью языков программирования.
Итог урока: