Слайд 1«Основы языка программирования Паскаль»
Разработка учителя
математики и информатики
Мишхожевой Л.Х.
2019 год
Слайд 3Содержание:
Алфавит языка
Типы данных
Константы
Переменные
Стандартные функции
Знаки операций
Логические операции
Выражения
Запись выражений
Порядок вычисления
выражений
Структура программы
Операторы ввода
Операторы
вывода
Слайд 4Алфавит языка
Латинские буквы: A, B, C, …, Z; a, b,
c, …, z. Прописные и строчные буквы не различаются.
Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Специальные символы: | { } | [ ] | ( ) | ‘ | := | ; | : | . | ^ | @ | # | $ |.
Знаки операций.
Служебные слова.
Слайд 6
2. Действительный (вещественный) тип
Real
Под хранение значений действительного типа отводятся ячейки длиной
в 6 байт. В программе может записываться в двух формах:
а) естественная форма (в виде последовательности цифр со знаком или без, в которой целая и дробная част разделены точкой):
+13.167; -0.002; 1112.5;
б) форма с порядком (форма с плавающей точкой) имеет вид mEp, где m – мантисса, р – порядок, Е – десятичное основание степени:
3.123Е- (3,123 ⋅ 10-1), 1234Е12 (1234 ⋅ 1012).
Слайд 7
3. Символьный тип Char
Для хранения данных символьного типа выделяются ячейки длиной
в 1 байт. В программе записывается как любой символ клавиатуры, заключённый в апострофы: ‘ 1 ‘ ; ‘ d ‘ ; ‘ & ‘.
4. Логический тип Boolean
Для хранения данных логического типа выделяются ячейки длиной в 1 байт. В программе записывается:
True – истина, False – ложь.
5. Строковый тип String
Для хранения данных строкового типа отводятся ячейки длиной 256 байт. Первый байт содержит признак строки, поэтому длина строки не должна превышать 255 символов. В программе записывается как последовательность символов, заключённых в апострофы: S:= ‘ информатика ’.
Слайд 8Константы
Константы – это величины, которые в ходе выполнения программы не изменяют
своё значение.
Константы могут задаваться:
в явном виде (тогда вид определяет тип константы)
17 – Integer; 3.14 – Real; ‘h’ – Char; ‘Turbo Pascal’ – String; True – Boolean;
в виде поименованной константы (тогда имя кон-станты должно быть описано и указано её значение)
C1 = 17; C2 = 3.14; C3 = ‘h’.
Слайд 9Переменные
Переменные используются для обозначения величин, которые изменяются в ходе выполнения программы.
Для обозначения переменных используются имена (идентификаторы). В качестве имён можно использовать последовательность латинских букв, цифр, знак подчёркивания. Имена должны начинаться с буквы.
Max; Summa_1; Y_34
Переменные бывают простые (одному имени соот-ветствует только одно значение) и структуриро-ванные (одному имени соответствует совокупность значений).
Слайд 16Порядок вычисления выражений
Вычисления в круглых скобках.
Вычисление значения функции.
Унарные операции (отрицание, возве-дение
в квадрат, извлечение корня).
Операции умножения и деления (*, /, div, mod, and).
Операции сложения и вычитания (+, -, or, xor).
Операции отношения (=, <>, <, >, <=, >=).
Слайд 17Задание 1.
а) Записать числа в форме с плавающей точкой:
234 ⋅ 105;
7698.76 ⋅ 10-7; -67 ⋅ 10-1.
б) Записать числа в естественной форме:
134Е-2; 67858Е-3; 56.876Е+2; 456.6Е03; -43.89Е+05.
Задание 2.
Вычислить:
а) 27 div 4; 27 mod 4; 3 div 5; 3 mod 5; -14 div 3; -14 mod 3.
б) trunc (8.999); round (8.999); trunc (-43.65); round (-43.65).
в) succ (5); succ (-5); pred (5); pred (-5); succ (-23).
г) 5 > 3; 11 <> 11; 90 <= 91; 12.3 – 12 >= 0.1 + 0.2; 34.8 < 34.
Слайд 18Выражение
Выражение состоит из операндов и операторов. Операндами выражений
могут быть константы и переменные. Операторы находятся между операндами и обозначают действия, выполняемые над операндами.
При записи выражений между операндом и оператором, за исключением операторов div и mod, пробел можно не ставить.
Операторы имеют разный приоритет. Приоритет операторов влияет на порядок их выполнения. При вычислении значения выражения сначала выпол-няются операторы с более высоким приоритетом. Если приоритет операторов одинаковый, то сначала выполняется тот оператор, который стоит левее.
Слайд 19Запись выражений
При записи выражений на языке програм-мирования не
допускаются: верхние и нижние индексы, многоэтажная запись. Для задания нужного порядка выполнения операций можно использовать скобки. При записи выражений, содержащих скобки должна соблюдаться парность скобок, т.е. число открывающихся скобок должно быть равно числу закрывающихся скобок.
Пример записи выражения на языке программирования:
(a * b – c) / (a + c / b).
Слайд 20Задание 3.
Записать выражения на языке Паскаль:
Слайд 21Структура программы
Заголовок программы
Соглашения
Описание стандартных модулей
Описание меток
Описание констант
Описание
переменных
Описание процедур и функций
Исполняемая часть
Слайд 22I. Заголовок программы
program < имя > (входной файл, выходной файл)
Входной файл
– файл, содержащий данные (input); выходной файл – файл, куда записываются результаты работы программы (output).
Варианты записи написания программы:
Без заголовка.
В виде Program имя программы.
Выше указанный (полный вариант).
Слайд 23II. Соглашения
1. Описание стандартных модулей.
Этот раздел начинается со служебного
слова uses, за которым следует имя модуля. Например: uses crt; uses graph. В том случае, если необходимо подключить несколько модулей, их имена перечисляются через запятую.
2. Описание меток.
Раздел начинается служебным словом label. В данном разделе описываются метки, по которым будет работать оператор безусловного перехода. В качестве меток обычно выступают целые числа. Например: label 1, 2, 3.
Слайд 243. Описание констант.
В этом разделе описываются величины, значения которых не будут
изменяться при исполнении программы. Например: const a = 10; b = 8.
4. Описание переменных.
Раздел начинается со служебного слова var, за которым следуют имена переменных с указанием их типа. В случае, если есть несколько переменных одного типа, то они перечисляются через запятую. Например: var a: integer; b, c, d: real.
5. Описание процедур и функций.
В данном разделе описываются подпрограммы.
Слайд 25III. Исполняемая часть
Исполняемая часть начинается со служебного слова begin
и завершается служебным словом end, после которого ставится точка. Между этими словами пишутся операторы, процедуры и другие элементы, управляющие работой программы.
Оператор – указание, которое определяет характер и последовательность выполнения действий по обработке данных, записанное в установленной форме. В одной строке можно записывать несколько операторов, разделяя их точкой с запятой.
Процедура – стандартный алгоритм обработки информации, состоящий из имени, описания и операторов, реализующих процедуру. В исполняемой части программы указывается только имя процедуры.
Слайд 26Оператор вывода
Оператор вывода Write (b1, b2,…, bn), где b1, b2,…, bn
– выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean. При выполнении этого оператора значения выводятся в одну строку. Для удобства восприятия вывода задаётся маска в виде: Write (a : n : m), где а – выводимое значение, n – число позиций, отводимых под значение а, m – число позиций, отводимых под дробную часть. Для более красивого вывода можно использовать запись: Write (‘x1=‘, x1 : 8 : 3, ‘ ‘ : 10, ‘x2=‘, x2 : 8 : 3), где 10 – количество пробелов между значениями.
Оператор вывода Writeln (b1, b2,…, bn) отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
Слайд 27Оператор ввода
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид Read (a1, a2,…,
an), где a1, a2,…, an – имена переменных. Вводимые значения не могут быть логическими. Один оператор Read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами.
Оператор ввода Readln (a1, a2,…, an) отличается от первого тем, что после ввода последнего значения оставшаяся часть строки теряется и следующий оператор Read или Readln будет требовать нового ввода. Чтобы «подсказать» пользователю, какие данные ожидает от него программа, перед каждым оператором ввода следует располагать оператор Write с подсказкой.
Слайд 28Задача 1
Составить программу «Диалог с компьютером»:
Program Lin1;
Var a: String;
Begin
Writeln(‘Я компьютер, а как зовут тебя?’);
Readln(a);
Writeln(‘Очень приятно,’,a);
End.
Слайд 29Задача 2
Даны числа А, В, С. Переприсвоить их значения следующим образом:
А → В → С.
Исходные данные: А=10, В=15, С=20. Результат: А=20, В=10, С=15.
Program Lin2;
Var A,B,C,D: Integer;
Begin
Writeln(‘введите значения переменных А, В, С’);
Read(А,В,С);
D:=C;
C:=B;
B:=A;
A:=D;
Writeln(‘A=‘,A,’B=‘,B,’C=‘,C);
End.
Слайд 30Процедуры
В составе Turbo Pascal есть специальный модуль с именем CRT, в
котором располагаются процедуры и функции для оформления вывода данных:
Clrscr (clear screen) – очистка окна вывода.
Gotoxy(m,n) – установка курсора в позицию m строки n. Левый верхний угол (1, 1).
Textbackground(c) – установка цвета фона; с – число, определяющее цвет (от 0 до 7).
Textcolor(c) – установка цвета шрифта, с может принимать значения от 0 до 15.
Delay(n) – приостановка выполнения программы на n миллисекунд.